Сценарий мастер-класса для педагогов Активные методы обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные методы обучения на уроках в начальной школе.


Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались - обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. К тому же переход начального образования на обучение по Федеральным Государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активные

методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Начать урок можно необычно , предложив ученикам поздороваться глазами.

Упражнение «Поздоровайся глазами»

Цель - положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Осенний сад»
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.

- Уважаемые коллеги, предлагаю на зеленых листьях записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на желтых листьях.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

  • Я тоже жду сегодня от вас сотрудничества.

Метод «Разминка - мозговой штурм» (для 2 класса)

  • Какое сегодня число? А день недели?

  • Как кричит осел?

  • Вытянутый круг.

  • На чем путешествовал Емеля?

  • Как называется рот у птицы?

  • Кто сидит на троне и управляет царством?

  • Наименьшее однозначное число.

  • Ее наклеивают на конверт.

  • Сколько гласных звуков в русском языке?

Метод «Светофор» - зеленый свет (согласны), желтый свет (сомневаемся), красный свет (не согласны)

  • Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. (согласны)

  • АМО можно применять на всех этапах урока (?)

  • Для каждого этапа урока используются свои активные методы (?)

  • Итак, о чем вы еще мало знаете?

  • Сформулируйте тему мастер-класса.

Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • объяснить, что такое активные методы обучения;

  • отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;

  • видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

- Для этого применим еще один метод (метод «Кластер» пока не называю), он составляется по мере изучения материала.

  • Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.

  • Итак, тема «Активные методы обучения». Стрелки - сектора. Сектор 1 - «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)

-Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 - применение. -На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов) Активные методы обучения применяются на всех этапах урока. - (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 - виды АМО.

- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Поздоровайся глазами», «Осенний сад», «Мозговой штурм», «Светофор», «Кластер»)

Сектор -4. Цели применения АМО. -Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений). Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

- Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

- На каких уроках ещё можно применять этот метод?

  • С большим успехом использую его на уроках окружающего мира.

АМ релаксации Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Упражнение "Четыре стихии"

- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

Метод «Инсерт - пометки на полях».

Следующий метод «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие + я знаю; - не знаю или забыл; ? непонятно; ! удивило Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

  • Попробуйте послушать описание еще одного метода и расставить пометки на полях:

Метод «Написание синквейна»

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение. Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою.

Илья Муромец.


Могучий, храбрый.


Ехал, сражался, победил.


Всем людям радость дарил.


Герой!


А теперь попробуем самостоятельно составить свой синквейн. Например, составим синквейн слова «дорога».

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов». С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.


  • А теперь допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились.. ( «Кластер - пометки на полях», «Четыре стихии», «Синквейн»)

- Подводя итог нашего мастер-класса, познакомимся с еще одним методом: «Мудрый совет». Дайте совет учителям, которые еще не знакомы с технологией АМО.

А теперь вернёмся к «Осеннему саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот статью, подготовленную мной.

- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия и особенностям учеников. Не забывайте учитывать и тот факт, что методы АМО слишком эмоциональны, поэтому вводить их надо постепенно, обучая детей дискуссии, поиску, вызывая положительные эмоции. И помнить, что больше всего дети утомляются в бездействии. И как вы считаете, дети с ОВЗ не способны так же интересно учиться?



© 2010-2022