Статья Наши первоклассные проекты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наши первоклассные проекы.

«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.»
М.Монтень


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.

Как учителя начальных классов меня всегда волновал низкий уровень сформированности исследовательских навыков и отсутствие познавательного интереса у детей в нахождении ответов на возникающие в процессе обучения вопросы и проблемы. Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что наиболее интересным и продуктивным способом стимулирования и развития данных навыков является проектная деятельность.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся младшего школьного возраста, реально и целесообразно примененять метод проектов уже с первого класса. Тем более что в новых стандартах (II поколения) эта работа включена не только в учебную, но и во внеурочную деятельность.

Уже в первой четверти в букварное время у нас стартовал проект «О чем расскажут буквы». Все этапы проекта логически связаны между собой - от изучения отдельных букв до чтения книг.

В ходе изучения букв на первых уроках мы предлагаем детям начать сказочное путешествие по городу «Букваринску». В первой беседе детям предлагается высказать мнение о том, кто может жить в этом волшебном городе, в великолепных замках. (Звуки, буквы) Повторили известные детям буквы и т.д. При изучении букв ребятам предлагались несложные, но очень интересные творческие задания, дети вырезали буквы, мастерили их из различных материалов, рисовали, придумывали веселые картинки «Найди букву в рисунке». В ходе работы над проектом первоклассниками были созданы свои словарики на каждую букву алфавита. На уроках обсуждались самые интересные работы. Эта работа помогла более прочно и осознанно запомнить буквы русского языка, вызвала живой интерес к обучению.

Защита проектов была продолжена на празднике "Прощание с Букварем», который состоялся в феврале.

На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Птицы моего города». Для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов. Интересными были работы над проектами «Креативная ёлка», «Ёлочная гирлянда», "Мой безопасный маршрут в школу", «Портрет моей семьи», «Театр для всех» и др. Каждую субботу ребята нашего класса посещают занятия в театральной студии «Три «И» (Импровизация, Интуиция, Игра) (Художественный руководитель- Ольга Анатольевна Грачева.

В ходе работы над проектами новогодней тематики учащиеся были разделены на инициативные группы (по интересам):

  1. "Умельцы" - изучали вопросы, связанные с изготовлением новогодних украшений;

  2. "Умники" - изучали вопросы, связанные с возникновением праздника и традициями его празднования в других странах;

  3. "Затейники" - изучали вопросы, связанные с играми, песнями, которые исполняют в новогодний праздник.

Однако дети отметили, что ёлочка- настоящая новогодняя красавица. О ней написано много песен, стихов. Люди восхищаются её убранством, красотой, радуются празднику, но её очень жалко. Почему? Она дарит нам радость ценой своей жизни! И мы приняли решение, что не обязательно рубить ёлочку, пусть она живет в лесу и радует нас. Ребята смастерили очень много ёлочек сами, своими руками, украсили их самодельными гирляндами, елочными игрушками, хлопушками. А 25 декабря мы пригласили на новогоднюю сказку « В лесу под Новый год» своих родителей. Ребята предстали перед родителями в различных образах. Ведущие праздника Зайчонок и Бельчонок пригласили всех на сказочную полянку. Баба Яга, которая вдруг захотела стать Снегурочкой, и Черный кот, притворившийся Снежинкой, решили испортить всем Новый год. Но наших ребят так просто не проведёшь. Они смогли перевоспитать Бабу Ягу и её помощников, за что получили от Деда Мороза грамоты и подарки.

Работа над проектом сплотила детей, научила их ответственности. Дети получили навык работы в группах, научились находить информацию из дополнительных источников, наблюдать, исследовать. Многие ученики раскрылись для всех с новой стороны. Известно, что человек запоминает до 90% того, что он делает сам. Так при помощи проектов дети сами добывают знания, что соответствует ФГОС второго поколения.

Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями, что очень ценно для развития детско-родительских отношений. Не секрет, что из-за занятости родители уделяют недостаточно времени своим чадам, а зачастую и просто не умеют общаться со своими детьми. Участие в проекте дает родителям возможность окунуться в интересы ребенка, сплотить всех членов семьи. Взрослые помогают детям рекомендациями, в совместном поиске и сборе информации, в оформлении слайдов. И ничего нет плохого в том, что родители уделяют время своему ребенку, главное, чтобы ВМЕСТЕ, а не вместо.

Но большую часть проектной работы выполняет сам ребенок: проводит анкетирование, обрабатывает результаты, подбирает нужный информационный материал и самое главное, выступает с защитой своего проекта сам ребенок, сам представляет продукт своей работы, отвечает на вопросы одноклассников. Ребенок учится брать на себя ответственность. Для некоторых детей это возможность выделиться, показать себя, стать храбрее. Как приятно видеть ребенка, который горд и счастлив своим выступлением, проделанной работой. Приятно наблюдать те мгновения, когда ребенок встречается с гордым взглядом родителей, учителя или друга, и читает в их глазах: «Ты молодец!»

Конечно, учитель направляет и контролирует всю работу над проектом. И начинала я работу над проектами с консультации для родителей. Нами была разработана «Памятка для родителей», в которой объяснялась структура работы, степень родительской помощи ребенку и уровень самостоятельного исследования.

А ещё в нашем классе ежемесячно выпускается классная газета «На волне событий». Это прекрасная возможность организации проектной деятельности, привлечение всех участников учебного процесса (учащихся, родителей, учителя) к единому делу. Каждый раз, читая газету, мы лучше узнаем друг друга (рубрика «Знакомтесь - это мы»), учимся понимать и уважать своих друзей- одноклассников, учимся реализовывать идеи сообща с учетом способностей и талантов каждого члена нашего коллектива. Газета - важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования, и форма взаимодействия (ученик+ родители +учитель), и средство развития творческих способностей наших детей, их самовыражения.

У всех учащихся нашего класса есть личное портфолио, где они ежемесячно отмечают свои достижения. Так как успех понимается нами как рост личности по сравнению с собой в прошлом, то позитивное продвижение личности за определенный период - это и есть его успех. В конце четверти проводится церемония награждения - вручение грамот и свидетельств нашим участникам проекта за его успехи.

Проектная деятельность мне лично очень нравится. Этот метод обучения может быть использован при изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.
Он уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, потому что проект формирует невероятно большое количество умений и навыков. Он незаменим, так как проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности.
Проект многогранен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!



© 2010-2022