Рабочая программа по риторике в 4 классе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Железногорская санаторная школа-интернат»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

__________________________

Протокол № _______________

от «___» ___________ 2015 г

Руководитель ШМО _________

«Согласовано»

Зам.директора Железногорской санаторной школы-интерната

_____________

«____» _____________ 2015г

«Утверждаю»

Директор Железногорской санаторной школы-интерната

В.П.Пасечкина _____________

«____» ______________ 2015г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Риторика»

для 4 А класса












Составитель:

учитель начальных классов Терехова Р. П.









г. Железногорск

2015 - 2016 учебный год




Пояснительная записка

Статус документа

Данная программа разработана на основе федерального стандарта основного общего образования, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (2004 г.) и обеспечена учебниками «Детская риторика» для 4 класса под редакцией Т.А.Ладыженской

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.


Цели изучения учебного курса

Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»

Задачи образовательного курса «Риторика»:

  • формировать умение анализировать и оценивать общение, созданные тексты;

  • формировать умения говорить, слушать, писать, читать - умение общаться;

  • обучать искусной, красивой речи;

  • формировать общекультурные навыки;

  • воспитывать взаимопонимание в процессе общения;

  • учить детей пользоваться даром слова;

  • формировать умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение, оценивать его реализацию;

  • развивать навыки коммуникации.


Общая характеристика учебного курса

Образовательный курс направлен на развитие функциональной грамотности школьника, на интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию, на развитие навыков успешного и эффективного общения и носит практический характер.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок - «Общение» даёт представление о:

- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

- компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

ВРабочая программа по риторике в 4 классеторой блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о:

- тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

- типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

- речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края

Результаты изучения учебного курса

Содержание учебного предмета направлено на освоение личностных, метапредметных и предметных результатов, что соответствует Образовательной программе школы.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

- отличать истинную вежливость от показной;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

- различать описания разных стилей - делового и художественного;

- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

- анализировать словарные статьи;

- реализовывать словарные статьи к новым словам;

- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

- редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

- различать общение для контакта и для получения информации;

- учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

- уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

- определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

- называть основные признаки текста, приводить их примеры;

- называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

- анализировать типичную структуру рассказа;

- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

- объяснять значение фотографии в газетном тексте;

- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках - методические рекомендации для учителя 4 класс, М.: Ювента; Баласс, 2007 год.

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М.: Баласс; Ювента, 2008

  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Баласс; Ювента.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. - 2009. - № 2.

  • Программа курса «Детская риторика» Т.А.Ладыженская. Сборник программ

«Образовательная программа «Школа 2100» / под ред. А.А.Леонтьева - М.: Баласс,

Ладыженская Т.А./

  • Детская риторика в рассказах и рисунках - учебная тетрадь для 4 класса, М.: Ювента; Баласс, 2011 год.




Тематическое планирование

Риторика, 4 А класс

2015 - 2016 учебный год


№ урока

Сроки изучения учебного материала

Разделы,

темы и тип уроков

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

Контроль

(форма, дата)

Наглядность

ТСО

Раздел 1. Общение (10 часов)



1-2

5.09




12.09

Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь.

Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься.


2


Называть компоненты речевой ситуации.

Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным.

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт.

Устный опрос



Презентация



3-4

19.09


26.09

Улыбнись улыбкою своею.


Улыбка в жизни помогает.

(улыбка как важное несловесное средство общения


2

Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику.

Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения.

Анализ ситуаций

Наглядное пособие по теме «Осень»

Устный опрос

Демонстрационные

таблицы


5

3.10

Особенности говорения. Словесные и несловесные средства общения.

1

Называть словесные и несловесные средства устной речи.

Объяснять роль пауз, логических ударений.

Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении.

Демонстрировать уместное употребление несловесных средств.

school-collection.edu.ru/

6

10.10

Речевые отрезки и паузы.

Быстрые стихи


1

Устный опрос



7-8


17.10


24.10


Успокоить, утешить словом.

Утешить - помочь, утешить - поддержать.

2

Называть этикетные формулы утешения.

Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации.

Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.

Устный опрос

видеофильм

Текущий контроль


9

31.10

Какой я слушатель.

1

Оценивать себя как слушателя.

Устный опрос


10

14.11

Я - читатель.

1

Оценивать себя как читателя.

Устный опрос


Раздел 2. текст (12 часов)


11

12

13


21.11


28.11


5.12


Типы текстов. Тексты аргументированные

и неаргументированные

Яркие признаки текста.


Абзацные отступы, завершающий абзац.


3

Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений - абзацев.

Называть признаки текста.

Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам.

Текущий контроль

Наглядное пособие по развитию речи

14

12.12

Запрет-предостережение, запрет - строгий и мягкий.

1

Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации.

Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения.

Устный опрос


15

16

19.12


26.12

Знаки вокруг нас, дорожные знаки.

Знаки-символы и знаки-копии.

2

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни.

Различать знаки-символы и знаки-копии.

Называть языковые знаки.

Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.

Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.

Текущий контроль

Демонстрационные таблицы

17

18

16.01

23.01

Опорные конспекты. Деловое и художественное описание.

Составляем опорный конспект. Мы пишем описания

2

Устный опрос

school-collection.edu.ru/

19


30.01

Описание - деловое и

художественное.

Вежливая оценка.



1


Различать описания разных стилей.
Реализовывать описания двух разных стилей.

Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости.

Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д.

Письменный опрос


20

21

22

6.02


13.02



20.02

Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение).

Структура аргументов.

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

Вступление и заключение.

3

Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении.
Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств.
Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами.

Текущий контроль

Наглядное пособие по развитию речи

Раздел 3. речевые жанры (8 часов)





23

24


27.02

5.03


Словарная статья.


2


Анализировать словарную статью.

Реализовывать словарную статью к новым словам.

school-collection.edu.ru/

25

26


12.03

19.03

Рассказ.

Хочу рассказать.


2

Анализировать типичную структуру рассказа.

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. Анализировать словарную статью.

Практическая работа

компьютер


27

28



2.04


9.04

Служба новостей, что такое информация.

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.



2

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.
Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.
Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата

Текущий контроль

презентация


Устный опрос


Практическая работа


29

30

16.04


23.04

Информационные жанры: хроника, заметка.

Подпись под фотографией.

2

Раздел 4. обобщение (4 часа)

31

30.04

Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры

1

Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности.

Называть изученные речевые жанры. Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются.

Называть этикетные речевые жанры. Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1-4-м классах жанрам.

Оценивать свои речевые привычки.

Формулировать правила эффективного общения.

Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач.

Тематический контроль: практическая работа


32

7.05

Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги

1

Тематический контроль: разыгрывание этикетных диалогов


33

14.05

Речевые привычки

1

Тематический контроль: итоговый тест


34

21.05

Учись красноречию. Майская газета

1

Итоговый контроль

презентация


© 2010-2022