- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер - класс Использование мультимедиа технологии в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся
Мастер - класс Использование мультимедиа технологии в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саргова О.Н. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
I. Презентация педагогического опыта Мастера. «… В школе необходимо не только изучать достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Из послания Федеральному Собранию РФ президента Д.Медведева. Времена пошли такие, что можно позволить себе не помнить таблицу умножения, а вот с компьютером будь добр общаться на «ты» и без посторонней помощи. Что поделаешь - информационный век на дворе! К современному школьнику предъявляются высокие требования. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника - вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии (ИТ). ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - технологии обработки информации, в т. ч. с использованием электронной техники. В настоящее время наиболее доступными и широко применимыми в обучении программными ИТ являются продукты корпорации средствами Microsoft@. Перед вами классификация ИТ, широко используемая в образовательной сфере (Приложение 1) В настоящее время к одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений информационных технологий относятся мультимедиа технологии. Тема мастер-класса: Использование мультимедиа технологии в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся. Цель мастер - класса: знакомство с эффективными приемами мультимедиа технологии. Задачи:
- Познакомить с особенностями мультимедиа технологии.
- Продемонстрировать отдельные приемы медиадидактики, способствующие повышению познавательной активности учащихся.
- Мотивировать педагогов использовать мультимедиа технологии в своей профессиональной деятельности.
Понятие МТ. Особенности и принципы мультимедиа. Мультимедиа технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.
Что такое мультимедиа? «Мультимедиа» - это сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» - много, «медиа» - носитель. Таким образом, этот термин можно перевести как «множество носителей» или, говоря более понятным языком, он подразумевает под собой множество различных способов хранения и представления информации, т.е. звука, анимации и т.д. Мультимедиа технологии (МТ) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
Использование МТ в образовании. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Основными целями применения мультимедиа являются переход от знаниевой (ЗУН) педагогики к компетентностной, развитие творческих способностей учащихся через интерактивность, которая открывает перед ними огромные познавательные способности. МТ предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов образования. Одними из основных возможностей и преимуществ средств мультимедиа в случае их применения в образовательном процессе являются:
- одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
- возможность симулировать сложные реальные эксперименты;
- визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.
II. Представление системы уроков. С точки зрения информатизации образования, всех педагогов целесообразно разделить на две основные категории:
- преподаватели-пользователи готовых мультимедийных информационных ресурсов;
- преподаватели-разработчики мультимедийных программных средств педагогического назначения.
- Прием Сорбонка.
6. Дидактические игры с мультимедийной поддержкой
Дидактическая игра - один из важнейших элементов современной педагогики. Использование мультимедиа помогает учителю сделать эти игры более динамичными, разнообразными. Копилка игр и шаблонов к ним будет постоянно пополняться. Игра СПАЙПЕР Дидактическая игра ПОДБЕРИ ПАРУ Технически все перечисленные приемы медиадидактики можно организовать двумя способами: с помощью гиперссылок и триггеров.III. Имитационная игра. На приеме использования гиперссылки была построена электронная разработка игры «Эрудит-шоу». Она выполнена в программе Power Point. Иллюстративно-текстовая организация мультимедийного сопровождения игры содержит фотографии, анимацию и аудиосопровождение. Прошу вас разделиться на четыре команды.
Сегодня мы проводим марафон,
Проверит ваши знанья он.
Как это интересно - много знать!
И всем свои умения показать!
- Сегодня у нас проходит интеллектуальная игра «Эрудит-шоу». Ее символом является число 4, т. к. собрались 4 команды, а в игре - вопросы из 4 областей знаний: математики, русского языка, литературы и естествознания.
- Для начала давайте выясним, а кто же такой ЭРУДИТ?
- Толковый словарь дает нам такое толкование:
- Я думаю, что здесь собрались самые эрудированные учителя республики.
- К интеллектуальным конкурсам готовы? Вперед, друзья! К победам новым!
- Перед вами находится игровое поле. Вы видите 25 секторов, окрашенных в 4 цвета:
- Вопросы разные по уровню сложности. Ответив на них, вы можете заработать от 10 до 50 баллов. Каждая команда вправе выбирать задание из любого сектора. Вам может встретиться сектор « Переход хода », а также « Музыкальная пауза».
- Начинает игру первая команда.
- Вот и закончилось наше «Эрудит - шоу». Я благодарю вас за активное и дружное участие, за отличные знания.
IV. Моделирование. И следующим шагом мастер-класса будет ваша самостоятельная работа. Участники мастер-класса получают задание: составить фрагмент нелинейной презентации, используя инструкцию по созданию гиперссылок (Приложение 5). По окончанию работы каждая группа представляет получившуюся презентацию.
V. Рефлексия.
- Ответьте на вопрос: Считаете ли Вы мультимедиа технологию эффективной и почему?
- Оцените свою работу на занятии по принципу:
- Что бы Вы хотели пожелать мастеру?
Глоссарий Гиперссылка (англ. hyperlink) в компьютерной терминологии - часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, на другой объект (файл, директория, приложение), расположенный на локальном диске или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта.
Медиадидактика - специализированный подраздел общей дидактики, которая развивалась вместе с внедрением технических устройств для воспроизведения хранимых учебных программ.
Мультимедиа (лат. Multum + Medium) - одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.
Триггер, или «горячая зона» - объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда.
Список литературы
- Аствацатуров, Г. О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы/ Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий[email protected]
-
Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.
- Intel "Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное - М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.
- Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе[email protected]
- Федяинова Н.В. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учебно-методическое пособие. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2007. - 71 с.
Интернет-ресурсы
-
it-n.ru - Сеть творческих учителей;
-
pedsovet.org - Педсовет.org Всероссийский интернет-педсовет;
-
n-shkola.ru - Начальная школа;
-
shkolazhizni.ru - Школа жизни ру.