Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный король». (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. (УМК «Начальная школа ХХI века») Тема урока: Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный король». (УМК «Начальная школа ХХI века») Класс: 4 Тип урока: интегрированный Цель урока: подготовить учащихся к восприятию главной мысли сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» Задачи: Образовательные: - познакомить с содержанием сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»; - заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра (народной, волшебной сказки); - формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать; Развивающие: - развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали; - обогащать словарь учащихся; - развивать творческое видение учащихся, воображение, память; - формировать умение грамотно работать с книгой. Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и помочь им; - развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников; - продолжить формирование интереса к предмету.

Оборудование:

Учебники Ефросининой Л. А., Омороковой М. И. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х частях. - 2010. Сказка Гофмана Э. Т. А. «Щелкунчик и Мышиный король». - М.: «Детская литература», М.: Детская литература, 1999 Диск с музыкой П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Ход урока.

1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Чтение понравившихся отрывков из главы «Чудеса». - Почему глава называется «Чудеса»? Прочтите то место в тексте, которое это подтверждает - Знаете ли вы, в какой авторской сказке тоже происходят чудесные события в то же самое время, что и в главе «Чудеса»? («Золушка» Ш. Перро) - Удалось ли автору передать вам чувство страха, которое овладело Мари от нашествия мышей? - Что использует для этого автор? (Звуки) - Какие это были звуки? (Хихиканье, шёпот, шорох, беготня, топот). - Обратимся к музыке П. И.Чайковского, так ли вы это слышите? 3. Постановка цели урока. - Как вы думаете, могут ли это быть реальные события? (Нет, это сказка) - Какого типа эта сказка? (Волшебная) - Докажите, что это волшебная сказка. Что в ней из волшебного мира? Запись на доске: волшебный герой (Щелкунчик), ночь - время волшебства, часы - волшебный предмет. - Сегодня нам предстоит узнать продолжение ночного события и сделать вывод об отличии авторской сказки от народной. 4. Первичное восприятие текста. Чтение сказки учителем и подготовленными детьми. 5. Анализ главы «Битва». а) Словарная работа. - Прочтите слова, записанные на доске: Кирасиры, драгуны, гусары - Есть ли сноска к записанным словам в учебнике? (Да) - Где мы можем уточнить значение этих слов? (В словаре) Кирасиры - солдаты или офицеры тяжёлой кавалерии, носившие латы (кирасы). Драгуны - солдаты или офицеры-кавалеристы, обученные действовать как в конном, так и в пешем строю. Значение слова гусары дети находят в толковом словаре. б) Словесное рисование. - Что вы представляете при чтении этой главы? - Какие цвета можно использовать для изображения битвы? Почему? - Можно ли эти цвета назвать волшебными? в) Обсуждение прочитанного. - Как вы объясните тот факт, что куклы повинуются Щелкунчику? (Они считают его своим королём) - Можно ли назвать Мари храброй девочкой? Докажите это словами из текста. Используйте главы «Чудеса» и «Битва». - Найдите в этих двух главах все точки перехода из реального мира в волшебный и наоборот. Прочитайте. (В главе «Чудеса» этот переход отмечен боем часов, а в главе «Битва» обратный переход отмечен тем, что Мари бросила в Мышиного Короля туфлей, и - «В тот же миг всё словно прахом рассыпалось»). - Этот переход связан с попаданием в другое пространство? (Да) - В другое время? - Сопровождается ли этот переход волшебными словами? (Тик-и-так, трик-и-так, бум-бум, щёлк-щёлк - звукоподражания) - Звуковыми и световыми эффектами? (Звуковые эффекты: барабанная дробь, стеклянные дверцы шкафа дрожат и дребезжат ,Панталоне оглушительно свистит, слышится ржание и топот, грохот пушек, пищали и визжали Мышиный Король и мыши и т.д. Световые эффекты: тысячи крохотных огоньков мышиных глаз, сверкание семи корон на головах Мышиного Короля, страшное освещение внутри шкафа). - Как вы думаете, можно ли переложить эту битву на музыку? Какая это должна быть музыка? г) Повторное чтение. - Сейчас вы прочтёте эту главу под музыку П. И.Чайковского и подумаете, насколько точно отражено это событие в музыке. 5. Сопоставление авторской и народной сказки. - Что важнее в народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»: волшебное пространство или волшебное время? А в сказке Э.Т.А. Гофмана? - Что важнее в народной сказке: волшебное слово или звуковые и световые эффекты? А в сказке Э.Т.А. Гофмана? Составим таблицу.
Народные сказки Сказка Гофмана Два мира: свой - чужой Время: день - ночь Волшебные помощники --- Волшебные числа --- Волшебные слова Звук, свет, волшебные слова 6. Подведение итога урока. - Кто из героев вызывает у вас уважение? - Вы хотели бы оказаться на месте Мари? Почему? - Какова главная мысль сказки? - Что общего и в чем различие народных и волшебных сказок? Какие еще волшебные сказки вы знаете? 7. Домашнее задание. Проиллюстрировать текст на стр.103 - 107. Прочитать другие сказки Э. Т. А.Гофмана.



© 2010-2022