Конспект урока-технологическая карта урока Падеж имен существительных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Автор: Харченко Елена Сергеевна, учитель начальных классов Образовательное учреждение: МКОУ «Среднеикорецкая СОШ» Предмет: русский язык Класс: 3 Тема: Обобщение по теме: «Имя существительное. Падеж имен существительных» . Учебно-методическое обеспечение:
  1. Русский язык, часть вторая, 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е издание - М. : Просвещение, 2013. - Школа России.
Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт: презентация 9 слайдов (среда POWER POINT, 2007), слайды для интерактивной доски.

Цели:

  1. Продолжить знакомство с алгоритмом определения падежей имен существительных.
  2. Развивать речь, внимание, мышление.
  3. Вызывать интерес к русскому языку.

Задачи урока:

  1. формирование умения у обучающихся использовать алгоритм определения падежей имен существительных.
  2. способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.
  3. способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Проблемный вопрос: Разбирая словосочетания, перед детьми встает проблема, как определить падеж имени существительного. В результате работы, им предстоит разрешить эту проблему.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН и УУД; Форма урока: урок-исследование; Формы обучения:

  • самостоятельная работа
  • парная работа
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран. Методы:
  • Частично - поисковые
  • Проблемно - сообщающие
  • Креативный (метод конструирования правила)

План урока:


№ п/п Этапы занятия

Временная реализация 1 Организационный момент.

1 минута 2

Орфографическая разминка - упражнение 107 + работа в парах в электронном приложении к учебнику по темам «Гласные в корне слова». «Согласные в корне слова», «Удвоенные согласные», «Непроизносимые согласные».

12 минуты 3

«Фразеологический зверинец» Самостоятельная работа на карточках.Слайд 1. Проверка. Слайд 2.

3 минуты 4

Стадия вызова. Приём «Кластер». Идет составление кластера (карты ума) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о сущесрвительном?».Тема урока. Слайд 3.

3 минуты 5 Стадия осмысления. Прием «Повтори падежи».

Ученик работает в электронном приложении к учебнику «Склонение имен существительных», выполняя задание 2, содержащее ошибочную информацию, выявляя, одновременно проговаривая падежи и вопросы к ним.

Слайд 4.

3 минуты 6

Физминутка.

1 минута 7

Составление алгоритма. Слайд 6.

2 минуты 8

Коллективная работа. Запись на доске фразеологических оборотов, определение падежа имен существительных. Слайд 5.

12 минут 9

Вывод. Слова И.С.Тургенева «Великий и могучий…»

1 минута 10

Рефлексия. «Поделитесь впечатлением об уроке, своей работе, используя фразеологизмы» Слайд 8.

4 минуты 11

Домашнее задание. Творческое. С.58, упражнение 104.

1 минута 12.

Релаксация «Кошачьи фразеологизмы» (видеоролик)

2 минуты 13

Итог урока. Слайд 9.

1 минута

Технологическая карта урока


Комментарий хода урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.

1

Внимание;

Организованность;

Аккуратность;

Орфографическая разминка - упражнение 107 + работа в парах в электронном приложении к учебнику по темам «Гласные в корне слова». «Согласные в корне слова», «Удвоенные согласные», «Непроизносимые согласные». Дети работаю в электронном приложении к учебнику в паре, поддерживая друг друга, ассистент контролирует. Учащиеся в классе по цепочке комментируют выполнение упражнения, повторяя при этом изученные орфограммы.

12

Понимание материала;

Глубина рассуждений;

Гибкость;

Аргументированность;

Аккуратность;

Выработка каллиграфического письма;

«Фразеологический зверинец» Самостоятельная работа на карточках. Проверка.

3

1,2,3

Внимание, понимание.

Развитие речи;

Аргументированность;

Стадия вызова. Это прием организации работы учащихся на следующей стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём «Кластер». Идет составление кластера (карты ума) при ответе на вопрос: «Что вы знаете об имени существительном?». Дети называют известные им сведения об имени существительном и графически оформляют в виде грозди (кластера). Грозди - графический прием в систематизации материала. Сказанные детьми понятия, открываются на доске. После работы идет подведение итогов и определение темы урока. О какой части речи мы сегодня ведем речь на нашем уроке? Что пока вызывает затруднения? (Трудно определять падежи имен существительных) Этим и займемся на уроке. Итак, тема нашего урока: «Падеж имен существительных»

3

5

Внимание; Память;

Способность выделять множество причинно- следственных факторов;

Рефлексивность;

Самостоятельность;

Мышление;

Аргументированность;

Ясность речи;

Активность;

Активное слушание;


Стадия осмысления. Прием «Повтори падежи».

Ученик работает в электронном приложении к учебнику «Склонение имен существительных», выполняя задание 2, содержащее ошибочную информацию, выявляя ошибки, одновременно проговаривая падежи и вопросы к ним.

3

4

Внимание
Память

Самостоятельность;

Системность;

Аргументированность;

Ясность речи;

Активность;

Культура эмоций;

Коммуникативная культура;

Восприимчивость к новому;

Физминутка. Динамическая пауза. Направлена на сохранение здоровья детей.

1

Внимание;

Память;

Самостоятельность;

Составление алгоритма.

Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно определять падежи имен существительных .

Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно - следственных связей между блоками информации. После объяснения составленного детьми алгоритма, открывается слайд. Сравнение алгоритмов. Высказывания детей.

2

5

Правила поведения на уроке;

Аргументированность;

Системность;

Мышление;

Активное слушание;

Толерантность;

Умение слушать и слышать;

Умение ориентироваться в аудитории;

Закрепление нового материала. Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Ребята учатся применять алгоритм на письме.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

12

6



Внимание
Память

Рефлексивность;

Аргументированность;

Ясность речи;

Активность;

Организованность;

Аккуратность;

Самостоятельность;

Вывод. Слова И.С.Тургенева «Великий и могучий…»

1

Рефлексия.

«Поделитесь впечатлением об уроке, своей работе, используя фразеологизмы»

4

8

Внимание;
Память;

Сосредоточенность;

Аргументированность;

Ясность речи;

Активность;

Организованность;

Детям предлагается домашнее задание. Творческое. С.58, упражнение 104.

1

Ответственность;

Самостоятельность;

Релаксация «Кошачьи фразеологизмы» (видеоролик)

2

Расслабление;

Снятие напряжения;

Отдых;

Итог урока.

1

9


ХОД УРОКА:


1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

У- Начинаем наш урок. Урок русского языка.

Зарубите себе на носу:

Сегодня вам придется

Поработать, засучив рукава.

В случае временной неудачи

Советую не падать духом, А взять себя в руки

И заново приняться за дело!

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Ни пуха вам, ни пера.

Для работы каждому из вас понадобятся тетрадь, учебник русского языка, ручка, линейка, простой карандаш, ну и, конечно, ум.

Откройте тетради, и соблюдая правила письма и осанки, запишите дату, классная работа.

2. Орфографическая разминка - упражнение 107 + работа в парах в электронном приложении к учебнику по темам «Гласные в корне слова». «Согласные в корне слова», «Удвоенные согласные», «Непроизносимые согласные». Учитель работает с классом, ассистент- с парами учащихся, направляя и контролируя их.

Ассистент докладывает о результатах работы - Все работали головой, брали быка за рога.

У. Да у вас все в руках горит! Обратите внимание на фразеологизмы в упражнении 107. Что они обозначают? Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов. При потере слова теряют свое значение.)

3.«Фразеологический зверинец»

У. Прикусите языки и заставьте варить котелки! (Дети объясняют смысл фразеологизмов) Самостоятельная работа на карточках. Слайд 1. Проверка. Слайд 2.

У. Какую часть речи использовали при выполнении задания! Что можете сказать об имени существительном?

4.Стадия вызова. Приём «Кластер».

Идет составление кластера (карты ума) при ответе на вопрос: «Что вы знаете о существительном?».

Опора на карточках. У. О какой части речи мы сегодня ведем речь на нашем уроке? Что пока вызывает затруднения? (Трудно определять падежи имен существительных) Этим и займемся на уроке. Итак, тема нашего урока: «Падеж имен существительных»

Тема урока. Слайд 3.


5.Стадия осмысления. Прием «Повтори падежи».

Ученик работает в электронном приложении к учебнику «Склонение имен существительных», выполняя задание 2, содержащее ошибочную информацию, выявляя ошибки, одновременно проговаривая падежи и вопросы к ним. Вывод. Слайд 4.

6. Физминутка. Динамическая пауза. Направлена на сохранение здоровья детей.

7.Составление алгоритма.

Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно определять падежи имен существительных .

Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно - следственных связей между блоками информации. После объяснения составленного детьми алгоритма, открывается слайд. Сравнение алгоритмов. Высказывания детей. На экране памятка слайд 7.

8.Закрепление нового материала. Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Ребята учатся применять алгоритм на письме.

У.Предлагаю рассмотреть ваши рисунки-фразеологизмы, записать их и определить падежи имен существительных. (Если нет рисунков, можно использовать слайд 6)

На экране памятка слайд 7.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

9.Вывод. Слова И.С.Тургенева «Великий и могучий…»

У.Как вы думаете, нужны ли нам фразеологизмы? Если да, то зачем?

Иван Тургенев

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий

о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка

и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный

усский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние

при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить,

чтобы такой язык не был дан великому народу!

Июнь 1882

10. Рефлексия.

У.Поделитесь впечатлением об уроке, своей работе, используя фразеологизмы. Слайд 8.

11.Домашнее задание. Творческое. С.58, упражнение 104.

12.Релаксация «Кошачьи фразеологизмы» (видеоролик).

У.На ваших рисунках, в понравившихся вам фразеологизмах преобладают кошачьи фразеологизмы, предлагаю вам посмотреть видеоролик, который так и называется «Кошачьи фразеологизмы».

13. Итог урока.

У. Уважаемые товарищи! Хочу сказать, что на уроке вы работали изо всех сил! На «5»! Спасибо вам за урок!

Слайд 9.

Литература

  1. Усачев А. Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов. М.: «Полиграф - Проект Дрофа-Плюс», 2011.

  2. Русский язык, часть вторая, 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е издание - М. : Просвещение, 2013. - Школа России.
  3. Презентация.

  4. 34315 суперфизминутка.

  5. «Кошачьи фразеологизмы» _0001. mp 4. Yor Tube.

© 2010-2022