- Преподавателю
- Начальные классы
- П. Бажов «Серебряное копытце»
П. Бажов «Серебряное копытце»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасенко Н.Ш. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: П.Бажов. Серебряное копытце.
Цели: познакомить с биографией и творчеством П.Бажова. совершенствовать навык беглого чтения; работа над жанром «сказ»; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование: портрет П.Бажова, учебник, иллюстрации к сказке.
Ход урока.
1. Орг.момент.
Еле шорохом шурша В класс заходит тишина.
На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости Всех коснется к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша.
2. Работа с портретом писателя
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума - словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, Данилушко, искусница Катюша, но рядом с обычными - сказочные: Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз.
3. Биография Бажова
- Что вам известно об этом писателе?
Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.
- С какими еще произведениями Бажова вы познакомились самостоятельно?
- Что общего во всех его сказах?
4. Работа с жанром «сказ»
Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа.
Сказ - это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.
- Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку:
Сказ - рассказ - сказка.
- Назовите еще слова с таким же корнем.
(сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).
-Сказка - это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
Рассказ - это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.
5.Работа над произведением.
-чтение 1-3 частей сказа.
Работа над прочитанным.
-Понравился вам сказ? О ком он? Кто главные герои сказа? Опишите Кокованю, Даренку.
-Почему «Серебряное копытце» названо сказом? Это быль или небыль? Что в сказке волшебного? А что было в действительности?
Словарная работа
Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова. Найдите в словаре учебника значение слов, записанных на доске:
Рукоделие - ручной труд (шитье, вышивание)
Голбчик - припечье со ступеньками для входа на печь
Пособник - помощник
Приказчик - управляющий имением помещика (хозяйством)
Похлебка - жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня
Горюн - горевать
Пожитки - мелкое имущество, домашние вещи
Балаган - временная легкая деревянная постройка
Бирюзовый - зеленовато-голубой цвет
Душной - запах, идущий от животного
Угрузнешь в снегу - утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки - широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
-Чтение сказа учащимися.
Итог урока. Вывод
Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
И у рассказчика свое отношение к ним.
- Как вы думаете, что нравится автору в характере Даренки?
- А что понравилось Коковане в ней?
Ответить на этот вопрос вам может помочь отрывок из мультфильма «Серебряное копытце» режиссера Г.Сокольского по сценарию Г.Сапгира.
Эпизод очень серьезный, вдумайтесь в него.
Отрывок из мультфильма, в котором Даренка спрашивает Кокованю: «А ты убьешь его?»
- Так что же Коковане могло понравиться в Даренке?
(Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда).
- Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?
- Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Домашнее задание.
Чтение стр 28-33 пересказ