Урок по познанию мира Гранит

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Познание мира

Класс:3

Тема: Гранит

Тип: комбинированный

Вид: нестандартный (урок-исследование)

Цель: сформировать знания о твёрдой горной породе-граните, его свойствах, назначении и применении в хозяйстве;

расширять кругозор, развивать познавательный интерес;

воспитывать интерес к предмету, бережное и экономное использование природных богатств.

Оборудование: кусочки гранита, его составные части, карта Казахстана, картинки о применении гранита, лупа, тетрадь.

Методы: словесные, наглядные, проблемные, практические, поисковые.

Ход урока:

1.Орг.момент

Психологический настрой

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Мы на нём всё познаём

Очень умными растём

Рубрика «Этот день в календаре природы»

-Начинаем урок с традиционной рубрики «Этот день в календаре природы»

-Открываем тетрадь, записываем число.

Рубрика «Прогноз погоды»

-А сейчас традиционный прогноз погоды на этот день

Сообщение темы, цели урока.

- Какой будет тема урока, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Все ответы располагаются по горизонтали.

-Итак, наш любимый приём «Взрыв интеллекта» в кроссворде:

Кроссворд 1


2


3


4



5


6


1) Видимое вокруг нас пространство (горизонт)

2) Природный водоём, который начинается с истока (река)

3) Воздушная оболочка Земли (атмосфера)

4) Один из способов познания окружающего мира (наблюдение)

5) Начало реки (исток)

6) Её измеряют термометром (температура)

-Читаем, что у нас получилось в первом столбце - гранит.

-Тема урока «Гранит». Записываем в тетрадь.

-Вы, наверное, обратили внимание, что сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Будем работать 3-мя группами.

-Наша цель выяснить, что такое гранит, его свойства, применение, месторождения в Казахстане.

2.Проверка домашнего задания.

-Для исследования нам необходим определённый запас знаний.

-Возьмите тестовый листочек. Запишите число, фамилию.

-У вас 6 вопросов и 3 минуты времени на это. Правильный ответ обведите простым карандашом.

Тест «Горные породы»

Дата_________________

Фамилия___________________

1.Полезные ископаемые - это: а) все, что лежит на земле б) природные богатства, которые добывают из глубины земли и используют в хозяйственных целях в) все, что можно выкопать из земли

2.Как называются горные породы, содержащие металл?

а) минералы

б) руда

в) фосфориты

3. Укажи жидкие полезные ископаемые :

а) нефть

б) природный газ

в) песок

4.К горючим полезным ископаемым относятся

а) гранит

б) железная руда

в) каменный уголь

5.Как называются места залегания полезных ископаемых?

а) карьеры

б) месторождения

в) шахты

6.Кто изучает и отыскивает полезные ископаемые?

а) геологи

б) географы

в) метеорологи

Взаимопроверка.

-Умственные способности проверили, проверяем физические.

Физминутка

3.Подготовка к изучению нового материала

Ассоциации «Гранит»

-Назовите ваши ассоциации к слову «гранит».

Проблемный вопрос

-Уважаемые исследователи, а знаете ли вы, как гранит появился на Земле?

-Оказывается, рожденный в результате мощнейших извержений вулканов, он на протяжении многих миллионов лет медленно остывал и застывал в земной толще.

4.Изучение нового материала

1.Исследовательская работа (индивидуальная)

-Познакомимся с объектом нашего исследования поближе.

-Каждый исследователь получает инструктивную карточку и образец гранита. Берёт лупу, внимательно рассматривает гранит и заполняет карточку.

-Задание понятно? Приступаем.

Учащиеся исследуют гранит, заполняют карточку.

Инструктивная карточка

Название полезного ископаемого______________________________

Твёрдое или жидкое_________________________

Цвет______________________________________

Плотное или рыхлое________________________

Прозрачное или непрозрачное_________________

Проверка.

-Что удалось выяснить? (ответы учащихся)

-Слово гранит образовано от итальянского слова «гранито» - зерно, в зависимости от размера зерна гранит бывает крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый

2. Исследовательская работа (коллективная)

-Что же это за зёрна? Выясняем состав гранита

Работа по учебнику.

-Открываем учебник на с.53,читаем первый, второй и третий абзацы.

-Из чего же состоит гранит?

Заполнение первой графы таблицы.

Название полезного ископаемого

Состав

Свойства

Применение

Месторождения

3. Исследовательская работа (групповая)

-Каждая группа отправляется в самостоятельное исследование.

-Все группы читают текст на с.53-54 и ищут ответ на следующие вопросы:

1 группа - свойства гранита

2 группа - применение

3 группа - месторождения

5.Проверка понимания нового материала

Защита исследований каждой группой

1 группа

Свойства: бывает разных цветов, прочный (опыт), долговечный (лучшие сорта мелкозернистого гранита начинают обнаруживать первые признаки разрушения более чем через 500 лет эксплуатации, поэтому его нередко называют «вечным» камнем), устойчивый к воздействию атмосферных явлений (гранит не меняет своих свойств в течение 300 циклов замерзания и оттаивания, поэтому является идеальным натуральным камнем для наружной отделки зданий), водонепроницаемый (опыт), (гранит практически не впитывает влагу , поэтому прекрасно подходит для облицовки набережных, гранит применяется также для отделки стен во влажных помещениях, эргономичный(еще с первобытных времен человек привык доверять камню, этот натуральный, живой, «чувствующий» материал снимет психологическое напряжение, принесет в ваш дом уют, спокойствие и комфорт)

2 группа

Применение: используется в строительстве (опоры мостов, набережные рек, фундаменты домов, памятники и постаменты к ним, облицовка домов и станций метро, ступени,брусчатка)

Интересные факты:

  • Медный всадник, памятник Петру I Пьедестал его высечен из крупного гранитного валуна, который в народе называли гром-камень, так как он был расколот сильным ударом молнии. Это изумительно красивый, огромный гранитный монолит.

  • На Красной площади лежит курдайский гранит, и по нему ездят танки. В то время станков, чтобы резали ровно, не было, поэтому брусчатка выглядит грубовато, но она прочная

3 группа

Месторождения: Жамбылская область( Желтауское месторождение, Курдайское)

6.Закрепление

Проблемный вопрос

-На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

-А как вы, ребята, думаете, что нужно человеку для этого делать? (необходимо очень экономно использовать подземные богатства)

Дом. задание: с.53-54 пересказ, проект набережной из гранита

7.Итог урока

Приложение

Тест «Горные породы»

Дата_________________

Фамилия___________________

1.Полезные ископаемые - это: а) все, что лежит на земле б) природные богатства, которые добывают из глубины земли и используют в хозяйственных целях в) все, что можно выкопать из земли

2.Как называются горные породы, содержащие металл?

а) минералы

б) руда

в) фосфориты

3. Укажи жидкие полезные ископаемые

а) нефть

б) природный газ

в) песок

4.К горючим полезным ископаемым относятся

а) гранит

б) железная руда

в) каменный уголь

5.Как называются места залегания полезных ископаемых?

а) карьеры

б) месторождения

в) шахты

6.Кто изучает и отыскивает полезные ископаемые?

а) геологи

б) географы

в) метеорологи

Тест «Горные породы»

Дата_________________

Фамилия___________________

1.Полезные ископаемые - это: а) все, что лежит на земле б) природные богатства, которые добывают из глубины земли и используют в хозяйственных целях в) все, что можно выкопать из земли

2.Как называются горные породы, содержащие металл?

а) минералы

б) руда

в) фосфориты

3. Укажи жидкие полезные ископаемые

а) нефть

б) природный газ

в) песок

4.К горючим полезным ископаемым относятся

а) гранит

б) железная руда

в) каменный уголь

5.Как называются места залегания полезных ископаемых?

а) карьеры

б) месторождения

в) шахты

6.Кто изучает и отыскивает полезные ископаемые?

а) геологи

б) географы

в) метеорологи

Название полезного ископаемого

Состав

Свойства

Применение

Месторождения





Название полезного ископаемого

Состав

Свойства

Применение

Месторождения





Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд 1


2


3


4



5


6


Кроссворд 1


2


3


4



5


6


Кроссворд 1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6




Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6


Кроссворд



1


2


3


4



5


6




Кроссворд



1


2


3


4



5


6




Кроссворд



1


2


3


4



5


6







© 2010-2022