Технологическая карта урока по ОРКСЭ, модуль Светская этика, тема Добро и зло, 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова


Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Ф.И.О. Агафонова Лариса Александровна
Предмет: «ОРКСЭ», модуль «Светская этика».
Класс: 4»А».
Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

Тема

Добро и зло

Цель Знакомство с этическими категориями добра и зла. Создать условия для ознакомления с понятиями добро и зло, доброта, забота, жадность, тактичность, сдержанность.

Задачи Образовательные: формировать знания о понятиях добро и зло, умение рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру выражения мысли развить логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, творческие способности.
Воспитательные: формировать положительное отношение к нравственным поступкам, навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.


Личностные УУД: формирование позитивной «Я-концепии», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценке своего поведения. Регулятивные УУД: Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать и оценивать результат. Коммуникативные УУД: Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими детьми. Познавательные УУД: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию. Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать; Метапредметные: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации; коммуникативные: Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

Основные понятия

Добро, зло, насилие, зависимость, свобода, доброта, сопереживание.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Студеникин -М.:Русское слово,2012, презентация, притча «Два волка».

Формы урока

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

Технология

Дифференцированного обучения, игровая, Личностно-ориентированного, технология деятельностного метода.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования карточек цветов. Коррекция эмоционального состояния. Проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи, здоровья.

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

«Доброе утро»!

- Доброе утро и солнцу, и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера! - Вы готовы отправиться вместе со мной в интереснейшее путешествие? - Тогда, поехали!!!

РУУД - волевая саморегуляция.

КУУД: слушать и понимать речь других, строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога. II. Актуализация опорных знаний. Цели: -выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося; - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Слушание и просмотр презентации, участие в диалоге. Работа в группах. Работа со словарями.





Организация подводящего диалога, организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта. На предыдущем уроке мы с вами, ребята, рассматривали понятия о добре и зле, распространенные проявления зла. Выясняли, почему нужно стремиться к добру. Давайте вспомним определения - что такое добро и что такое зло. - Давайте проверим по словарям, правильно ли мы с вами дали определение этим понятиям. - Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова. уметь называть изученные понятия: «добро», «зло», «добрый», «сопереживание» Составление представления об этических понятиях «добро», «»зло». КУУД - Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими». III. Постановка проблемы. Цели: обсуждение затруднения. Слушание песни, участие в беседе после прослушивания. Учитель в записи включает песню «Дорогою добра», организует беседу.

- Назовите тему, цель нашего урока. - Как вы поняли, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? - Хорошо или плохо быть добрым? Почему? - В жизни мы часто используем слова «добро», «зло», «хорошо», «плохо». Но всегда ли мы понимаем, что за этим стоит? - Когда вы слышите слово «добро», каким вы видите это слово? Что Вам представляется? Что вы чувствуете? -Когда вы слышите слово «зло», каким вы видите это слово? Что вам представляется? Что вы чувствуете при этом? Каким словом вам комфортнее, приятнее? Приведите примеры, что можно назвать добром, а что злом? - Так что же такое дорога добра? Как вы это понимаете? Уметь рассказывать о своих чувствах, переживаниях, своем эмоциональном состоянии в жизненных ситуациях. ПУУД - постановка и формулирование проблемы.
КУУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
РУУД - уметь понимать и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

IV. Совместное открытие нового знания

Цель: устранение возникшего затруднения Просмотр презентации, чтение притчи «Два волка», участие в беседе после просмотра и прослушивания презентации. Организует работу с притчей «Два волка», учебный диалог.







- Так чем мы кормим волка, представляющего зло? А представляющего добро? - Распределите следующие понятия как «корм» для каждого из волков. Слова (примерный перечень): любовь, жадность, ненависть, сочувствие, сопереживание, унижение, уважение, жестокость, благодарность, злость, высокомерие. Вывод: добро и зло существует в каждом человеке, но каким нам быть зависит от нашего выбора. Уметь находить определения слов КУУД - Составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания Организация работы в парах «Любимый сказочный герой» Организация работы в парах, организация учебного диалога. - Какие литературные герои учат нас творить добро? - Как рассматривается тема добра и зла в русских народных и авторских сказках? - Как же изображал в сказках народ два понятия: добро и зло? - Какие качества сказочных героев учат и нас делать добро? Дети (вывод): Мы считаем что доброжелательность, скромность, тактичность, вежливость, доброта, забота о ближних, любовь это качества, которые учат нас делать добро. Доброта, добро требует от человека проявления чувств. И без этого не может быть истинной, настоящей доброты.

Научатся анализировать поступки литературных героев, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое. Научатся осознавать для чего человеку нужно быть добрым. Понимание добра и зла, как этических категорий. Регулятивные УУД - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе; Личностные результаты - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы; - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; -сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

Физкультминутка

Дети выполняют движения.
Учитель проводит физкультминутку

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)

Посмотреть, который час? (наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс)

Раз-два, три-четыре, (два хлопка справа, два хлопка слева)

Мыши дёрнули за гири. (руки вверх, вниз)

Вдруг раздался страшный звон, (четыре хлопка над головой)

Убежали мышки вон.

VI.

Самостоятельная работа

Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает о добре и зле. Выполняют задания учителя. Составляют таблицу «Добро и зло». Работа с учебниками.
Корректирует ответы детей. Составляет таблицу вместе с детьми, вносит коррективы. зло добро война мир смерть жизнь убийство помилование насилие свобода непосильная работа любовь неволя, продажа людей творческая любимая работа
Что же делать нам, когда приходится сталкиваться со злом в жизни? Подвести детей к выводу, что зло надо стремиться исправить, а если это невозможно, то хотя бы заявлять свое отношение не быть равнодушным. Быть равнодушным к злу - безнравственно. - Если обобщить то, о чем мы говорили, и выразить очень кратко, что же следует отнести к добру?

То, что утверждает жизнь и свободу. «Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Понимание добра и зла, как этических категорий. Коммуникативные УУД - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи ЛУУД - анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; -сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

VII. Рефлексия

Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельностью Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают что понравилось, что узнали нового. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам: Сегодня я узнл (а)… Я понял (а)… Я почувствовал (а)… Я научился (лась)… Я смог (смогла)… Было интересно... Мне захотелось… Урок дал моей жизни…
ПУУД - Умение структурировать знания. КУУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме. РУУД - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. ЛУУД - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание. Прочитать текст учебника. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Сделать 2 - 3 добрых дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать? Какая реакция окружающих? Написать эссе «Это добро» или «Это зло» по выбору.

4


© 2010-2022