Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле".

4-й класс

Задачи:

  1. Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами - Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

  2. Развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

  4. Развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом,

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, компьютерная презентация, видеофрагменты "Александр Невский", дополнительный материал, исторические даты.

Ход урока:

  1. Организация класса (звучит музыка)

Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)1 слайд. Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах давайте проверим как мы изучили страницы истории Древней Руси.

  1. Актуализация знаний

Разгадывание кроссворда.

2 слайд. Нужно разгадать кроссворд по изученному материалу и записать ключевое слово.

  1. Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)

  2. Как называли добрых молодцев Древней Руси?(богатыри)

  3. Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------? (Солнышко)

  4. Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? (Олег)

  5. Как другим словом назывался храм на Руси? ( собор)

  6. На чём писали в Древней руси? (Береста)

  7. Как прозвали князя Олега? (вещий)

  8. Записи о важнейших событиях(Летопись)

  9. Кто были советниками и помощниками князя?(бояре)

Какое ключевое слово получилось? Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать - что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре.

3.Введение в тему (под музыку ученик читает стихотворение).

- 3 слайд. Давайте послушаем стихотворение «Русь», которое написал известный поэт Иван Саввич Никитин.

Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (О нашествии на Русь)

- Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.

- 4 слайд. В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.

Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.

5 слайд. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.

4.Изучение нового материала.

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Сегодня на уроке мы поговорим о трёх событиях, произошедших в трудные времена на Руси.

Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)6 слайд. (Карта Руси). Обратите внимание на карту - Русь поделена на княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было согласия. Каждый был сам за себя. В некоторых княжествах и князя не было. В нём управляли богатые люди - бояре. Русь оказалась лакомым кусочком, не защищённым от врагов.

А кто позарился на Русь? Мы с вами узнаем в процессе исследования.

Сейчас вы объединитесь в группы историков-исследователей. Каждой группе будет дано задание: выяснить - кто были захватчики. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

(дети работают по учебнику и плану)

1 группа

  1. Кто напал с Востока? Когда? (монголо-татары в 13 веке, в 1237г.)

  2. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

  3. Какие города подверглись нападению? (Рязань, Владимир)

  4. Какой город на пути захватчиков оказался «злым» городом? (Козельск)

  5. Что такое Золотая Орда? (государство монголо-татар)

  6. Что выплачивали русские князья монголо-татарам? (дань)

Дети: (В 13 веке в 1237 году на Русь напал хан Батый. Подверглись нападению города Рязань, Владимир. Козельск оказался «злым» городом. Русские князья выплачивали монголо-татарам дань.)

-Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс) Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)7 слайд. Да, посмотрите как выглядели монгольские воины, как они были вооружены, в каких жилищах они жили. И как были одеты русские воины.

Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)Первым русским городом на пути Батыя оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмощи. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

- В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

- Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане, монголы прозвали Козельск «злым городом».

- В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

- От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

- Дань - это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья.)

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков. Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс) Слово даём 2 группе.

2 группа.

1.Кто напал с северо- запада? ( шведы )

2.В каком году это произошло?(в 1240г.)

3.На какой реке произошло сражение? (Неве)

4.Какой князь со своей дружиной выступил против них? (Александр)

5.Чем закончилась битва? (шведы были разбиты)

6.Какое прозвище получил Александр после этой битвы? (Невский)

Дети: ( В 1240 году с северо-запада на Русь нападают шведы. Это сражение произошло на реке Неве. Князь Александр со своей дружиной разбил шведов. После этой победы его стали называть Александр Невский.)

- Совершенно верно. Шведы были разгромлены. Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс) Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)

- А Какие цели преследовали шведы? (захват территории и обогащение)

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? (Обессилена Русь от порабощения монголо-татар, Новгород - богатый город не был захвачен монголо-татарами и отсутствие князя)

Беда так же пришла и с запада от немецких рыцарей-крестоносцев. Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс) Отвечает 3 группа.

3 группа.

  1. Кто и в каком году напал с запада?(рыцари-крестоносцы в 1242 году)

  2. Где это произошло? (на льду Чудского озера)

  3. Какое название получила эта битва? (Ледовое побоище)

  4. Как строились в бою рыцари- крестоносцы? (клином)

  5. Чем были вооружены русские воины? (луками, топорами, мечами и крючками)

  6. Почему потерпели поражение рыцари- крестоносцы? (из-за тяжелых доспехов).

Дети: В 1242 году с запада напали на Русь рыцари- крестоносцы. Битва произошла на Чудском озере. В бою рыцари- крестоносцы строились клином. Русские воины были вооружены луками, топорами, мечами и крючками. Из-за тяжёлых доспехов рыцари, проваливались под лёд и тонули в озере.

- А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года) Картинка с крестоносцами и ролик со священником.

- Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест)

- Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них?

Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский» о крестоносцах.

- Какие слова сказал предводитель рыцарей? (Приглашаю вас на травлю русского зверя)

- Что он имел в виду? (Они хотели поработить русский народ, захватить его территорию и обратить в свою веру).

- Внимательно послушайте, о чём говорит Александр Невский с новгородцами.

Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский» (бояре зовут Александра).

- Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

- К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской)

- Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

- Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? Зная, что часть льда на озере слегка подтаяла. (Доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть)

В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

- Действительно, так и случилось. Сейчас мы посмотрим анимацию «Ледовое побоище» и ответим на вопросы:

1. Как построили свои войска крестоносцы?

5. Музыкальная пауза.

2. Как построил свои войска Александр?

3. Как проходила битва и чем закончилась?

Видеоролик на Чудском озере.

- 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

6. Проверка знаний( тест).

«Трудные времена на русской земле»

  1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый; б) Чингисхан; в) Тэмуджин.

  1. Какой город первым оказался на их пути?

а) Новгород; б) Рязань; в) Владимир.

  1. Какой русский город за упорное сопротивление прозвали «злым городом»?

а) Смоленск; б) Киев; в) Козельск.

  1. Как стало называться государство монголо-татар?

а) Золотая Орда; б) Монгольская Орда; в) Татарская Орда.

  1. Столицей монголо -татарского государства был город:

а) Галич; б) Сарай; в) Полоцк.

  1. Что выплачивала Русь Орде?

а) дань; б) выкуп в) налог.

  1. Кто нанёс удар по северо-западным рубежам Руси?

а) шведы; б) монголы; в) татары.

  1. Решительный отпор врагам дал новгородский князь:

а) Владимир; б) Ярослав; в) Александр.

  1. Какое прозвище получил новгородский князь за первую победу над врагами?

а) Мудрый; б) Вещий; в) Невский.

  1. Рыцари-крестоносцы были разбиты на льду:

а) Ладожского озера; б) Чудского озера; в) Онежского озера.

  1. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 года; б) 5 мая 1242 года; в) 5 апреля 1241 года;

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



сУрок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)Урок окружающего мира Трудные времена на русской земле (4 класс)амооценка

7.Итог урока.

- Александр Невский - великий человек. Он был возведён в лик святых. Слайд с иконой. Во многих городах ему были поставлены памятники. Слайд. И в нашем районе есть памятник Александру Невскому на «сомовских» горах. Слайд. Не так давно на первом канале проходил проект «Имя России». Именем России был выбран Александр Невский. Роль Александра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло Солнце Земли русской». Послушайте, что сказал Александр после битвы на Чудском озере.

Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский».

- Как вы понимаете его слова? Какова их главная мысль? (Защита Родины - святая обязанность каждого гражданина)

- Я думаю, что вы всегда будете следовать этому совету.

- Молодцы! Спасибо за урок!

8.Домашнее задание.

Каждой группе сделать книжку.





1 группа

  1. Кто напал с Востока? Когда? (монголо-татары в 13 веке, в 1237г.)

  2. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

  3. Какие города подверглись нападению? (Рязань, Владимир)

  4. Какой город на пути захватчиков оказался «злым» городом? (Козельск)

  5. Что такое Золотая Орда? (государство монголо-татар)

  6. Что выплачивали русские князья монголо-татарам? (дань)

Дети: (В 13 веке в 1237 году на Русь напал хан Батый. Подверглись нападению города Рязань, Владимир. Козельск оказался «злым» городом. Русские князья выплачивали монголо-татарам дань.)

2 группа.

1.Кто напал с северо- запада? ( шведы )

2.В каком году это произошло?(в 1240г.)

3.На какой реке произошло сражение? (Неве)

4.Какой князь со своей дружиной выступил против них? (Александр)

5.Чем закончилась битва? (шведы были разбиты)

6.Какое прозвище получил Александр после этой битвы? (Невский)

Дети: ( В 1240 году с северо-запада на Русь нападают шведы. Это сражение произошло на реке Неве. Князь Александр со своей дружиной разбил шведов. После этой победы его стали называть Александр Невский.)

3 группа.

  1. Кто и в каком году напал с запада?(рыцари-крестоносцы в 1242 году)

  2. Где это произошло? (на льду Чудского озера)

  3. Какое название получила эта битва? (Ледовое побоище)

  4. Как строились в бою рыцари- крестоносцы? (клином)

  5. Чем были вооружены русские воины? (луками, топорами, мечами и крючками)

  6. Почему потерпели поражение рыцари- крестоносцы? (из-за тяжелых доспехов).

Дети: В 1242 году с запада напали на Русь рыцари- крестоносцы. Битва произошла на Чудском озере. В бою рыцари- крестоносцы строились клином. Русские воины были вооружены луками, топорами, мечами и крючками. Из-за тяжёлых доспехов рыцари, проваливались под лёд и тонули в озере.



© 2010-2022