«Школа без агрессии». Конспект практического семинара для педагогов с элементами тренинга

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






«Школа без агрессии».



Конспект практического семинара

для педагогов с элементами тренинга.
















Подготовила и провела

учитель начальных классов

Голубева Л.В.












2010 г.


Цели:

  • Повышение профессиональной компетенции

  • Профилактика профессиональной деформации.

Задачи:

  • Расширить представления педагогов об агрессии и путях её коррекции.

  • Развитие рефлексии.

  • Снятие психоэмоционального напряжения.

  • Развитие навыков саморегуляции.

Участники: учителя начальных классов.

Оборудование и материалы:

  • Стулья по числу участников.

  • Магнитофон.

  • Музыкальные записи.

  • Листы А3, краски, листы ненужной бумаги или старые газеты, мелки, мяч.





Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

душевной боли…

Эрих Фромм.


  1. Вступительное слово.


Мы предлагаем всем участникам задуматься над отрывком статьи Л.М. Фридмана «Философия воспитания человека будущего». «Оглянитесь вокруг себя! И вы увидите, что кругом идет ожесточенная борьба за власть, за обладание, за наживу, за место в обществе, за превосходство в чем-то, за свободу, за территорию. При этом в этой борьбе некоторые используют средства дозволенные и, чаще, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используя свою силу, хитрость и коварство в борьбе со своими соперниками, мошенничество, предлог и даже убийство. Прочтите газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают криминальные истории среди высших чиновников и депутатов, разные разоблачения, убийства и грабежи и многие другие страшные истории. Другой раз даже не верится, что люди могли совершить такое: мать убила своих детей, сын убил своего отца… Вспомните историю. Ведь не было ни одного года, когда где-то на Земле не велись кровопролитные войны - малые и большие, не происходили массовые убийства, захват заложников».

  1. Информационный блок.

Детство - период активной социализации личности, когда происходит овладение номами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одаряемыми. Среди них - детская агрессия. Педагоги отмечают, что участились случаи проявления агрессивности детей о отношению друг к другу. Для решения данной проблемы необходимо разобраться в происхождении такого поведения.
  • Агрессия - (от лат. «agressio» - нападение, приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
  • Агрессивность - это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии (2 слайд)
Доклад. Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). Различают несколько видов агрессии: Прямая агрессия (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом. Физическая - когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергаю за волосы. Материальная - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество. Косвенная агрессия. Частичное игнорирование - непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры) Полное игнорирование - бойкот. Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям. (3 слайд)
  1. Каковы же особенности агрессивных детей?
- понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле - это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений. Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это ещё не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом. Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем - нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы. Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Факторов для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем ит.д. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя (воспринимая) его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье. Основными характерологическими особенностями детей являютя:
  • Восприятие большого круга ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  • Сверхчувствительность к негативному отношению к себе.
  • Заранее настрой на негативное восприятие себя окружающими.
  • Не оценивание собственной агрессии как агрессивное поведение.
  • Постоянное обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении.
  • В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины.
  • Ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  • Боязнь непредсказуемости в поведении родителей.
  • Неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое внимание.
  • Низкий уровень самоконтроля и саморефлексии.
  • Положительное отношение к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
  • Не умение прогнозировать последствия своих действий.
  1. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:
  1. преодолеть трудности;
  2. использует в своем арсенале умение слушать ребенка;
  3. включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка.
  1. Существуют несколько факторов становления детской агрессивности.

Факторы, способствующие становлению детской агрессивности: (5 слайд)
  1. Семья.
  • Плохие отношения с одним или двумя родителями
  • Дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными.
  • Ощущение безразличия к своим чувствам.
  • Отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.
  • Противоречивость требований к ребенку.
(6 слайд) Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
  1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых:
  • Противоречивость требований к ребенку.
  • Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие самоконтроля и саморегуляции с их стороны.
  • Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний (гнев, раздражение, обида….)
  • Использование приказов, обвинений и угроз.
  • Постоянное использование «Ты - сообщений» (как ты смеешь, ты опять…)
  • Негативный стиль общения с ребенком.
  • Вербальное оскорбление детей.
Игнорирование чувств, желаний ребенка. Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение. (7 слайд)
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации. Однако родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «легкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать. Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Требовательность оправданна тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме. В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если это удается длительное время, а затем налагается зареет, то, как правило, результат - проявление агрессивности со стороны ребенка.
  1. Также возникновению детской агрессивности способствуют средства массовой информации.
СМИ: за школьные годы дети проводят у телевизора более 15 тыс. часов и из них 13 тыс.часов наблюдают на экране насилие, смерть и жестокость, что «заражает» их агрессивностью «всерьез и надолго». (8 слайд)
Методы снятия неблагоприятного состояния у ребенка. Достаточно часто учителю приходится разобраться в спонтанно возникшем конфликте между участниками учебно-воспитательного процесса, осуществлять помощь в наличии взаимоотношений, то есть снимать у учащихся состояние озлобленности, агрессии, подавленности, тоски, апатии, неуверенности. Для этого можно использовать различные методы, выбирая наиболее подходящие для конкретной ситуации. Подавление - жестокое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому ребенку. Взрослый силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить её и, заняв господствующее положение, подчинить ребенка себе. Но это может привести ребенка, подростка в ещё более угнетенное состояние. Хотя цель достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития подростка и включение его в деятельность. Идет фиксация внимания только на негативных проявлениях личности, и осуществляется выход на внешнее изменение поведения без учета состояния ученика в данный момент. В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на поступке, а не на личности подростка. Вытеснение - метод используется для устранения отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного состояния: вытеснить - заменить - отвлечь. При использовании данного метода весьма важен уровень профессионализма учителя, так как нельзя сводить усилия только к мунипулированию состоянием ребенка. Вытеснение должно быть мягким, с использованием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания подростка на чем-то важном, не терпящем отлагательства и т.д. Игнорирование - отсутствие реакции на то или иное неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния. Санкционирование - метод, предполагающий разрешение на проявление какого-либо состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Санкционирование оправданно, если проявление неблагоприятного состояния не наносит ущерба самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный метод исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти. Концентрация на положительном - сосредоточение на позитивном в самом ребенке и в другом человеке, животном, предмете и т.д., против кого (чего) была направлена злость, агрессия, раздражительность или гнев. Цель данного метода - научить ребенка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека. Основные характеристики метода, которые делают его универсальным: - принятие негативного поведения как данности, признание за ребенком права на любое эмоциональное проявление; - содействие психическому равновесию - спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия; - учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, подростка. Ситуация успеха - инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие её способностей. Проживая ситуацию успеха ребенок, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент. Высокая мотивация к сотрудничеству предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе, как о значимой, целеустремленной личности в среде одноклассников и взрослых (родителей, учителей). При формировании такой мотивации можно опираться как на личный опыт подростка (часто негативный, то есть «от противного»), так и на позитивные жизненные ценности (семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.) Под авансированием доверия можно понимать обещание ( и обязательное выполнение обещанного) учителем помощи и поддержки ребенку в формировании его нового образа в глазах окружающих. Для этого учитель может провести беседы с родителями и учителями с целью поиска положительных качеств личности подростка в учебной деятельности и во взаимоотношениях в семье. Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивая помощь учителя ребенку в сосредоточении на тех моментах, которые могут помочь ребенку изменить мнение окружающих о себе. Например: - сдерживаться и не отвечать грубостью на грубость; - не считать, что неприязнь кого-либо направлена лично на него; - находить в себе силы и возможности для помощи и поддержки друзей, родителей, классного руководителя; - не стесняться попросить помощи; - постараться увидеть в родителях самых близких людей и опираться на них в сложной ситуации. Социально-педагогическое внушение может представлять собой неоднократное повторение учителем в различных ситуациях (во время краткой встречи на перемене, на улице во внеурочное время, при проведении целевой консультации, при посещении на дому и пр.) следующих высказываний: - что ребенок способен, сможет справиться с проблемой; - что процесс этот трудный и не быстрый, поэтому необходимо терпение и мужество, которых подростку не занимать; - что он, учитель, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки; - как уверенно и достойно будет чувствовать себя подросток после победы над негативными проявлениями своей личности; - что каждому человеку приходится делать выбор, который определяет его будущую судьбу и т.д. Высокая оценка поведения предполагает мониторинг поведения ребенка, подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оценкой некой детали поведения, подтверждающей его работу над собой, например: - проявление сдержанности или отсутствие реакции на обидный выпад сверстника; - позитивное удивление учителя относительно глубины заданного учеником на уроке вопроса; - радость матери относительно отсутствия грубости в общении; - аккуратность внешнего вида и т.д. (9 слайд) А сейчас я вам предлагаю те тренинговые упражнения, которые возможно помогут вам при работе с агрессивными детьми.

Практический блок.

  1. «Поздороваемся…»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, «разогрев». Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т.д.) с наибольшим количеством присутствующих.
  1. Поросячьи бега.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния, сплочение группы. Перед началом упражнения можно ввести некоторую интригу о том, что открыт новый вид олимпийских игр, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков. И сейчас каждому из нас посчастливится стать его непосредственным участником. Итак, участники сидят по кругу. Ведущий говорит о том, что мы попали в поросячьи бега, новый олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала дайте возможность всем участникам потренироваться в хрюканьи. Затем сообщается, что игра на время. «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Нужно постараться добиться рекорда. (группа в 30 человек способна справиться за 2 секунды. Выглядит это как единый длительный «хрюк» волна). Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.
  1. Обзывалки.
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необходимыми словами. Это могут быть названия деревьев, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты - моя морковка». В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например «А ты моя радость». Рефлексия. Получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослых негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
  1. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.
Цель: развитие саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения. Под медитативную музыку все участники рисуют любые изображения, цветовые пятна в течение 10-15 минут. После этого рисунки отдаются в сейф.
  1. Подведение итогов.
Обсуждение своих эмоциональных переживаний и ощущений. Совместная выработка и обсуждение рекомендаций по работе с агрессивными детьми, приемов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения для детей и взрослых. - наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.
Литература:
  1. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия./ под ред.Е.А Левановой СПб, Питер.2007
  2. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь 2007.
  3. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. СПб. Речь 2007.
© 2010-2022