«Лучший образовательный урок на тему «О правах инвалидов »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Лучший образовательный урок на тему «О правах инвалидов »«Лучший образовательный урок на тему «О правах инвалидов »


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.







«Лучший образовательный урок на тему

«О правах инвалидов »









Авторский коллектив конкурсной работы:

Иванцова Ольга Анатольевна

(учитель начальных классов)

Ланг Светлана Владимировна

(учитель начальных классов)









Контактная информация: директор школы : Астафьев С.И.

телефон 8(383)51231-84, 632640, Новосибирская область,

р.п. Коченёво, ул. Мало-Кузнецкая 27.




Цель: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам; привлечь внимание школьников к проблемам детей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся. Задачи:

  1. Сформировать представление об "особом ребенке".
  2. Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
  3. Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  4. Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
  5. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, скотч, солнцезащитные очки, ножницы, шаблоны ладошекпо количеству детей), 2 ленты.

Ход классного часа. Учитель: "Здравствуйте!" А это значит не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? Я предлагаю вам фрагмент из сказки Чуковского «Доктор Айболит» (просмотр) -Скажите, а всегда ли в жизни бывает так просто, пришить ножки и можно смело бежать по дорожке? (только в сказке бывает так просто снова встать на ноги благодаря докторам) - К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем. Ребята, как называют таких людей в нашем обществе? (Ответы) Совершенно верно, инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность". - А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем поселке или в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Это и взрослые и дети. Ваша реакция? Ваши мысли и чувства? - Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры? Действительно, не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. Возможно, где-то с нами рядом живут девочка или мальчик, которые, обучаются на дому. Так как они тяжелобольные. Возможно, кому-то сделали операцию на ногу, так как он неудачно прыгнул, или попал под машину, неправильно переходя дорогу. - Как вы думаете, почему люди становятся инвалидами? (Ответы детей) Например:

  • из-за укуса клеща;
  • кто-то попал прямо под колесо машины;
  • кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму;
  • кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов...);
  • кто-то во время тренировки что-то повредил.
Согласно статистике в среднем 10% жителей планеты имеют врождённые или приобретённые ограничения жизнедеятельности. Каждая 4-ая семья имеет в своём составе инвалида. Наш поселок не исключение. В Коченево проживают всего 16446 человек. И только в нашей школе учатся 35детей с ОВЗ и каждый из них хочет быть таким же как вы. - Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида. И все вы знаете, что 3 декабря Международный день инвалидов. Он напоминает нам о том, что общество обязано заботиться о тех, кто слаб, болен и немощен, нуждается в содействии и поддержке. Мы обязаны помочь им реализовать себя, свои способности и возможности. (Слова на фоне музыки) Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря! Давайте вспомним, что записано в Декларации прав
  • на семью;
  • на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
  • посещать школу и учиться;
  • на равенство в правах;
  • свободно выражать свои мысли;
  • на собственное мнение;
  • на имя и гражданство;
  • на получение информации;
  • на защиту от насилия и жестокого обращения;
  • на медицинское обслуживание;
  • на отдых и досуг
Этими же правами обладают и дети-инвалиды. Они такие же члены общества и наша задача помочь им реализовать свои возможности .Не оставаясь равнодушными, не проходя мимо, проявляя сострадание мы выполняем свой гражданский долг перед обществом. Сегодня, продолжая эту тему, остановимся на детях-инвалидах. А вот кто такие дети инвалиды и дети с ограниченными физическими возможностями? Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хорошие положительные герои отличаются здоровьем, силой и красотой. На экране и на сцене люди с ограниченными физическими возможностями предстают перед нами как безобразные, капризные, злобные, отвратительные, необщительные, убогие и жалкие. Например, Кощей хотя и бессмертный, но вид его явно не привлекателен и только обращение к магии позволяет установить человеческие контакты. Добро - в облике богатыря Ильи Муромца - побеждает коварного карлика Соловья-разбойника. Эти стереотипы свидетельствуют, что об инвалидах судят главным образом по их ограниченным возможностям и гораздо реже - личностным качествам. Детская инвалидность - проблема всего общества. Наличие значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть предметом особых забот для страны. Данная категория детей имеет значительно меньше шансов реализовать свои гражданские свободы: получить качественное образование и сделать профессиональный выбор Кто сказал, что они не такие? Они - полноправные, они - граждане страны И нам, и нашему народу, и России Они так же, как любой другой, нужны. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и решения. Сделать выбор в своей судьбе порой бывает очень трудно, но еще трудней выбирать , когда речь идет о судьбе целого государства .Сегодня мы поговорим об избирательном праве инвалидов. Важно не только обеспечить условия для голосования избирателей инвалидов, но и предоставить равные условия для их информирования о ходе избирательного процесса. Для удобства волеизъявления инвалидов колясочников на избирательных участках устанавливаются специальные кабинки для тайного голосования. Они отличаются от обычных более широкими стенками и низким столом. В такие кабинки без труда заезжает коляска, и гражданин может заполнить избирательный бюллетень. Для голосования слабовидящих и людей лишенных зрения на избирательных участках были подготовлены специальные трафареты и материалы, напечатанные с использованием азбуки Брайля. В самой кабинке для тайного голосования предусматриваются средства увеличения масштабов текста. Во всех социальных объектах поручни являются обязательным элементом интерьера. Для глухих и глухонемых избирателей транслируются информационные видеоролики, тематические передачи, информационные сюжеты, сопровождающиеся бегущей строкой и сурдопереводом. Кроме того, для информирования избирателей с ограниченными физическими возможностями оформляются информационные стенды, «уголки избирателя» в помещениях общественных организаций инвалидов, в библиотеках, на специализированных предприятиях. Это такие же члены общества и наделены такими же правами. Более того, многие из людей, ограниченных в своих физических возможностях - люди удивительной судьбы. Их мужеством и силой воли можно только восхищаться. Несмотря на трудности, они не просто умеют жить и выживать в порой неприветливом мире, но и ведут активную деятельность, занимаются творчеством. Но и в нашей жизни есть место стойкости и мужеству, среди людей, которые ограничены в своих физических возможностях. Некоторые из них занимаются спортом, открывают предприятия, создают художественные произведения и др. Говорят, чтобы понять человека, надо встать на его место, это можно сделать, если мы на время «превратимся» в человека с его определёнными возможностями и ограничениями и выполнить небольшие задания. «Превращение» происходит с помощью атрибутов, помогающих ограничить возможности, аналогично детским (солнцезащитные очки, скотч, 2 ленточкидля связывания рук, ОПЫТ № 1- Мы много говорим сегодня о здоровье. Но бывает так, что зрение человека - ценный дар природы, утеряно, либо с рождения человек не видит - слепой. Нам трудно представить такое состояние, но мы сейчас мы попытаемся попробовать на несколько секунд стать такими. Сейчас я попрошу надеть солнцезащитные очки с мешающими значками на стеклах. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале. - Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Демонстрируется отрывок фильма» -Рефлексия: Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять очки и открыть глаза? Вы на себе почувствовали, что людям, потерявшим зрение или не имевшим его с рождения, никогда не стать даже на мгновение зрячими. ОПЫТ № 2 -Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться? Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак. -И еще, без помощи рук развяжите шнурки на обуви (Кроссовки спортивные на шнурках). Рефлексия: - Что испытывали? Что хотелось сделать? Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? ОПЫТ № 3 - Но бывает и так, когда Ребята-инвалиды с большим трудом владеют своим телом и отдельными его частями. Пальчики не слушаются. Предлагаю обмотать пальчики скотчем несколько раз, чтобы чувствительность была пониженной и отсортировать мелкие крупяные зернышки в разные тарелочки. -Рефлексия: Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам избавиться от скотча на руках? Что мешало? ОПЫТ № 4 -А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык, но есть специальная программа, благодаря которой не слышащие могут считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.) ОПЫТ № 5-А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется тактильной азбукой. (показываются "буквы" тактильной азбуки). И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, прислонить ладони так, чтобы он почувствовать ваше доброе отношение друг к другу. Напишите на ладошке буквы азбуки. Сумейте понять, что именно написал ваш сосед по парте Рефлексия: - Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Что вы почувствовали? Какие ощущения? Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому. Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами слуха, зрения, нарушением моторики и внимания. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклоешеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки. - А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей) Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки). На ваш взгляд какой вид дружеской помощи вы могли бы предложить таким детям и людям, чтобы им было бы намного комфортнее жить в нашем обществе? (ответы детей). - Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза? За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух? В заключение классного часа, я прошу вас посмотреть песню-притчу про хромого кота, олицетворяющего собой не только представителей животного мира, но и всех людей, детей, по разным причинам ставшими инвалидами. Ребята, а перед просмотром я задам вам один вопрос; как вы понимаете смысл слов « относиться к таким людям с уважением»:(уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку) (просмотр песни-притчи «Про кота») А как теперь вы ответите на поставленный ранее вопрос? Совершенно верно, может быть, тогда от вашей доброты людям-инвалидам будет легче. Спешите делать добрые дела. Об этом Гете сказал так: «Не часто людям дается повод для таких высоких дел! Спешите творить добро» - Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. - Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, бездомными животными, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. Итог классного часа. - Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни? Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни. Рефлексия занятия. - Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите ладошки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: Я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого шаблоны ладошек будут готовы, прикрепите их по контуру земного шара, который символизирует наше единение и стремление протянуть свою руку помощи всем тем, кто в ней нуждается. - Я думаю, то, что вы все написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

Список литературы

  1. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]: комплекс.программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - СПб.: Речь; М.: Сфера. - 2008. - 189 с.

  2. Хухлаева, О. Активные формы групповой работы с родителями[Текст]/О. Хухлаева // Школьный психолог. - 2006. - №19.- С.38

  3. Интернет ресурсы: smisl-zhizni.ru/pritchi/59-pesni-pritchi-kopilovoi/243-pro-kota

budemdobree.ru/video/

ust-ilimsk.ru/index.php?id=148&Itemid=239&layout=blog&option=com_content&view=category


© 2010-2022