Тема урока: Буква Ж, ж. Правило жи-ши

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок грамоты

Тема: Буквы Ж,ж. Правило ЖИ-ШИ

Цель: Обобщить, повторить и закрепить умение использовать правило ЖИ - ШИ. Расширить кругозор, сформировать навыки внимания и самоконтроля, расширить словарный запас учащихся, развить речь, мышление, привить любовь к родному языку, воспитать трудолюбие и аккуратность.

Этапы урока

Деятельность учителя

Модули 1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

2. Изучение нового материала.











Рефлексия

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

(Снежинки на доске. Дети сами выбирают снежинку)

Давайте соберем снежинки и ответим на вопросы, получим ответы и отправимся в путь.

Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас в путь до станции Повторялкино. (Музыка)

В каждом вагоне маленькие, удобные для поездки комнаты - купэ. Давайте познакомимся с пассажирами.

Здесь едут девочка Маша со своим рыжим котом Васькой.

- Дети, какое правило мы можем здесь вспомнить? (Имена пишутся с заглавной буквы)

(Доска: Маша, кот, Васька)

Почему Маша и Васька пишутся с большой буквы? (Имя девочки и кличка)

Составьте предложения с этими словами.

Что такое предложение?

(Доска закрыта) У Маши жил рыжий кот Васька.

Вставьте пропущенные буквы и обьясните.

Сколько слов в этом предложении (6). Составьте схему.

Рисунок на доске

  1. Готовь сани летом, а телегу зимой.

  2. Шила в мешке не утаишь.

  1. Он ходит, голову задрав,
    Не потому, что важный граф,
    Не потому, что гордый нрав,
    А потому, что он . . . (Жираф)

  2. Хвост виляет,
    Зубаста, а не лает. (Щука)

  3. Живут в норке,
    Грызут корки.
    Короткие ножки
    Боятся кошки. (Мыши)

  4. В клубок свернуться,
    Взять не даются. (Ежи)

Звукобуквенный анализ слова "ЕЖИ". Сколько букв в этом слове -

Сколько звуков - 4. Объясните Е-Й, Е-Э

На какие орфограммы эти слова?

Какое правило надо вспомнить?

Сколько слогов в каждом слове?

Какой слог ударный?

Посмотрите внимательно и вы увидите слова на знакомую орфограмму. (ЖИ-ШИ)

(Рисунок на доске).

-Какое время года изображено на рисунке? (Зима)

-А какой праздник мы справляли зимой?(Новый Год)

-А что наряжают на Новый Год? (Елку)

-А чем же мы ее нарядим? Ведь у нас ничего нет.

-А давайте нарядим ее отгадками.

Слушайте внимательно.

Слышит мишка краем уха
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Муху слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Почему над ухом . . . (Шишка)

Ребенок берет игрушку в виде шишки и вешает ее на елку.

Объясни, какая орфограмма в этом слове. Вставь пропущенную букву

Аналогичная работа проводится с остальными отгадками.

Под полом таятся,
Кошек боятся . . . (Мыши)

Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

Не портные,
А всю жизнь с иголками. (Ежи)

Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома
Дождь идет - у нас работа?
Топать, шлепать по болотам. (Галоши)

Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставим две ноги,
И по большим снегам беги. (Лыжи)

Палочки волшебные
Есть у меня, друзья,
Палочками этими
Могу построить я:
Башню, дом и самолет,

КМ

ФО



ИКТ



Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж. Дата:

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока: образовательные: познакомить с буквой Ж и звуком [ж];учить выполнять звукобуквенный анализ слов;учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой. Развивать фонематический слух, внимание, память, словесно - логическое, наглядно - образное мышление; воспитывать интерес к чтению;

Этапы урока

Деятельность учителя

Модули 1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.


3. Постановка учебной задачи.








- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся, а также определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко».

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….

Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим.

Весело нам бегать

Босиком по ….

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе….

- Назовите первые звуки слов - отгадок.

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).





Рефлексия

-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в группах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким? 4. Игра «Подбери слово» - Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко? - Придумайте слова с новым звуком. - Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный - ему низкий поклон, а если нет - прячемся под парту.

6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?

- Многие поэты заметили сходство буквы Ж,

с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи.

7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

- Прочитайте слоги.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

- Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему?

5. Первичное закрепление.

1.Чтение слов, загадок

Дифференцированная работа по учебнику

(с.122)

1 группа

- Прочитайте слова, найдите слова - названия животных.

2 группа

- Прочитайте слова, найдите слова - действия.

3 группа

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- Что интересного в этих загадках?

2. Физкультминутка

ЖУК

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках -

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

3. Занимательные задания

Дифференцированная работа в группах по учебнику (с.123)

1 группа

- Составьте слова со слогом «жа».

2 группа

- Составьте новые слова, меняя одну букву.

3 группа

- Игра «Найди слово в слове».

4. Чтение рассказа «Жаба и жук».

- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- Кто прочитает рассказ?

Вопросы по содержанию:

- Где жила жаба?

- Кто сел ей на голову?

- Каким был жук?

- Почему жаба прыгнула в воду?

- Какой была жаба?

- Вы можете предположить, что может произойти с жуком после прыжка жабы в воду?

- Вам понравилась Жаба? А Жук?





-Жук, уж, жаба.

-Скажи, покажи, завяжи.

-Еж, снег.

-В загадках есть одинаковые слова, но отгадки совершенно разные.

Выполняют соответствующие движения.





-Жало, жабо, жаба, жара, жалит, сажа, кожа, лужа, ложа.

- Жара, пара, парк, паук.

- Ежик, жеребенок, жаворонок, пожар, этажерка.

Выдвигают версии.

Чтение рассказа детьми вслух.

- У пруда.

- Жук.

-Жук был веселым.

- Чтобы избавится от жука.

- Умной.

- Жук может улететь или утонуть.

6. Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради «Я учусь писать и читать»

- Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква ж.

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.

Красные карточки:

1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

Зеленые карточки:

1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

2.Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры - уж, у Розы - уж.

Жутко жуку жить на суку.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Желтые карточки:

1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.

2. Обведи в кружок все буквы Ж.

Жи-вот, лу-жа, жа-во-ро-нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.

Выполняют задания в парах.

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.

- Если у вас иногда возникали сомнения - солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно - тучку.












-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.

-Да.

-Да

Показывают сигналы.













© 2010-2022