- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Использование интеллект карт на уроке в начальной школе
Доклад Использование интеллект карт на уроке в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орноева Ж.Г. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Орноева Ж.Г.
Использование интеллект-карт в начальной школе
Пространственно-временные изменения современного мира существенно влияют на способы модернизации и оптимизации образовательного процесса. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, а значит, кардинальные сдвиги должны произойти и в ее усвоении. Стало уже общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные- универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». И чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией. Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний и развитию логического мышления могут выступить интеллект-карты.
Интеллект-карты, а в оригинале «mind maps» разработаны американским учёным Тони Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках достаточно широкий спектр названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д. В переводах книг Тони Бьюзена используется термин «интеллект-карты».
В основе построения интеллект-карт (майндмэппинга) лежит, разработанная Т.Бьюзеном, теория радиантного (многомерного) мышления. Центральную идею этой теории лучше всего представить словами из его книги: "Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона "крючков". Каждый "крючок" представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом… В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть" .
В основе интеллект-карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное и иерархическое мышление. Так же важную роль необходимо уделить визуализации информации, которая позволяет структурировать, а следовательно лучше понимать, обрабатывать и запоминать информацию. Мысленные образы воспринимаются нашим подсознанием так же «реально», как и события, происходящие в действительности. Визуализация - это способ передачи информации о внешней реальности в наше подсознание путём создания мыслительных образов. Мы настолько привыкли говорить и писать словами, что ошибочно считаем, будто обычная структура построения предложения является наиболее оптимальным способом запоминания вербальных образов и мыслей.
Цель: Помочь учителям изменить способ работы на уроках независимо от возраста учащихся и предмета;
-
развитие творческого потенциала будущего исследователя;
-
развитие умений сотрудничать и работать в группе;
-
Развитие у учащихся умений систематизировать информацию;
Объект учебно-воспитательный процесс преподавания некоторых предметов в начальной школе на основе интеллект - карт
Гипотеза:
-
если использовать методы и приёмы интеллект-карт, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:
-
умение ставить вопросы;
-
умение выделить главное;
-
умение делать сравнение;
-
умение устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения;
-
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
-
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно. На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.
Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен. (Прил. № 1) Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся.
Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.)
- Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.
- Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока(центральное понятие).
- От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
- От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек - уточнение понятий.
- Ошибки
- Выбор второстепенной информации
- Нерациональное распределение времени
- Отсутствие связей
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
Например:
темы на уроках окружающего мира содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. можно составлять карты по темам: "Птицы", "Растения", "Животные", "Системы организма человека" и т.д.
на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
на уроках русского языка Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);
- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
- Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. - 2-е изд. - Мн. :ООО «Попурри», 2003. - 304 с.
- Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Раутиан А. С., Тырин С. В.,Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 07.04.12)
- Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL: iatnlp.ru