Технологическая карта урока русского языка по теме Родственные слова, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению заплпнированных результатов

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.


Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.



Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.


Слайд 1

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

- Вы садитесь тихо как?

- Вот так!

- А здороваетесь как?

- Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)

- Настроение какое?

- Вот какое!

Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
- Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)
Итак, мы начинаем наш урок.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок!

Постарайтесь всё понять_

И внимательно читать!

Наш девиз: «знаешь говори - не знаешь слушай»

Чему будет посвящён наш урок?

(изучению нового)

Предметные

УУД Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя,




Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели. (5 мин) Цели: - организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний


С помощью учителя формулируют тему и цель урока.


Организует актуализацию умений выделять лишнее по заданному признаку


Организует постановку цели, формулировку темы учащимися.

Слайд №2 НаНам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Больше всего он любит читать книжки: не сказки, не приключения, не детективы, а … словари. За это его и прозвали Грамотеем. В веселый Грамотей приготовил для нас интересные задания, и если мы выполним их, то сможем собрать пословицу. С Слайд 3
С Открыли тетради, записали число, классная работа - Послушайте, что произошло однажды на лугу. - Вы кто такие? - Я гусь, это -Гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тётя - Гусеница. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

А кто такие родственники? (Люди которые похожи между собой и являются родными)

- Назовите родственников среди действующих лиц сказки.

- Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.

- А нет ли родственников среди слов нашего языка?

- Как это можно установить?

Давайте проведём исследование?

оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).



Под руководством учителя выявляют проговаривают проблему урока.
Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока.

Сформулируйте тему нашего урока: «Понятие о родственных словах».

Какова цель нашего урока: мы на уроке должны сформировать понятие о родственных словах, научиться находить родственные слова, отличать родственные слова от неродственных.



Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.


IV. Изучение нового.


Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи ; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. -

Записывают в тетради родственные слова. Проверяют написание слов, проговаривают правило, выделяют общую часть в родственных словах. Организует чтение и запись родственных слов.











Организует работу по формированию умений находить родственные слова и выделять в них общую часть

1)Исследование.

- Назовите героев родственников сказки:

-Запишите эти слова : Гусь, гусыня,гусеница.

Что скажете про значение записанных слов? Учитель прикрепляет на доску

(похожее, разное)

- Чем похожи слова с похожим значением? (общая часть)- Догадайтесь, как называются слова, обладающие этими признаками?

- А где можно узнать, точно название? (в учебнике)

Проверим свою гипотезу.

Слайд 4

2) Работа с рубрикой «Обрати внимание» с. 79

- Какие же значения имеют родственные слова?

Прочитайте на стр. 79 учебника упр.3

- найдите общую часть в словах и выделите её . Как выделяется общая часть? (дугой).

Слайд 5 РеРебята наш друг Незнайка просит помощи. Он считает, что слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы? - Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания. - Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.

Слайд 6

Сделайте вывод о порядке нашего рассуждения. Как определить родственные слова?

Давайте разработаем памятку.

1)находим и подчёркиваем общую часть слов

2)определяем значение слов

3)если значение одинаковое, значит, это родственные слова.



Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

VI. Закрепление нового (8 мин) Цель:

  • организовать усвоение учениками нового

  • организовать работу над совершенствованием навыка находить родственные слова и выделять в них общую часть.

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.



Организует самопроверку. Организует работу над ошибками.

Слайд 7

1. Грамотей приготовил для вас задание. Работа в группах. «Собери родственников».

-Жили - были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды они решили собраться. Давайте поможем словам найти «свою семью».

Поселите слова в свои «семьи» к словам ДОМ, ГРИБ, ЛИСТ.

- будьте внимательны, чтобы в семье не появился «Чужой». (Проверка).

Слайд 8 2. 2. Возьмите свои листочки на них написаны слова, зачеркните слово в каждой строчке. Жжелток, железо, жёлтый Н носильщик, нос, носатый Ч часовщик, час, часть П печурка, печать, печка Ц циркуль, циркач, цирк П проверка.
В Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово (знать).


Уметь находить родственные слова и выделять общую часть.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Физминутка



Ес Ели я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши, а слова, которые не являются родственными, вы топайте ногами

Лес, лесник
Река, плот
Стена, гвоздь
Кот, котик
Сад, садовый
Дом, домашний
Дом, дым
Поле, полюшко
Обед, стол




VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока;


Самостоятельно в тетрадях выполняют задание.

Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+» «-«.

Выполняют самооценку рядом с заданием.

Организует проверку работать с информацией. Организует самопроверку. Организует работу над ошибками.

Упражнение в тетради -задачнике стр. 81 упр. 5

Можно ли назвать слова в каждой строчке родственными? Выдели общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов.

Вода, водичка, водный, подводная.

Сад, садик, садовый, садовник, посадить.

Дом, домик, домашний, бездомный

Мышь,мышка,мышиный, мышеловка.

Проверте если всё было выполнено првильно в каждой строчку ставьте «+» «-« В ВЫВОД вы успешно справились и с заданием №3открываем слово . (не хочется) Пословица. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Объясните значение пословицы.


Уметь находить родственные слова, уметь работать с информацией.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

VIII. Рефлексия. Оценивание.

(3 мин)

Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.



Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.




Организует самооценку учебной деятельности

С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

В начале урока мы определили, чем будем заниматься. Ещё раз прочитайте каждый пункт и оцените свою работу свои знания по этапам.

Перед вами три кружка разного цвета: красный, синий, жёлтый. Они соответствуют оценкам «5», «4», «3».

1)кто научился подбирать родственные слова?

2) у кого получилось делить слова на группы родственных слов? В Вы славно потрудились, спасибо за урок. Веселый Грамотей остался очень доволен вашей работой.



Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).




Автор: Кутлугаллямова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №77

Предмет: Русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологическая карта

урока русского языка в 1 классе по системе УМК «Начальная школа 21 века»

Тема

Родственные слова.

Цели


Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «родственные слова»,
учить детей находить общую часть в словах,
распознавать и подбирать родственные слова; обогащать словарный
запас детей. Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планир уемый результат Предметные: Сформировать умение находить родственные слова и выделять общую часть. Расширять словарный запас учащихся. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Родственные слова, общая часть родственных слов.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- С.И. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова «Русский язык», учебник для 1 класса, стр.78.

- интерактивная доска

- презентация «Родственные слова»

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- электронные физкультминутки

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа


© 2010-2022