Рабочая программа по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70

Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании школьного методического объединения

на заседании педагогического совета

Директор МБОУ СОШ № 70

учителей ______________________________________

Протокол №_____ от « » августа 2014 г

__________________Н.А.Канбекова

Протокол №_______ от « » августа 2014 г.

Приказ № ______от « » августа 2014 г.

Председатель (ф.и.о., подпись)___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета_литературное чтение__

Класс_4В___________________________________ Уровень общего образования__базовый_(начальная школа)_

Учитель (ф.и.о.)__Шаяхметова Альфия Хатмулловна__

Срок реализации программы, учебный год____1 год, 2014-2015 учебный год__

Количество часов по учебному плану всего _136_ час в год; в неделю __4 часа

Планирование составлено на основе_ основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №70 Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержденной приказом № ____ от 29 августа 2013г.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник_«Литературное чтение»Л.В.Климанова, Л.А.Виноградская,М.В.Бойкино, 2014 г.Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил(а)______________________________________Шаяхметова А.Х.

Литературное чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, ориентирована на работу по УМК «Перспектива» авторы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, - изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию - важное средства самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Цели и задачи данной программы на 2014-2015 учебный год.

В результате обучения литературному чтению реализуются следующие цели

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
  • формирование навыка чтения про себя;
  • приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

  • развивать поэтический слух,

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

  • обогащать чувственный опыт ребёнка,

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Учебно-методический комплект.

1. .Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская,

Литературное чтение: учебник для 4 класса в 2-х частях/,

Москва « Просвещение» 2013год

Изменений, внесённых в авторскую программу, нет.

Место предмета в базисном учебном плане составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 3 часа в неделю, 118 часов в год:

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

В классе обучаются учащиеся разного уровня развития памяти, внимания, мышления, общеучебных умений и навыков, физического статуса. Всех обучающихся можно условно поделить на три группы, в зависимости от успешности обучения. Для достижения всеми обучающимися положительной динамики успешности, при проведении уроков планируется использовать: беседы, практикумы, работу в парах, группах, организационно - деятельностные игры и другие формы.

Основная форма: урок.

  • Типы уроков:
  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.
  • Виды уроков:
  • урок- диспут
  • урок- сказка
  • урок-путешествие
  • урок-викторина
  • урок - игра
  • урок-спектакль
  • проверка знаний

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устного контроля и самоконтроля.

Принципы обучения:

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.Умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
2.Понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
3.Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям другим

осознанное, правильное, выразительное чтение;
4.Самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
5.Самостоятельное нахождение ключевых слов;
6.Самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
7.Вычитывание разных уровней текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной;
8.Формулирование основной мысли текста;
9.Составление простого и сложного плана текста;
10.Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

11.Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
12.Относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
13.Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
14.Видеть языковые средства, использованные автором.

Регулятивные:

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

2.Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3.Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5.Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6.Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

1.Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

2.Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

3.Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

4. Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

5. Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

6.Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

7.Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

8. Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4.Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

5.Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

2.Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

3.Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

4.Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

5. Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

6.Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

7.Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю). Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение) Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Содержание учебного материала.

Книга в мировой культуре

Истоки литературного творчества

О Родине, о подвигах, о славе

Жить по совести, любя друг друга

Литературная сказка

Великие русские писатели В конце 4 класса обучающиеся должны знать: • названия, темы и сюжеты 2 - 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей; • не менее 6 - 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 - 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их). уметь: • осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение; • использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы); • составлять план к прочитанному; • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст; • определять тему и главную мысль произведения; • озаглавливать иллюстрации и тексты; • вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; • ставить вопросы к прочитанному; • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему; • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. должны • освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые); • принимать участие в конкурсах чтецов; • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту; • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу: Знать/ понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению (на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 - 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)


Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию; полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного; самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое); знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы; делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз; составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно); самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно; читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок; передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок; пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок; не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя; при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения. Календарно - тематический план по литературному чтению



Календарные сроки

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности обучающихся

Форма контроля

Форма урока

Информационное сопровождение

Приме чание

Освоение предметных знаний

УУД

Книга в мировой культуре

1 неделя 01.09-06.09

1

Вводный урок по содержанию раздела.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация.

Находят в учебнике нужную информацию и работают с ней;

Работа в группе.

Фронтальн



2-3

Из « Повести временных лет». О книгах.

Летописец Нестор.

Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать

разнообразные по форме ответы

Определение ключевых слов в тексте учебника.

Выразительное чтение.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

4

М. Горький. «О книгах».

Рассказ о своей домашней библиотеке

Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей.

Группируют книги по разным основаниям;

Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

2 неделя 08.09-13.09

5-6

«Удивительная находка». Экскурсия в библиотеку.

Работа с текстом, пересказ.

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Умение подробно передавать текст в устной форме.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

7-8

Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

Фронтальн

Урок повторения

3 неделя 15.09-20.09

9

Обобщающий урок по теме.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы

Умения применять свои знания на практике.

Комплексная контрольная работа.

самоконтроль

Истоки литературного творчества

10

Виды устного народного творчества

Пословицы разных народов.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Объяснять смысл пословиц.

Участвуют в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному.

Сочинение на тему.

Фронтальн

Урок повторения

Электрон пос

11

12

Библия - главная священная книга христиан.

Из книги «Притчей Соломоновых»

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения

в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения

в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Подписать фотографии, используя фразы из «Народных

примет»

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

4 неделя 22.09-27.09

13

«Притча о сеятеле».

Милосердный самарянин

Фронтальн

Урок повторения

14

Былины. Особенности былинных текстов.

Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине.

Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине.

Работа в паре: составление сочинения по картине.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

15

16

«Исцеление Ильи Муромца»

Былина.

Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать

поэтический и прозаический тексты былины.

Находить постоянные эпитеты, которые используются в

былине.

Коллективно обсуждают прочитанное;

Умение сравнивать былину и

сказочный текст. Сравнивать поэтический и

прозаический тексты былины.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

5 неделя 29.09-04.10

17-18

Сравнение былины « Ильины три поездочки».

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

19

Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

Фронтальн

Урок повторения

20

Сравнение былины со сказочным текстом.

Фронтальн

Урок повторения

6 неделя 06.10-11.10

21

Славянский миф.

Особенности мифа.

Выявлять особенности мифа. Пересказывать

текст подробно. Предполагать, о чём будет

Определение основной и второстепенной

информации;

Пересказывать текст подробно

Фронтальн

Урок повторения

22

Мифы Древней Греции. «Деревянный конь».

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

23

Мифологический словарь

Е.В Мелетинского

рассказываться в тексте дальше.

Фронтальн

Урок повторения

24

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу..

Рассказывают текст сказки с помощью иллюстраций.

Пересказывать текст подробно

самоконтроль

Урок повторения

7 неделя 13.10-18.10

25

Сказки о животных

Тайская народная сказка.

«Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии .Нем нар сказка «Три бабочки»

Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте.

Дают характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;

Выразительное чтение по ролям.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

26-27

Семейное чтение. «Царь и кузнец».

Притча.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Выделяют главную мысль в тексте;

Составляют план

текста и подробно пересказывают по плану;

Работают в группе.

Выразительное чтение по ролям.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

8 неделя 20.10-25.10

28-29

«Шрамы на сердце». Притча.

Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. .

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

30-31

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария.

Самостоятельно определяют мотивы действий героев;

Подумать, чему учит сказка

Создание иллюстраций

самоконтроль

Урок повторения

9 неделя 27.10-30.10

32-33

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на

основе диагностической работы, представленной в учебнике

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Контрольная работа.

Фронтальн

Урок повторения

34-35

Обобщение по разделу.

Проверка техники чтения.

самоконтроль

Контрольн урок

36

Повторение пройденных тем


О Родине, о подвигах, о славе

10 неделя 05.11-11.11

37

Вводный урок по содержанию раздела.

Предполагать на основе названия раздела учебника,

какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг.

Объяснять смысл пословиц.

Построение речевых высказываний в

устной и письменной форме;

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

38

Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.

Фронтальн

Урок повторения

39

К.Ушинский. «Наше Отечество». В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

40

Н. Языков. «Мой друг! Что может быть милей…» . С. Романовский. «Русь».

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и

выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой

информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Умение работать с текстом

Фронтальн

Урок повторения

uchportal.ru

11 неделя 12.11-18.11

41

Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Читать вслух и про себя.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

42

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском.

Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения..

Фронтальн

Урок повторения

43

Н.Кончаловская «Слово о побоище Ледовом»

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Умение работать с текстом

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

44

Дмитрий Донской. «Куликовская битва». Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

самоконтроль

Урок повторения

Электрон пос

12 неделя 19.11-25.11

45

Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь».

Называть особенности исторической

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

46

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием».

песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм

стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица.

Работают в группе, распределяют задания, договариваются друг с другом

Дать название выставке книг

Выразительное чтение стихотворения.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

47

А. Приставкин. «Портрет отца».

Читать выразительно с

опорой на ритм стихотворения.

Уметь работать с информацией

самостоятельно, искать и

упорядочивать информацию,

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

48

В. Костецкий. Возвращение.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

13 неделя 26.11-02.12

49

Е. Благтнина. Папе на фронт.

Выполнять творческий

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

50

В. Лактионов. Письмо с фронта.

пересказ; рассказывать от

давать разнообразные по

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

51

Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со

свободным развернутым ответом, на установление

последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)

Фронтальн

Урок повторения

52

Мы идём в библиотеку. Историческая литература.

Представлять выбранную книгу. Выбирать произведения для

заучивания наизусть.

самоконтроль

Урок повторения

14 неделя 03.12-09.12

53

Самостоятельное чтение.

С.Фурин. Чтобы солнышко светило.

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять

Фронтальн

Урок повторения

54

В. Орлов. Разноцветная планета.Ф.

творческий пересказ; проектная работа

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

55

Семяновский. Фронтовое детство.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

56

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

самоконтроль

Урок повторения

15 неделя 10.12-16.12

57-58

Обобщение по разделу.

Творческий проект на тему

« Нам не нужна война»

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

самоконтроль

Урок повторения

Жить по совести, любя друг друга

59

А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть.

Выбирают нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;

Коллективно обсуждают прочитанное, высказывают своё суждение в группе или паре

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию,

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

60

А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

16 неделя 17.12-23.12

61

И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов.

Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы

Составлять текст по аналогии с данным

Фронтальн

Урок повторения

uchportal.ru

62

А.Гайдар. Тимур и его команда.

Сравнение стихотворений. Знакомство с произведениями о зиме поэтов.

Учатся видеть средства художественной выразительности.

Учатся сочинять загадки.

Работа в паре: составление загадки о зиме.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

63

Смысл рассказа.

А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

Фронтальн

Урок повторения

64

М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Уметь работать с информацией самостоятельно,

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

17 неделя 24.12-30.12

65

И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи…

Работают с текстом, письменно отвечают на вопросы.

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

Уметь работать с информацией самостоятельно,

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

66

Соотнесение содержания текста с пословицей.

Фронтальн

Урок повторения

67

Н.Носов. Дневник Коли Синицына.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

68

Обобщение.


18 неделя 15.01-21.01

69

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям».

Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Уметь работать с информацией самостоятельно,

самоконтроль

Урок повторения

70

Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения

самоконтроль

Урок повторения

71

Особенности юмористического текста.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Фронтальн

Урок повторения

72

Семейное чтение. В. Драгунский. …Бы. Смысл рассказа.

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

19 неделя 22.01-28.01

73

Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование..

Анализ представленных книг.

Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки»

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

74

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение. Выполнение контрольной работы.

Умение самостоятельно применять свои знания на практике

Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок.

Фронтальн

Урок повторения

75

Обобщение по разделу.

самоконтроль

Литературная сказка

76

Собиратели русских народных сказок.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг.

Писать отзыв на книгу.

Представлять книгу в группе; давать ей оценку.

Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события.

Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу.

Чтение присказки, особенности присказки.

Чтение сказки.

Фронтальн

Урок повторения

20 неделя 29.01-04.02

77

Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

78

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

79

Шарль Перро. Мальчик - с - пальчик.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

80

Шарль Перро. Спящая красавица.

Характеризовать героев сказки;

называть качества

героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Находят слова, которые помогают

представить

Сочинять сказку по аналогии с

авторской

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

21 неделя

05.02-11.02

81

Представление книги.

Сказки Г.- Х. Андерсена Г.- Х.

картины, изображённые автором;

сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Фронтальн

Урок повторения

82

Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди.

Урок повторения

83

Г.- Х. Андерсен. Чайник.

Смысл сказки.

Создание сказки по аналогии.

Урок повторения

84

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.

Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события.

Урок повторения

22 неделя 12.02-18.02

85

Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье.

Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли.

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Урок повторения

86

Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек.

Ш.Перро.

Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Урок повторения

87

Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы

Урок повторения

Электрон пос

88

Наш театр. Э. Хогарт. Марфин печёт пирог.

Урок повторения

23 неделя 19.02-25.02

89

Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Урок повторения

90

Закрепление.

Урок повторения

Электрон пос

Великие русские писатели

91

Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки.

Чтение стихотворений. Отвечают на вопросы и задания из учебника.

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

92

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Читать вслух и про себя.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

24 неделя 26.02-04.03

93

Подготовка сообщения на основе статьи.

Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

самоконтроль

Урок повторения

94

Устное сочинение на тему « Что для меня значат сказки А.С. Пушкина.

Называть изученные произведения А.С.Пушкина.

Читать наизусть понравившиеся произведения.

самоконтроль

Контрольн урок

95

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой

Выбирать стихи для выразительного чтения.

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

25 неделя 05.03-11.03

96-99

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

Фронтальн

Урок повторения

100

А.С.Пушкин. Осень.

Е. Волков. Октябрь.

А.С.Пушкин.

Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

Учатся выразительно читать, выделят главную мысль.

Иллюстрирование созданного произведения.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

26 неделя 12.03-18.03

101

Гонимы вешними лучами…

Ф.И. Тютчев.Ещё земли печален вид…

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

102

И.Козлов. Вечерний звон.

И. Левитан. Вечерний звон.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

103-104

Обобщение


27 неделя 01.04-07.04

105

Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон»

Составлять рассказ по картине;

представлять его в группе.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выразительное чтение стихотворения

самоконтроль

Контрольн урок

Электрон пос

106

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов.

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного

Нарисовать иллюстрацию к произведению» Отец и сыновья»

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

107

Подготовка сообщения о

М. Лермонтове.

самоконтроль

Урок повторения

108

М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

28 неделя 08.04-14.04

109

М.Ю. Лермонтов. Тифлис.

Дары Терека.

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

110

М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

111

М.Ю. Лермонтов. Песня о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Калашникова.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

112

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

29 неделя 15.04-21.04

113

Л. Н. Толстой. Подготовка сообщения о

Л.Н. Толстом.

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко.

Пересказ текстов подробный и краткий.

самоконтроль

Урок повторения

114-115

Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»).

Выясняют авторское отношение к изображаемому.

Дополняют содержание текста. Оценивают поступки героев.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

Л. Н. Толстой. Ивины.

Герои рассказа.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

30 неделя 22.04-28.04

116-117

И.Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины

Чтение литературных произведений.

Стихотворение наизусть

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

118-119

И.Никитин. Когда закат прощальными лучами…

Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

120

И.Никитин. Гаснет вечер, даль синеет…

Построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

uchportal.ru

31 неделя 29.04-07.05

121

И. Бунин. Ещё холодно и сыро…

Пересказ по плану

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

122-123

Н.Некрасов. Мороз, Красный нос.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

32 неделя 08.05-16.05

124-125

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии

Подготовка к экскурсии.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Выбрать и прочитать книгу.

самоконтроль

Урок повторения

126-128

Самостоятельное чтение.

Л.Н. Толстой.

Был русский князь Олег.

Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ.

Учатся инсценировке, распределяют роли, договариваются друг с другом

Пересказ текстов подробно и кратко.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

33 неделя 18.05-23.05

129-132

Л.Н. Толстой. Басни.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

Электрон пос

34 неделя 25.05-30.05

133

Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов .

Фронтальн

Ознакомление с новым материалом

134-135

Наш театр.

И.А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование.

Учатся инсценировке, распределяют роли, договариваются друг с другом

Фронтальн

Урок повторения

136

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы

Фронтальн

Урок повторения

Материально-техническое обеспечение.

Литература:

«Перспектива»: Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2013 год

Дидактический материал:

Наглядные пособия (Плакаты с портретами художников, схемы, таблички с терминами, картины.)

СД диск «Стихи разных поэтов»

© 2010-2022