- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру
Конспект урока по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бульбова А.А. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по окружающему миру .
Тема: Природная зональность.
Цели:
Личностные результаты: - помочь учащимся принять и освоить социальную роль ученика, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; - развивать эстетические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, учить не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты: - овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; - формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; - использовать различные способы поиска, обработки, анализа и передачи информации; - строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - производить логические действия; - слушать собеседника и вести диалог; - договаривать о распределении функций и ролей в группе, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные результаты: 1 линия развития - знакомство с целостной картиной мира. Познакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности. Научить узнавать природные зоны по их характерным ландшафтам, называть порядок чередования зон. 2линия развития - уметь определять свое отношение к миру. Учить бережному отношению к природе.
Оборудование для учителя: презентация «Природная зональность» на интерактивной доске; диск «Кирилл и Мефодий» с мультимедиапанорамами; диск «Уроки Кирилла и Мефодия», окружающий мир. Оборудование для учащихся: учебник, карточки для распределения на группы, сигнальные карточки с настроением, контурные карты (1 на группу), набор картинок (для группы), клей.
Ход урока.
Этап урока. Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
УУД, формируемые на данном этапе урока.
-
Организационный момент.
- Ребята, давайте встанем в круг и начнем урок стихотворением.
Ребята встают в круг, берутся за руки и произносят стихотворение:
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Будем думать, размышлять
И друг другу помогать.
Коммуникативные.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования
-
Повторение изученного материала. Актуализация знаний.
- Вспомните, чему был посвящен наш прошлый урок.
- Что такое экосистемы?
- Приведите примеры экосистем.
- Могут ли экосистемы жить без помощи человека?
- Выполните задание на доске:
1) Исправьте ошибки (обитатели экосистемы заблудились), перенесите обитателей экосистемы в нужное место.
2) Распределите на группы «кормильцев», «едоков» и
«мусорщиков».
- Сегодня я вам предлагаю попутешествовать по нашей стране. Куда бы вы хотели отправиться: на север или на юг? Почему?
- Что нужно взять с собой в дорогу, как одеться?
- Распределите вещи на доске на группы: первый ряд для путешествия на юг, второй ряд для путешествия на север.
- Мы говорили о экосистемах Земли.
- Это «содружество» живой и неживой природы, где все чувствуют себя как дома.
- Болото, лес, луг, сад.
- Да, это природные экосистемы, которые живут по своим природным законам.
Учащиеся по одному выходят к доске, исправляют ошибки путем переноса обитателей в нужное место.
Учащиеся по одному выходят к доске и переносят любую картинку в соответствующий столбик.
Ответы детей.
- Это зависит от того, куда мы отправимся.
Учащиеся по одному выходят к доске и распределяют картинки в два столбика.
Познавательные (умение структурировать знания); регулятивные;
Коммуникативные (построение речевого высказывания).
Познавательные (общеучебные); коммуникативные (учебное сотрудничество, построение речевого высказывания)
Познавательные, коммуникативные, регулятивные (целеполагание)
Познавательные (логические), коммуникативные (учебное сотрудничество, построение речевого высказывания).
-
Открытие новых знаний.
- Итак, мы отправляемся. Из какой местности мы отправляемся? Какие экосистемы у нас преобладают? Какой у нас климат? Какой климат зимой? (показ на карте)
- Движемся на юг. Из окна поезда видны следующие картины (показ на доске). Почему это происходит? Почему постепенно исчез снег? При какой температуре он тает? В каком климате мы оказались на юге России: в более холодном или в более теплом? Когда там наступает весна: раньше или позже? Какое в том краю лето: влажное или засушливое? Почему там мало деревьев?
- На юге России большие пространства занимают травяные экосистемы - степи. Это степная зона. (показ на карте)
- Теперь мы отправимся на север России из нашей лесной зоны. Посмотрите, как будет меняться пейзаж за окном (показ). Почему это происходит? В каком климате мы оказались: в более теплом или в более холодном?
Когда там наступает весна: раньше или позже? Какое в той местности лето: долгое или короткое? Что мешает расти деревьям на севере?
- Безлесные экосистемы на севере - это тундра. Здесь снег лежит большую часть года. (показ на карте).
- А еще дальше на север находится зона арктических (ледяных) пустынь. А на юге за зоной степей располагается зона пустынь.
- Делаем вывод: с севера на юг климат меняется и вместе с ним меняется природа. Принято делить территорию на природные зоны, т.е. обширные области со сходными природными условиями, почвой, растительностью и животным миром. (показ на карте)
- Может ли порядок размещения природных зон на Земле меняться?
- Какую форму на карте, глобусе будут иметь природные зоны? Отчего это зависит? (читаем текст на стр. 13)
- С каким законом мы сегодня познакомились?
- Из умеренного пояса.
- У нас преобладают леса.
- Климат у нас умеренно теплый и влажный.
- Зимой у нас холодно, а летом тепло.
- Климат теплее, солнечные лучи падают более прямо. Снег тает от тепла. Значит температура воздуха выше 0.
- Мы оказались в более теплом климате.
- Весна там наступит раньше, чем у нас.
- Лето будет более засушливым. Деревьям мало влаги, ее хватает только для травянистых растений.
- На севере холоднее, солнечнее лучи падают вскользь.
- Мы оказались в более холодном климате.
- Весна там наступит позднее, чем у нас.
- Лето там короткое, а зима длинная и морозная.
- Деревьям не хватает тепла.
Предположения детей.
- Форму поясов.
- С законом природной зональности.
Познавательные: анализ, сравнение, подведение под понятие.
Коммуникативные: построение речевого высказывания.
Познавательные: анализ, сравнение, подведение под понятие.
Коммуникативные: построение речевого высказывания.
Познавательные (логические), коммуникативные (построение речевого высказывания).
Коммуникативные, познавательные (логические, общеучебные, постановка и решение проблем)
-
Самостоятельное применение знаний.
- Сейчас мы с вами разделимся на группы (по цвету). Каждая группа занимает свое место. Каждая группа получает лист с контурной картой России, разделенной на природные зоны и набор карточек с изображением растений и животных.
- Смотрим небольшие видеосюжеты о природных зонах и по мере просмотра, а также используя карты в учебнике на стр. 106-107, выбираем из предложенных карточек то, что относится к данной природной зоне и наклеиваем на контурную карту. (Сюжеты о лесной, степной зоне и зоне тундры)
- Проверяем работу групп. (показ верно выполненного задания на доске - карта с рисунками)
- В заключение нашего урока я вам предлагаю выполнить задания, которые предлагает нам наш друг Ослик. (выполняются задания по теме «Природные зоны» № 6 - выделить зону тундры, № 7 - растения тундры, № 8 - животные тундры, № 9 - зона тайги, № 10 - растения тайги, № 11 - смешанный лес. № 14, № 16 - последовательность природных зон)
Учащиеся делятся на группы в соответствии с цветом карточки, лежащей на столах. Каждая группа занимает свое место и получает контурную карту и набор мелких карточек, клей.
Учащиеся просматривают видеосюжеты, в процессе обсуждения выбирают необходимые карточки и приклеивают их на нужную природную зону.
Учащиеся сверяют свою работу с доской.
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли)
Познавательные (логические, общеучебные), коммуникативные (учебное сотрудничество)
Регулятивные (контроль)
Познавательные (логические, общеучебные); регулятивные (контроль, коррекция);
коммуникативные
-
Итог работы.
- Что нового узнали?
- Что было самым интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
- Спасибо всем за работу.
- Мы узнали, что такое природные зоны, какие есть природные зоны.
Ответы детей.
Учащиеся показывают соответствующую карточку.
Регулятивные (контроль, оценка, коррекция); коммуникативные.