- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по самопознанию
Открытый урок по самопознанию
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аманбаева О.В. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата: _______________
Класс: 1
Предмет: самопознание
Тема: «Жақсылық - ұлы күш!»
Цели: закрепить у учащихся понятия о доброте, способствовать развитию талантов, творчества, воспитывать уважение к традициям, чувство патриотизма, праведное поведение.
Оборудование: ноутбук, видеоролик, раскраски положительных героев, сундучок, фрагменты картинки.
Ценность: Праведное поведение.
Цитата урока: Великие люди способны на великую доброту.
Приветствие.
Психологический настрой.
Вступительная беседа: Настроились? А теперь нам предстоит хорошенько поработать! Мы с вами на уроке самопознания. А что это за урок? Что мы делаем на этом уроке? (ответы детей). Урок самопознания появился в школе совсем недавно. Автором проекта «Самопознание» является Сара Алпысовна Назарбаева. А кто это? Сара Алпысовна добрый и отзывчивый человек. Её беспокоят проблемы подрастающего поколения. Желая, чтобы наши дети выросли добрыми, благородными, щедрыми, настоящими патриотами своей Родины Сара Алпысона предложила ввести в школьную программу предмет «Самопознание». На этих уроках мы учимся познавать себя, воспитывать в себе самые положительные качества. Наши мальчики подготовили небольшое сообщение о Саре Алпысовне. (Выступление Влада и Ерлана).
Ерлан: Сара Назарбаева родилась 12 февраля 1941 года в селе Кызыл-Жар. В 1962 году вышла замуж за Нурсултана Назарбаева, имеет трех дочерей (Дарига, Динара, Алия.). Автор образовательного проекта по возрождению нравственно-духовных ценностей, который называется «Самопознание»: главная его цель - возродить общечеловеческие ценности, научить детей жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.
Влад: После смерти мамы пятилетняя Сара на себе испытала, как трудно живется ребенку без любви, ласки. Уже тогда маленькая Сара мечтала о том, чтобы все дети были счастливы, чтобы все жили в семьях, вместе с мамами, папами, братиками, сестренками. Эту мечту она осуществила, создав детский благотворительный фонд «Бөбек». Этот фонд защищает и помогает многодетным семьям, детям-сиротам.
Спасибо, ребята! Садитесь.
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном и главном качестве, которым должен обладать человек. Что это за качество попробуйте догадаться. Алина, Асхат - вы добродушные ребята, Алина, Карина, Ерлан - вы добросовестные, Влад, Артём, Кирилл - вы добросердечные, Айгерим, Лидия - вы доброжелательные девочки, Артём, Меруерт - у вас добрый характер, Жанагуль, Илья - вы добрые. Догадались о чём мы будем сегодня говорить? Правильно о доброте!
Сообщение темы и целей урока. На доску вывешивается название темы урока.
Обратите внимание, ребята, тема нашего урока звучит на казахском языке. Давайте ответим - где мы живём, как называется наша страна? Какой язык является государственным в нашей стране? Правильно ребята. А вспомните, я вам говорила, что наш президент хочет, чтобы выпускники наших школ разговаривали свободно на трёх языках. Как вы думаете, ребята, а зачем нам это нужно? А если президент думает о нашем будущем, значит, он о нас заботится, значит, он относится к нам с добром! А мы должны выполнить его требование? Конечно!
Давайте вспомним девиз нашего урока:
Живёт пусть в мире доброта! Ведь с нею мир прекрасен.
Пусть греет сердце нам всегда, прогонит пусть ненастье!
О доброте, ребята можно говорить много и долго. У разных народов существует много пословиц и поговорок о доброте и добрых делах.
Не ищи красоты, ищи доброты. Добро помни, а зло забывай. Добрые дела целыми веками живут. Доброму слову - добрый ответ. Худо тому, кто добра не делает никому. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Так же много разных мудрых высказываний о доброте.
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта.
Ни одного дня без доброго дела! Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Эти слова о доброте принадлежат великому казахскому поэту, мыслителю, философу - Абаю Кунанбаеву. (портрет Абая Кунанбаева). Абай Кунанбаев, ребята, замечательный человек, просветитель казахского народа, учитель. Его сильно беспокоили вопросы нравственности и справедливости, потому, что он рос в тяжёлое время.
Им был создан «Нравственный кодекс "Адам бол" - "Будь человеком"», где он пишет:
Люби человека, Будь другом его, будь справедливым. Твори добро. "Творить добро - долг каждого человека". Будь трудолюбивым. "Не жди добра с неба, ищи добро в труде". Стремись к знаниям, к науке. Познай самого себя. "Человек - целый мир и если хочешь постичь вселенную, познай сперва самого себя". Воспитывай волю и твердость духа. Помни добрые, мудрые советы и следуй им.
Как вы думаете, ребята, чему нас учит Абай Кунанбаев? (ответы детей).
Замечательно. Так, что же такое доброта, ребята? (ответы детей).
Карина:
Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!
Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!
Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!
Алина К: Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта - она от века
Украшенье человека.
Алина Т:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Просмотр видеоролика, хоровое пение.
Ребята, о ком и о чём был этот мультфильм? О девочке, у которой не было друзей. Но потом она подружилась с Барбариками. А легко ли жить на свете, когда у тебя нет друзей? Почему? (ответы детей). А как нужно жить? Правильно! Дружно!
Давайте вспомним наше правило дружбы:
Когда живётся дружно, что может лучше быть?
И ссориться не нужно и можно всех любить!
Ребята, помните у нас перед каникулами был классный час, где мы с вами говорили о доброте, мы играли в игру «Добрый и злой сказочный герой»? Затем мы говорили о героях современных мультфильмов, на которых вы бы хотели быть похожими.
Творческое задание:
гимнастика для пальцев.
Добрый ёжик Ёжик, ёжик, где ты был? Долго по лесу бродил. Всех, кого нашёл в бору, Пригласил в свою нору . / Т.Л. Чернова/
( С помощью пальцев дети изображают ёжика , деревья и зверей , которых ёжик мог пригласить к себе .)
Дети разукрашивают своих любимых мультяшных героев. Звучит спокойная музыка. Затем ребята должны описать своих героев. (4 мин)
Притча: "Котенок!"
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
- От 300 до 500 тенге, - ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и посчитал мелочь.
- У меня только 50 тенге сейчас, - грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, - с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. - Скажите, а что с этим котенком? - спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. - Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. Поэтому он хромает. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. - Вот его-то я бы и хотел приобрести. - Да ты что, мальчик, смеёшься? Это же неполноценное животное! Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, - сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. - Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок. - Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, - твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. - Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: - Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал его, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза…
Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. - Сынок, я бы очень хотел, чтобы у всех котят были такие прекрасные сердечные хозяева, как ты…
У Абая Кунанбаева есть такие слова - доброе отношение к животным говорит о доброте характера человека. Вы согласны, ребята?
А что вы ребята можете сделать доброго, какой добрый поступок можете совершить?
А сейчас давайте соберём с вами картинку - добринку. Дети берут фрагмент картинки и прикрепляют на доску. Полученной композиции нужно дать название.
Ребята, наша Родина - это наш дом. У каждого дома, у каждой семьи есть свои традиции и обычаи. Наш Казахстан славится во всём мире своим гостеприимством. А как вы думаете, ребята, злой человек может быть гостеприимным? Почему? (ответы детей). Конечно же нет. Правильно. Чтобы быть гостеприимным надо быть добрым и щедрым, всем делиться. А какого гостя вы бы хотели видеть у себя дома, доброго или злого, воспитанного или такого, который не умеет себя вести? Правильно, ребята. Когда мы идём в гости, нужно входить в дом с добрыми мыслями, с чистым сердцем. Даже есть такая пословица: Доброму гостю хозяин рад.
В каждом доме, ребята, есть что-то особенное, секретное, волшебное. Посмотрите сюда, пожалуйста. У нас с вами есть волшебный сундучок. Давайте откроем и посмотрим, что там внутри. Оказывается здесь узелок добра! А в узелке частички добра (конфеты). Каждый ребёнок берёт конфету и передаёт её своему соседу со словами: «Я желаю тебе добра!»
Итог урока. Рефлексия.
Спасибо за урок, ребята! Всего вам доброго!