Работа с учащимися по развитию техники чтения

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Республики Адыгея "Адыгейская республиканская школа -интернат I, II, III и IV видов".



Доклад на тему:

"Работа с учащимися по развитию технике чтения"






Учитель начальных классов

Шхахутова С.М.






г.Майкоп

2015- 2016 уч. год

Техническая сторона охватывает такие компоненты навыка чтения, как способ чтения, правильность, беглость или темп. Каждый из них, образуя в целом "технику" чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс. Важнейшим компонентом техники, воздействующим на все её другие составляющие является способ чтения.

Самые продуктивные способы чтения ( это плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слоёв и чтение целыми словами и группами слов). Их надо отрабатывать и пробуждать детей к переходу от одного из них к другому, то есть от плавного слогового чтения к чтению целыми словами и группами слов - самому продуктивному способу.

Второй компонент навыка чтения - правильность. Под правильностью чтения понимается воспроизведение слов ( и текста) без искажений - точная передача звуко - буквенного состава слова, его грамматической формы, отсутствие пропусков слов в предложении. При правильном чтении необходимо верное распределение дыхания, соблюдение словесного ударения, пауза и исследование орфоэпическим нормам речи. На первых этапах обучения детей с нарушениями слуха большое внимание требует выработка умения регулировать дыхание и формирование навыка на одном выдохе читать определённое количество слогов и слов.

Причина ошибочного чтения учеников начальных классов обусловлено отсутствием "гибкого синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого".

Учащиеся чаще всего искажают (заменяют) те слова, смысл которых они не понимают, то есть слова между восприятием и осмысливанием которых взаимодействие минимальное.

Среди причин, влияющих на правильность чтения детей с нарушениями слуха следующие:

- нестойкость поставленных звуков;

- незакреплённость артикуляционных образов слов;

- неумение различать схожие буквенные изображения;

- незнания правил орфоэпии;

- непонимание значения слов и словосочетания;

- отсутствие опоры на звуковой анализатор.

Для выработки правильного чтения необходимы многообразные упражнения на разных этапах работы с текстом. Рассмотрим приёмы формирования правильного чтения. 1.Чтение слогов и слов.

Предварительный ( до чтения всего текста) звукобуквенный анализ новых слов и словосочетаний с сопутствующим уточнением (если это необходимо) их значений

МА_____ СТЕ _____РИТ

МАСТЕ_______РИТ

МАСТЕРИТ ДОМ

Слова и словосочетания с расставленными надстрочными орфоэпическими знаками и ударением записываются на доске или даются на табличках. Обращается внимание на необходимость слитного чтения слов с предлогами.

Громкое чтение натированного текста для закрепления норм произношения с опорой на образец, данный учителем.

Дифференциация сходных слогов и слов ЛА- РА МА- МЯ ДОМ - ТОМ.

Чтение слогов и слов по подобию ДО, ДЫ, ДОМ, ДЫМ

Чтение слогов и слов с " подготовкой"

О, ТО, СТО,СТОЛ

У, ТУ,СТУ, СТУЛ

Чтение слов, написание которых отличается одной или двумя буквами или порядком расположения одной - двух букв.

КОТ- КТО

СЛЕДЫ- СЛЁЗЫ

МУКА- МУХА

Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем

ЛЕ -ЛЕСОК

ШЁЛ -ПОШЁЛ

Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни.

УВЯЛ -УВЁЛ- УВЁЗ

Предваряющие послоговое чтение слов, имеющих сложный морфемный со

НЕ - ПРО- БУД- НО

НЕПРО-БУДНО

НЕПРОБУДНО

Круговое чтение слов текста

ЗИМА, ПУШИСТЫЙ, ЗАБЕЛЕЛО, УТРО, ЛОЖИТСЯ ПЕЛЕНОЮ,

ЗЕМЛЯ,КРУЖИТСЯ, НЕПРОБУДНО

Трудные для прочтения и произнесения слова, несущие смысловую нагрузку. Например, стихотворение Сурикова "Зима" выписывается на доске. Дети вместе с учителем многократно читают их (по столбикам и по строчкам в разных направлениях).Цель этих упражнений - многократная отработка правильного чтения (произнесения) целых слов;

2.Тренировочные упражнения в чтении.

Чтение текста по цепочке: предложения текста прочитываются поочерёдно.

Чтение текста по абзацам, которые поочерёдно читают вызванные ученики.

Чтение текста по эстафете: дети сами называют одноклассника, который начинает чтение, а также тех, кто будет его продолжать.

Выборочное чтение.

А) С опорой на иллюстрации (" Рассмотрите рисунок. Подберите к нему строчки из рассказа").

Б) С опорой на конкретное задание (Прочитайте последние строчки сказки и постарайтесь запомнить их").

Например, в сказке "Снегурочка", для формирования навыка правильного чтения очень важно организовать наблюдения учащихся за тем, как читают их одноклассники. Необходимо, чтобы дети продолжали читать в течение всего урока либо по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассников.

Для организации наблюдения за процессом чтения рекомендуются следующие приёмы.

Восприятие образца правильного и выразительного чтения. Учитель медленно читает вслух текст, который предварительно был разобран, и детям известны значения всех слов. Ученики слушают, следя по книге.

В любой момент педагог может прервать своё чтение и проверить внимание школьников, предложив кому - нибудь продолжить с того момента, где он остановился.

Комментированное чтение. В знакомом тексте выделяются предложения, которые учащиеся все вместе будут читать вслух. Сначала ученики начинают читать про себя, когда встретятся выделенные предложения, дети должны вовремя включится в коллективное чтение.

Сопряжённое чтение. Учитель вместе с учениками начинает читать текст. Затем он прекращает своё участие, а ученики должны вовремя включится в коллективное чтение.

3.Игровые упражнения.

"Слог потерялся" или " Буква потерялась".

На доске записываются слова из знакомого текста, в которых пропущены либо одна буква, либо слог. Учащиеся должны прочитать и догадаться, что пропущено.Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слова и вдумываться в их смысл. Хорошо использовать для этого тексты, где много родственных слов.( Хорошо использовать для этого тексты, где много сн...г, сне...ный, сне...овой, сне...ки, "Шепни на ушко".

До начала урока на доске записываются слова из знакомого текста и закрываются полосками бумаги. На уроке эти полоски на короткий промежуток времени снимаются. Ученики должны успеть прочитать и запомнить слова, а когда их вновь закроют, произнести то, что они прочитали.

Важной характеристикой технической стороны является беглость чтения -соблюдение определённого темпа, т.е.определённого количества слов, произносимых в минуту.

Ориентированные показатели темпа чтения глухих и согласно действующим программам, 2003 год. Школьный класс количество слов, прочитанных в минуту

1 класс- свыше 20 слов

2 класс - 30 слов

3 класс - 50 слов

4 класс - выше 65 слов

В течении обучения этот темп постепенно нарастает.

Проверяя беглость чтения, учитель учитывает чтения - содержание, структуру слов и предложений.

Над развитием беглости чтения необходимо работать систематически и достижению успеха способствует заинтересованность самих учащихся, появление у них желания и потребности читать книги. Учёные Климанова, Омбракова установили, что беглость зависит от поля чтения и от длительности остановок, который допускает чтец.

Поле чтения (или угол чтения) это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает одновременно, после чего следует остановка. Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом , т.е.осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причём отрезки текста, которые охватывает его взгляд за один приём равномерны. У неопытного чтеца поле чтения весьма ограниченно, иногда оно равно одной букве, поэтому он делает много остановок на строке.

В последние годы разработаны специальные упражнения для выработки беглости чтения. Вот некоторые из них:

- звуковой анализ слов при обязательном использовании звукоусиливающей аппаратуры;

- неоднократное чтение новых или трудных для произношения слов и словосочетаний;

- разные виды чтения -тихое, громкое, про себя, выборочное, про себя, по абзацам, по цепочке;

- повторное чтение слов, фраз или небольшого отрывка из знакомого текста;

- чтение по времени: подсчитывается число слов, прочитанных учениками за определённый промежуток времени, например: минуту.

При отработке навыка беглого чтения в процессе обучения школьников надо соблюдать следующие организованно - методические требования:

1.Своевременно исправлять ошибки. Нарушение в регулировании дыхания, звучности и силе голоса.

2.отводить на уроке достаточное время для чтения вслух, формировать умение читать про себя тренировать школьников в чтении во времени.

3.Проводить работу над произношением и пониманием новых слов и словосочетаний.

4.Для совершенствования навыка беглого



© 2010-2022