- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира для 2 класса «Что такое природное сообщество»
Урок окружающего мира для 2 класса «Что такое природное сообщество»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шурыкина Т.С. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Шурыкина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
Урок окружающего мира, 2 класс
(система учебников «Начальная школаXXI века»
Тема: Что такое природное сообщество Цели: создать условия для формирования понятия «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятия «цепь питания».
Предметные задачи: содействовать формированию представлений учащихся о признаках природных сообществ и их разнообразии; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества, моделировать «цепь питания», характерную для данного сообщества, анализировать экологические ситуации и оценивать их последствия. содействовать развитию внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи; содействовать воспитанию взаимопонимания; бережного отношения к природе.
Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД: - регулятивные: определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; - коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других приходить к общему решению при работе в группе и парах; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить сравнение и классификацию объектов. Личностные УУД: содействовать формированию положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Ресурсы: основные: учебник «Окружающий мир» (авт. В.Ф. Виноградова); дополнительные: презентация, ЭОР «Человек. Природа. Общество», материал для работы в парах и группах.
Ход урока
-
Организационный этап. Мотивация.
- Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа.
II.Этап актуализации опорных знаний -Предлагаю, отправится в прекрасный мир природы, полный загадок и тайн. -Но прежде вспомним: Что такое природа? (Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека). На какие две группы делится природа? Назовите царства живой природы. Назовите признаки живых существ. Рассмотрите объекты живой природы. Какое условие жизни объединяет все эти объекты? Подумайте и назовите другие места обитания живых существ. -Правильно ли высказывание: Каждое живое существо на Земле привыкает к определенному месту обитания? -Постарайтесь определить, что мы будем изучать сегодня на уроке? -Лес, луг, поле, водоём - это природные сообщества. -Какое новое слово услышали? Как понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? -Какие цели поставим перед собой: Узнать что такое…. какие …. Научиться бережно…. Сегодня на уроке вы будете учиться устанавливать связи между объектами живой природы в различных местах обитания, доказывать, рассуждать, делать выводы.
-
Этап подготовки к активному и сознательному восприятию нового знания
-
Введение в тему.
- Узнаем, что такое природное сообщество. - Откройте учебник на странице 39 и прочитайте статью учебника. - Назовите необходимые условия для жизни. - Что такое природное сообщество?- Назовите природные сообщества. -Итак, мы выяснили, что живые существа, обитающие в одном месте, и нуждающихся друг в друге называют природным сообществом.
-
Работа в группах (каждой группе раздаются карточки)
У первой группы - лес. У второй - водоём. У третьей -луг. Четвертая группа работает с плакатом «Будь природе другом».
- Какие объекты природы прописаны на лугу? Отвечает 1 группа. У нас растения, растущие на лугу: ….; животные: …… ? Можно ли к данному сообществу отнести птицу дятла? (Не живет на данной территории, нет питания для неё на лугу, так как живет на деревьях) - Какие объекты отнесли к сообществу водоем? Отвечает 2 группа. Наша группа решила дополнить сообщество водоем растениями: …; животными ….. ? Можно ли отнести к данному сообществу лису? Почему? (Она не живет на данной территории. Нет условий. Лиса живет в норе, питается грызунами, птицей, зайцами) - Какие объекты находятся на территории леса? Отвечает 3 группа. Мы выбрали ……... ? Почему нельзя к данному сообществу отнести цаплю? (Не живет на данной территории, это животное, которое живет возле водоемов )
- Проверка дом. задания
Физкультминутка (проводится обучающими)
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и весенним лугом,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Покружились, полетели,
На цветы тихонько сели.
-О каких ПС говорили? Вывод: Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм ПС нуждается друг в друге. Растения являются пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников. Это называется «Цепью питания».
- Введение понятия «цепь питания»
- Работа в парах, индивидуальная работа
Индивидуальная работа (для сильных учащихся): составить цепь питания, прочитав сказку «Сова» (см Приложение)
Вывод: все живые существа взаимосвязаны.
-
Этап применения нового знания
Анализ сказки «Сова» -Что произойдет, если нарушить это единство? -Какой вывод можно сделать? (В природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред) -Так кто же нарушил единство в лесном природном сообществе? Давайте еще раз вспомним правила друзей леса. (4 группа)
IV. Этап контроля и самоконтроля -Наступило время проверить, насколько вы были внимательны в течение урока. Выполните самостоятельную работу. 1. Животные, тело которых покрыто перьями, - это _____________. 2. Животные, тело которых покрыто шерстью, - это __________________.
- Заполни пропуск в цепи питания:
- Зачеркни лишнее в ряду: медведь, сосна, лягушка, дятел.
- Определи, к какому природному сообществу относится лишний объект ____________.
водоём, лес, луг
V. Итог урока Рефлексия
- Как можно назвать лес, луг, водоем?
- Какие природные сообщества в окрестностях нашего города? (лес, пруд)
- Скажите, а зачем мы сегодня так много говорили о сообществах, зачем это нужно вам? (чтобы больше знать о растениях, животных. чтобы беречь и охранять природу)
Я узнал…. Я научился ….
-Что было интересным?
-Какое задание вызвало затруднения?
VI. Домашнее задание (по выбору)
-
РТ стр. 21 № 14-16
-
придумать знаки правил друзей природы
VIII. Выставление оценок за работу на уроке
БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!
-
Закончи правила с помощью рисунков, указав на них стрелками.
НЕ БУДЕМ СРЫВАТЬ
НЕ БУДЕМ РАЗРУШАТЬ
НЕ БУДЕМ РАЗОРЯТЬ
-
Нарисуй знак к правилу.
НЕ БУДЕМ ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
ученик ____________________________ 1. Животные, тело которых покрыто перьями, - это _____________. 2.Животные, тело которых покрыто шерстью, - это __________________.
- Заполни пропуск в цепи питания:
- Зачеркни лишнее в ряду: медведь, сосна, лягушка, дятел.
- Определи, к какому природному сообществу относится лишний объект ____________.
водоём, лес, луг ____________________________________________________________________ ученик ____________________________ 1. Животные, тело которых покрыто перьями, - это _____________. 2.Животные, тело которых покрыто шерстью, - это _______________________.
- Заполни пропуск в цепи питания:
- Зачеркни лишнее в ряду: медведь, сосна, лягушка, дятел.
- Определи, к какому природному сообществу относится лишний объект __________________.
водоём, лес, луг