- Преподавателю
- Начальные классы
- УМК «Перспективная начальная школа». Урок обучения грамоте. Учебник: «Азбука» Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. Урок по теме: Звуки [ р ], [ р ´]. Буквы Р, р
УМК «Перспективная начальная школа». Урок обучения грамоте. Учебник: «Азбука» Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. Урок по теме: Звуки [ р ], [ р ´]. Буквы Р, р
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жарая М.В. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Жарая Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУНШ № 13 г о Железнодорожный.
УМК «Перспективная начальная школа».
Урок обучения грамоте.
Учебник: «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков.
Урок по теме: Звуки [ р ], [ р ´]. Буквы Р, р.
Цели урока:
-
познакомить с графическим образом буквами Р, р ,
-
сформировать представление о звуках[ р ], [ р ´] как о звонком твердом и звонком мягком согласных,
-
развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление,
-
способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения,
-
обогащать словарный запас учащихся, учить образовывать однокоренные слова,
-
обучать исследовательской деятельности,
-
воспитывать умение ценить время и рационально его использовать, воспитывать любознательность, прививать интерес к чтению, прививать любовь к сказкам А.С.Пушкина.
Оборудование: азбука в картинках, условные обозначения звуков, слова для игры, карточки со словами и картинками, приложение к уроку, электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Винноградской. Уроки тётушки Совы- Азбука Малышка (youtube.com). Серия " Пойте с нами" , 33 песенки о буквах алфавита. Образовательная программа издательства "ВЕСТЬ-ТДА"
Ход занятия
-
Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Время не теряем,
Урок мы начинаем.
Внимательно слушаем и правильно отвечаем.
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики.
-Урок
- Умницы!
- Перемена.
- Молодцы!
-
Сообщение темы урока.
- Сегодня, друзья, мы снова отправимся путешествовать по АЗБУКЕ.
-
Фонетическая зарядка.
Едет мотоцикл…(дррр).
Ставни скрипят…(хррр).
Кони храпят…(хррр).
Вороны кричат…(каррр).
Собаки рычат…( ррр).
- С каким звуком будем работать?
- Сегодня мы познакомимся с буквами Р, р и узнаем, какие звуки они обозначают.
- А что вы хотите узнать об этой букве?
( - На что похожа? - Как пишется? - Как читается? - Какие звуки обозначает? - Что в ней особенного? - С какими гласными дружит?- В каких словах встречается?)
- Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- У каждого из вас на парте лежит раздаточный материал.
- Как называется то, что нарисовано в рамке? (рисунок)
- С какого звука начинается это слово? ( [ р ´] )
- Названия, каких картинок внизу начинаются с звуков [ р ], [ р ´] ? Отметьте их крестиком.
(Дети выполняют задание самостоятельно, а затем проверяют по эталону на доске).
Самооценка с последующим обсуждением.
- Оцените свою работу в квадрате по следующей шкале:
"+" - справился;
"? " - сомневался;
"-" -не справился.
-
«Чтение» одноуровневых моделей (стр 32)
- Рассмотрите картинки в верхнем ряду учебника.
- Что нарисовано на первой картинке? (хор)
- Что нарисовано на второй картинке? (хорь)
Уч-ся читают, используя картинки и одноуровневые схемы,слова «хор-хорь»
- Произнесите в слове хор последний звук.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Произнесите последний звук в слове хорь
- Дайте характеристику этому звуку.
- Сравните данные звуки. (В слове «хор»- звонкий твердый согласный звук
[ р ], а в слове «хорь»- звонкий мягкий согласный звук [ р ´] )
- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают звонкий твёрдый согласный звук?
На доске карточка: [ р ]
- Каким условным обозначением показывают звонкий мягкий согласный звук?
На доске карточка: [ р ´]
-Объясните, что обозначают слова «хор и хорь».
Хор - коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное
произведение.
- Составьте предложение со словом хор.
В школе выступал детский хор.
- Составьте модель предложения.
.
- Сколько слов в предложении?
Хорь - хищный пушистый зверёк, а также его мех. В нашей стране
живут два вида хорьков: черный и степной.. один- темного цвета,
другой - светлый. Когда-то хорьков считали потребителями кур и
проклинали при каждом удобном случае. И всегда старались убить.
Но мало кто знал, что курица - случайная добыча хорьков, а
главная их пища- грызуны: черный уничтожает по 10-15 мышей, а
степной хорек -активный потребитель сусликов.
- Составьте предложение со словом хорь.
Хорь уничтожает грызунов.
- Составьте модель предложения.
.
- Сколько слов в предложении?
- Рассмотрите картинки во втором ряду в учебнике.
-Что нарисовано на первой картинке? (рысь)
-Что нарисовано на второй картинке? (рис)
Уч-ся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова «рысь и рис»
- Произнесите в каждом слове только первый звук.
- Дайте характеристику этим звукам.
- Сравните данные звуки. (В слове «рысь»- звонкий твердый согласный звук [ р ], а в слове «рис»- звонкий мягкий согласный звук [ р ´] )
- Какие гласные обозначают мягкость предыдущего согласного?
- Какие гласные показывают, что предыдущий согласный произносится твёрдо?
-Объясните, что обозначают слова «рысь и рис».
Рысь - типичный лесной житель, причем житель глухих хвойных лесов.
Тем не менее, её можно встретить и в других лесах. Рыси, как и
все кошки, - хищники. Как и все кошачьи, это осторожный,
ловкий, энергичный зверь.
Рис - злак с белыми продолговатыми зернами, идущими в пищу.
-
Конструирование большой и малой букв Р, р.
- Рассмотрите образцы печатных букв Р,р.
- Из каких элементов она состоит? ( полоска в форме прямой линии и полоскав форме полуовала)
- Сконструируйте из шаблонов буквы Р, р.
Один учащийся выполняет задание на доске.
-
Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эр» и двух звуков [ р ], [ р ´].
- Буква «эр» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [ р ] и мягкий звонкий [ р ´].
-
Физминутка.
Ученики слушают песенку о букве Р и под музыку выполняют движения.
( Серия " Пойте с нами" , 33 песенки о буквах алфавита. Образовательная программа издательства "ВЕСТЬ-ТДА").
- А сейчас мы превратимся в испытателей. Должны же мы испытать нашу новую букву?
-
Чтение слов в столбиках (на доске)
эм
ара
мама
рано
Анна
эн
ура
рама
нора
Рома
эр
эра
рана
Нора
Роман
- Что общего в словах первого столбика? (Слова 1 столбика - это название букв.)
- Что общего в словах 2 столбика? (второй слог - ра)
- Чем различаются? (первыми гласными звуками)
- Можем ли мы объяснить значение слов второго столбика? (Нет).
- Тогда обратимся за толкованием значения слов к словарю Ожегова.
Ара - длиннохвостый попугай.
Эра - крупный исторический период времени, эпоха.
Ура - возглас, восклицание.
- Что общего в словах пятого столбика? (Это имена людей).
- Что вы знаете о правописании? (имена людей пишутся с большой буквы)
-
Включение нового знания в систему знаний.
- Достаточно ли мы выполнили заданий для усвоения нового материала? (Нет).
- Что ещё надо сделать? (Потренироваться).
Выполнение тренировочных заданий.
1. Игра в слова.
а) Работа над чистоговоркой.
- Прочитайте слоги.
Найдите в чистоговорке схожие по звучанию слоги и слова.
- Прочитайте всю чистоговорку.
Ар - ур - эр - ор - вышла детвора во двор,
Ру - ол - ро - ра - прятки - лучшая игра.
Ра - ро - ра - ру - разбегайтесь по двору!
б) Придумай окончания предложений к схемам (рисунки: слов с буквой р)
( ручка, книга, мишка, карась, радуга)
У Наума .
У Романа .
в) Игровой тренинг
рябина картина вечер рак море
радуга стрекоза фонарь рис река
Артур Ира Арина мир мороз
(чтение слов хором, работа по раскрытию значения слов) Инструкция:
- звук [ р ´] в начале слова;
- звук [ р ] в начале слова;
- звук [ р ´] в середине слова;
- звук [ р ] в середине слова;
- звук [ р ´] в конце слова;
- звук [ р ] в конце слова;
- односложные;
- двусложные;
- трехсложные;
- слова, начинающиеся с согласного;
- слова, начинающиеся с согласного, обозначающего мягкий звук;
- слова, начинающиеся со звонкого согласного звука;
- слова, в которых последний звук глухой;
- слова - имена собственные.
- Что знаете об этих людях?
-
Оздоровительная минутка (начинается словами):
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
Упражнение "Гора" (для осанки).
Руки опустите вниз, выровните спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: " Сила во мне!" и тянется вверх. Другая говорит: "Нет, сила во мне!" и тоже тянется вверх. "Нет! - решили они. - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих". Потянулись обе вместе, сильно - сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь друг другу. Молодцы!
-
Работа в парах
- Сравните диалоги (разговор двух людей). Прочитайте их по-разному.
Обратите внимание на выделенные слова (интонацию и логическое ударение).
- Рома мал?
- Рома мал?
- Мал.
- Рома!
-
Игра.
На "компьютере" только пять букв. Сравните набор букв и слов. Какое слово нельзя "набрать" на этом "компьютере"? Назовите его. Объясните свой выбор.
-
Работа над пословицей.
- Объясните, как вы понимаете пословицу.
Рабочие руки не знают скуки.
- В каких случаях её употребляют?
-
Однокоренные слова :
рука (каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев, а также от запястья до кончиков пальцев),
рукавица, рукавичка (предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно) ,
рукав, рукавчик (часть одежды, покрывающая руку или часть руки),
рукастый (1. Имеющий большие руки. 2. Делающий всё своими руками; умелый) .
-
Работа в парах.
- Это задание надо делать вдвоем. Перед вами лежат цветные карандаши и две нарисованные рукавички. Ребята, как вы думаете, почему я для работы в парах выбрала именно рукавички?
Ответы учеников могут быть очень разнообразными. ( Сегодня на улице холодно и поэтому надо надеть рукавички, слово рукавички начинается с буквы Р, с этой буквой мы познакомились на уроке.)
Рукавички надо украсить так, чтобы получилась одинаковая пара. Узор может быть любой. Сначала договоритесь между собой, какой будет узор, а потом пусть каждый его нарисует.
(Здесь универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые обеспечивают возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться).
- Ребята, вы хотите, чтобы ваши рукавички ожили? (Да.)
- Тогда поиграем в игру. Хлопните в ладоши, когда услышите слог "ру" в следующих словах.
Караси, работа, коробка, ручей, карусель, рубанок, кожура, барсук.
Работа с электронным приложением к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Винноградской:1. Составляем слова. 2. Играем вместе. 3.Смортим мультфильм. 4. Составляем рассказ. 5.Ищем слова на картинке.
-
Итог урок (Рефлексия)
- Запомните слова со звуками [ р ], [ р ´].
Видео. Уроки тётушки Совы- Азбука Малышка (youtube.com).
- Назовите слова со звуком [ р ].
- Назовите слова со звуком [ р ´].
- По какому городу путешествовали?
- С какой буквой познакомились?
- Чему научились?
- Всем ли было легко?
- Какие трудности испытывали?
- Надо ли ещё потренироваться?
- Понравился ли вам урок?