Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира во 2 классе

Автор: Худякова Ирина Викторовна

Образовательная организация: МБОУ СШ № 95

Учебно-методический комплект: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Кустарники леса

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: ознакомление учащихся с кустарниками леса.

Задачи урока:

  1. Предметные:

- повторить отличительные признаки деревьев, кустарников;

- расширить знания об окружающем мире.

  1. Метапредметные:

- регулятивные универсальные действия: постановка и удержание учебной задачи, контроль, самооценка, осознание качества и уровня усвоения;

- коммуникативные универсальные действия: умение работать в паре, группе, умение слушать и вступать в диалог;

- познавательные универсальные действия: умение анализировать, сравнивать объекты, поиск необходимой информации в тексте, построение логической цепи рассуждений.

  1. Личностные:

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь) Н.Ф. Виноградовой, документ - камера, интерактивная система (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), карточки с заданиями для работы в группах, парах, комплект луп, раздаточный материал для практической работы.

План урока

Часть урока

Необходимое время для реализации

Организационный момент

1 минута

Повторение изученного материала

6 минут

Знакомство с темой урока и постановка учебной задачи

3 минуты

Актуализация знаний

5 минут

Изучение нового материала

25 минут

Итог урока

5 минут



Ход урока


Этапы урока

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Настраивает учащихся на работу.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Повторение изученного материала

Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)



Карточки для групповой работы

Деревья

Один деревянистый стебель (ствол)

Ствол толстый и жёсткий

Верхний ярус

Оценочные листы

(приложение 1)

- Урок окружающего мира. Предлагаю отгадать загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

- Почему я приготовила загадку про лес?

- О чём шла речь на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, чем деревья отличаются от других растений.

Для выполнения задания разделитесь на группы.

Задание: Из предложенных словосочетаний на карточках выберите признаки деревьев.

- Проверим вашу работу.

- Перед вами на столе лежат листы вашей работы на уроке. Оцените свою работу в группе. Если вы активно принимали участие в обсуждении, то поставьте себе в рабочем листе «+», если нет, то поставьте половину плюса.

Слушают, отгадывают.

- Изучаем природное сообщество - лес.

- О деревьях леса.

Делятся на группы. Выполняют задание в группе. Одна группа работает у доски.

Проверяют работу группы у доски.

Рассаживаются на свои места.



Ставят пометку в оценочном листе.



Коммуникативные УУД: умение работать в группе. Познавательные УУД: подведение под понятие.



Познавательные УУД: контроль результата деятельности, самооценка.

Знакомство с темой урока и постановка учебной задачи

Несколько деревянистых стеблей (стволиков)

Стволы тонкие и гибкие

Средний ярус

Кустарники

Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)

- Какие карточки остались? Прочитайте.

- Что эти слова характеризуют?

- Кто догадался, какая будет тема урока?

- Поставьте учебную задачу.

- Зачем это узнавать?

Читают словосочетания на оставшихся карточках.

- Кустарники.

- Кустарники леса.

- Узнать, какие кустарники растут в лесу?

Познавательные УУД: подведение под понятие.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи.

Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Актуализация знаний

Оценочные листы





Документ - камера

- Выполняя задание в группах, что мы повторили про кустарники?

- Давайте проверим, как вы это запомнили. Выполним самостоятельную работу.

Я читаю предложение, а вы в рабочем листе ставите «+» или «-», в зависимости от правильности предложения.

1 Кустарники занимают нижний ярус в лесу.

2 У кустарников несколько деревянистых стеблей.

3 У кустарников стволы толстые и жёсткие.

4 У кустарников стволы деревянистые, тонкие и гибкие.

5 У кустарников один или несколько мягких травянистых стеблей.

6 Кустарники занимают средний ярус в лесу.

- Проверим с помощью документ - камеры.

Работу одного учащегося проектирует на экране с помощью документ - камеры.

- Оцените свою работу. Если задание выполнено без ошибок, поставьте «+», если с ошибками, то половину плюса.

- Чем кустарники отличаются от деревьев?



Выполняют самостоятельную работу.



Проверяют, исправляют ошибки.

Ставят пометки в оценочном листе.



Познавательные УУД: анализ высказываний с целью выделения признаков.



Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль, самооценка.

Изучение нового материала

Веточки дерева и кустарника

Набор луп, тарелочки с целыми и разрезанными пополам почками





Учебник

Оценочные листы

- Я принесла для вас на урок веточку дерева и веточку кустарника. Что общего между ними?

- А зачем нужны почки?

- Авторы учебника предлагают нам выполнить практическую работу и узнать, какие бывают почки.

Для этого возьмём тарелочки с почками и лупы.

- Перед вами на столе тарелочки с почками. Рассмотрите целые почки. Они покрыты чешуйками. Предположите, для чего?

-Чешуйки помогают почкам переносить неблагоприятные условия.

- Рассмотрите под лупой почки в разрезе.

- Почки одинаковые?

- Сравните свои наблюдения с рисунками в учебнике на с. 52.

В рабочих листах заполните схему: «Какие бывают почки?»

- Проверим.

- Вернёмся к вопросу: зачем нужны почки?

- Вывод: на растениях есть разные почки. Из одних образуются новые веточки - это листовые почки, из других развиваются цветки, значит, это цветочные почки.

Вы рассмотрели почки на своих тарелочках. Убедитесь ещё раз, какая почка листовая, а какая - цветочная.

- Если вы правильно заполнили схему, какие бывают почки, то в рабочем листе за практическую работу поставьте себе «+», если с ошибками, то половину плюса.

- Веточки деревянистые, на веточках есть почки.

- Из почек появляются листочки.

Учащиеся 1 варианта подходят к учителю за тарелочками с почками, учащиеся 2 варианта берут лупы.

Высказывают предположения.

По очереди с соседом по парте рассматривают под лупой почки в разрезе.

- Нет.

Сравнивают свои наблюдения с рисунками в учебнике, заполняют схему в рабочих листах.

- Почки бывают листовые и цветочные.

- Из почек появляются новые веточки растения и цветы.



Рассматривают почки под лупой, называют, где какая почка.

Ставят пометки в оценочном листе.

Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно - следственных связей.





Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно - следственных связей.



Регулятивные УУД: самооценка.



Карточки для парной работы

(приложение 2)

Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)

Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)

Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)

Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)

Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)

- Какая перед нами сегодня стоит учебная задача?

- Предлагаю вам работу в парах. Каждой паре даётся карточка с текстом. Вы читаете текст и в рабочий лист записываете названия кустарников, которые встретятся в тексте.

- Проверим.

- Названия каких кустарников вы записали?

Размещает на доске иллюстрации с изображением кустарников (малина, шиповник, смородина, можжевельник, жимолость)

- Какой кустарник отличается от других?

- Почему?

- Среди кустарников встречаются хвойные. Но среди можжевельников есть не только кустарники, но и деревья. Растут они в южных районах. В наших лесах растут кустарники можжевельника.

- Оцените свою работу в парах. В рабочем листе поставьте «+», если написали четыре или больше названий кустарников, если были ошибки - поставьте половину плюса.

- Узнать, какие кустарники растут в лесу.

Делятся на пары по желанию. Выполняют работу в парах.

Рассаживаются на свои места.

Называют кустарники леса, исправляют ошибки.

- Можжевельник.

- Хвойное растение.



Ставят пометки в оценочном листе.

Регулятивные УУД: удержание учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение работать в паре.

Познавательные УУД: поиск необходимой информации в тексте, контроль результата деятельности.

Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно - следственных связей.



Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль, самооценка.

Итог урока



Памятки с вопросами.



Оценочные листы

- Про какой из кустарников вы бы хотели узнать поподробнее?

- На прошлом уроке вы составляли паспорт дерева. Аналогично дома попробуйте составить паспорт кустарника (по выбору). Можете объединиться с кем-нибудь из одноклассников.

- На какие вопросы будете искать ответы?

- Кто забыл, то возьмите памятки с вопросами.

- Где будете искать информацию?

Демонстрирует различные энциклопедии.

- Подведём итог урока. Какая перед нами стояла учебная задача?

- Справились?

- Что нового узнали?

- О чём хотелось бы рассказать дома?

- Посмотрите на свой рабочий лист. Как можно оценить вашу работу на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте отметку.



- Название растения, «адрес» его проживания, характеристика, особые приметы.

- Узнать, какие кустарники растут в лесу.

Выдвигают критерии для самооценки.

Оценивают свою работу на уроке, сдают листы учителю.





Познавательные УУД: рефлексия учебной деятельности

Методическая литература: Окружающий мир: 1 - 2 классы: методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М: Вентана - Граф, 2013.

© 2010-2022