Лабораторная работа «Удивительный мир кристаллов»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторная работа «Удивительный мир кристаллов».

(Внеурочное занятие по курсу «Уроки исследования». Организация занятия внеурочной деятельности в разновозрастной группе с обучающимися 2 и 9 классов.)

Тема: Выращивание кристаллов в домашних условиях.

Цель: познакомить с методами выращивания кристаллов.

Педагогическая цель: обучение проектной деятельности

Задачи : Приобретение обучающимися:

  • проводить наблюдения, осуществлять самоконтроль и самоанализ.
  • специальных знаний и умений по данной теме проекта, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.
  • интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, интегрировать знания из различных областей наук и т.д.
  • исследовательских знаний и умений: формулировать гипотезы, выделять проблемы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, делать выводы.

Оборудование и реактивы: весы, химическая посуда (стаканчики, воронки, колбы), штативы, проволока, фильтры, вода, соли (медный купорос)

Ход занятия.

1.Проблема : «Родители подарили нам набор для химиков по выращиванию кристаллов. Но у нас они не растут. Можно ли вырастить кристаллы в домашних условиях?»

Учитель: Для того ,чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем: Что такое кристаллы? Откуда в природе берутся они?(Показ слайдов).

2. Учитель: Я знаю ребят из 9 класса ,которые являются членами Ломоносовского общества и занимаются исследовательской работой по выращиванию кристаллов.

Выступление Максима-презентация.

3.Практическая часть .Проведение опыта учащимися работы)

4.Итог.

Учитель: Давайте еще раз на интерактивной доске составим план по выращиванию кристаллов.

План .

1.Растворить медный купорос в дисцилированной воде.

2.Мешаем до полного растворения.

3.Нагреваем раствор.

4.Охлаждаем раствор.

5.Фильтруем раствор.

6.Опускаем нитку с «затравкой».

7.Наблюдаем.Ждем появление кристаллов.

4.Подводим итог.

Максим: В результате проведения опыта по выращиванию кристаллов у меня получился вот такой кристалл.(Показ изделия).Для того, чтобы он не разрушился, нужно покрыть его лаком. Где его можно применить?

Демонстрация выращенных кристаллов сахара, соли.

Учитель: давайте ответим на проблемный вопрос ,который прозвучал в начале занятия?

Как вы думаете, почему не удался у вас опыт из набора химиков?

Эти баночки мы оставим в классе и будем вести наблюдение и заполнять таблицу.

Этапы наблюдения .

Сроки проведения

Деятельность учащихся

Практическая часть

1 неделя

Наблюдение за ростом кристаллов из растворов и методом испарения.

Вести наблюдение за ростом кристаллов.

2-3 недели

4 неделя

Задание. Составить проект по выращиванию кристаллов в домашних условиях соли или сахара. Можно работать в группах, индивидуально. Помните ,что работать с медным купоросом можно только с помощью взрослых, т.к. это химическое вещество ядовито.

Материал для учителя.



Кристаллы замершей воды, т.е. лед и снег, известны всем. Эти кристаллы почти полгода (а в полярных областях и круглый год) покрывают необозримые пространства Земли, лежат на вершинах гор и сползают с них ледниками, плавают айсбергами в океанах. Ледяной покров реки, массив ледника или айсберга - это, конечно, не один большой кристалл. Плотная масса льда обычно поликристаллическая, т.е. состоит из множества отдельных кристаллов. Их не всегда различишь, потому что они мелки и все срослись вместе. Иногда эти кристаллы можно различить в тающем льду, например, в льдинках весеннего ледохода на реке. Тогда видно, что лед состоит как бы из «карандашиков», сросшихся вместе, как в сложенной пачке карандашей: шестигранные столбики параллельны друг другу и стоят торчком к поверхности воды; эти «карандашики» и есть кристаллики льда.

Известно, как опасны для растений весенние или осенние заморозки. Температура почвы и воздуха падает ниже нуля, подпочвенные воды и соки растений замерзают, образуя иголочки кристалликов льда. Эти острые иголки рвут нежные ткани растений, листья сморщиваются, чернеют, стебли и корни разрушаются.

Кристаллики льда, причудливыми узорами которых мы любуемся в снежинках, могут в несколько минут погубить самолет. Обледенение - страшный враг самолетов - тоже результат роста кристаллов.

Особенно интересна кристаллизация подземных вод в пещерах. Капля за каплей просачиваются воды и падают со сводов пещеры вниз. Каждая капелька при этом частично испаряется и остается на потолке пещеры вещество, которое было в ней растворено. Так постепенно образуется на потолке пещеры маленький бугорок, вырастающий затем в сосульку. Эти сосульки сложены из кристалликов. Одна за другой капли мерно падают день за днем, год за годом, века за веками. Звук их падения глухо раздается под сводами. Сосульки все вытягиваются и вытягиваются, а навстречу им начинают расти вверх такие же длинные столбы сосулек со дна пещеры. Иногда сосульки, растущие сверху (сталактиты) и снизу (сталагмиты), встречаются, срастаются вместе и образуют колонны. Так возникают в подземных пещерах узорчатые, витые гирлянды, причудливые колоннады. Нет такого места на Земле, где бы не было кристаллов, где бы не происходили все время возникновение, рост и разрушение кристаллов. Метеориты, посланцы из звездного мира, тоже состоят из кристаллов. В космических пришельцах - метеоритах - встречаются кристаллы, известные на Земле, и кристаллы минералов, на Земле не встречающихся.

1


© 2010-2022