- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)
Урок окружающего мира на тему Кустарники леса (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Худякова И.В. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира во 2 классе
Автор: Худякова Ирина Викторовна
Образовательная организация: МБОУ СШ № 95
Учебно-методический комплект: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Кустарники леса
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: ознакомление учащихся с кустарниками леса.
Задачи урока:
-
Предметные:
- повторить отличительные признаки деревьев, кустарников;
- расширить знания об окружающем мире.
-
Метапредметные:
- регулятивные универсальные действия: постановка и удержание учебной задачи, контроль, самооценка, осознание качества и уровня усвоения;
- коммуникативные универсальные действия: умение работать в паре, группе, умение слушать и вступать в диалог;
- познавательные универсальные действия: умение анализировать, сравнивать объекты, поиск необходимой информации в тексте, построение логической цепи рассуждений.
-
Личностные:
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь) Н.Ф. Виноградовой, документ - камера, интерактивная система (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), карточки с заданиями для работы в группах, парах, комплект луп, раздаточный материал для практической работы.
План урока
Часть урока
Необходимое время для реализации
Организационный момент
1 минута
Повторение изученного материала
6 минут
Знакомство с темой урока и постановка учебной задачи
3 минуты
Актуализация знаний
5 минут
Изучение нового материала
25 минут
Итог урока
5 минут
Ход урока
Этапы урока
Оборудование
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
Организационный момент
Настраивает учащихся на работу.
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.
Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Повторение изученного материала
Карточки для групповой работы
Деревья
Один деревянистый стебель (ствол)
Ствол толстый и жёсткий
Верхний ярус
Оценочные листы
(приложение 1)
- Урок окружающего мира. Предлагаю отгадать загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
- Почему я приготовила загадку про лес?
- О чём шла речь на прошлом уроке?
- Давайте вспомним, чем деревья отличаются от других растений.
Для выполнения задания разделитесь на группы.
Задание: Из предложенных словосочетаний на карточках выберите признаки деревьев.
- Проверим вашу работу.
- Перед вами на столе лежат листы вашей работы на уроке. Оцените свою работу в группе. Если вы активно принимали участие в обсуждении, то поставьте себе в рабочем листе «+», если нет, то поставьте половину плюса.
Слушают, отгадывают.
- Изучаем природное сообщество - лес.
- О деревьях леса.
Делятся на группы. Выполняют задание в группе. Одна группа работает у доски.
Проверяют работу группы у доски.
Рассаживаются на свои места.
Ставят пометку в оценочном листе.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе. Познавательные УУД: подведение под понятие.
Познавательные УУД: контроль результата деятельности, самооценка.
Знакомство с темой урока и постановка учебной задачи
Несколько деревянистых стеблей (стволиков)
Стволы тонкие и гибкие
Средний ярус
Кустарники
- Какие карточки остались? Прочитайте.
- Что эти слова характеризуют?
- Кто догадался, какая будет тема урока?
- Поставьте учебную задачу.
- Зачем это узнавать?
Читают словосочетания на оставшихся карточках.
- Кустарники.
- Кустарники леса.
- Узнать, какие кустарники растут в лесу?
Познавательные УУД: подведение под понятие.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи.
Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Актуализация знаний
Оценочные листы
Документ - камера
- Выполняя задание в группах, что мы повторили про кустарники?
- Давайте проверим, как вы это запомнили. Выполним самостоятельную работу.
Я читаю предложение, а вы в рабочем листе ставите «+» или «-», в зависимости от правильности предложения.
1 Кустарники занимают нижний ярус в лесу.
2 У кустарников несколько деревянистых стеблей.
3 У кустарников стволы толстые и жёсткие.
4 У кустарников стволы деревянистые, тонкие и гибкие.
5 У кустарников один или несколько мягких травянистых стеблей.
6 Кустарники занимают средний ярус в лесу.
- Проверим с помощью документ - камеры.
Работу одного учащегося проектирует на экране с помощью документ - камеры.
- Оцените свою работу. Если задание выполнено без ошибок, поставьте «+», если с ошибками, то половину плюса.
- Чем кустарники отличаются от деревьев?
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют, исправляют ошибки.
Ставят пометки в оценочном листе.
Познавательные УУД: анализ высказываний с целью выделения признаков.
Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль, самооценка.
Изучение нового материала
Веточки дерева и кустарника
Набор луп, тарелочки с целыми и разрезанными пополам почками
Учебник
Оценочные листы
- Я принесла для вас на урок веточку дерева и веточку кустарника. Что общего между ними?
- А зачем нужны почки?
- Авторы учебника предлагают нам выполнить практическую работу и узнать, какие бывают почки.
Для этого возьмём тарелочки с почками и лупы.
- Перед вами на столе тарелочки с почками. Рассмотрите целые почки. Они покрыты чешуйками. Предположите, для чего?
-Чешуйки помогают почкам переносить неблагоприятные условия.
- Рассмотрите под лупой почки в разрезе.
- Почки одинаковые?
- Сравните свои наблюдения с рисунками в учебнике на с. 52.
В рабочих листах заполните схему: «Какие бывают почки?»
- Проверим.
- Вернёмся к вопросу: зачем нужны почки?
- Вывод: на растениях есть разные почки. Из одних образуются новые веточки - это листовые почки, из других развиваются цветки, значит, это цветочные почки.
Вы рассмотрели почки на своих тарелочках. Убедитесь ещё раз, какая почка листовая, а какая - цветочная.
- Если вы правильно заполнили схему, какие бывают почки, то в рабочем листе за практическую работу поставьте себе «+», если с ошибками, то половину плюса.
- Веточки деревянистые, на веточках есть почки.
- Из почек появляются листочки.
Учащиеся 1 варианта подходят к учителю за тарелочками с почками, учащиеся 2 варианта берут лупы.
Высказывают предположения.
По очереди с соседом по парте рассматривают под лупой почки в разрезе.
- Нет.
Сравнивают свои наблюдения с рисунками в учебнике, заполняют схему в рабочих листах.
- Почки бывают листовые и цветочные.
- Из почек появляются новые веточки растения и цветы.
Рассматривают почки под лупой, называют, где какая почка.
Ставят пометки в оценочном листе.
Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно - следственных связей.
Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно - следственных связей.
Регулятивные УУД: самооценка.
Карточки для парной работы
(приложение 2)
- Какая перед нами сегодня стоит учебная задача?
- Предлагаю вам работу в парах. Каждой паре даётся карточка с текстом. Вы читаете текст и в рабочий лист записываете названия кустарников, которые встретятся в тексте.
- Проверим.
- Названия каких кустарников вы записали?
Размещает на доске иллюстрации с изображением кустарников (малина, шиповник, смородина, можжевельник, жимолость)
- Какой кустарник отличается от других?
- Почему?
- Среди кустарников встречаются хвойные. Но среди можжевельников есть не только кустарники, но и деревья. Растут они в южных районах. В наших лесах растут кустарники можжевельника.
- Оцените свою работу в парах. В рабочем листе поставьте «+», если написали четыре или больше названий кустарников, если были ошибки - поставьте половину плюса.
- Узнать, какие кустарники растут в лесу.
Делятся на пары по желанию. Выполняют работу в парах.
Рассаживаются на свои места.
Называют кустарники леса, исправляют ошибки.
- Можжевельник.
- Хвойное растение.
Ставят пометки в оценочном листе.
Регулятивные УУД: удержание учебной задачи.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре.
Познавательные УУД: поиск необходимой информации в тексте, контроль результата деятельности.
Познавательные УУД: сравнение объектов, установление причинно - следственных связей.
Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль, самооценка.
Итог урока
Памятки с вопросами.
Оценочные листы
- Про какой из кустарников вы бы хотели узнать поподробнее?
- На прошлом уроке вы составляли паспорт дерева. Аналогично дома попробуйте составить паспорт кустарника (по выбору). Можете объединиться с кем-нибудь из одноклассников.
- На какие вопросы будете искать ответы?
- Кто забыл, то возьмите памятки с вопросами.
- Где будете искать информацию?
Демонстрирует различные энциклопедии.
- Подведём итог урока. Какая перед нами стояла учебная задача?
- Справились?
- Что нового узнали?
- О чём хотелось бы рассказать дома?
- Посмотрите на свой рабочий лист. Как можно оценить вашу работу на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. Поставьте отметку.
- Название растения, «адрес» его проживания, характеристика, особые приметы.
- Узнать, какие кустарники растут в лесу.
Выдвигают критерии для самооценки.
Оценивают свою работу на уроке, сдают листы учителю.
Познавательные УУД: рефлексия учебной деятельности
Методическая литература: Окружающий мир: 1 - 2 классы: методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М: Вентана - Граф, 2013.