Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по «Севастополеведению» (4-й класс)

Тема: «МОЙ РОДНОЙ ИНКЕРМАН»


ЦЕЛИ:

- вызвать у учащихся интерес к познанию своего края;

- углубить и расширить знания,

- узнать как можно больше необычного об окружающем нас месте, где мы живем, где мы учимся и находится наша школа.

- развивать познавательную активность учащихся, их интерес к краеведческому материалу.

- Воспитать патриотические чувства, вызвать чувство гордости за причастность к жизни своего места жительства - Инкерману.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Инкермана, символика города (герб, флаг, гимн), презентация, мультимедийный проектор, экран.

ТИП УРОКА:

комбинированный.

План проведения занятия Учитель: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать.
- Ребята, сегодня мы продолжим изучение истории своего родного края, малой родины, места где мы родились, и узнаем как жили различные народы, какие события происходили в их жизни (слайд № 1).

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

(Звучит фонограмма песни «У Черного моря»)
Учитель: На нашем занятии присутствуют гости …

(учащиеся приветствуют гостей)
Учитель: Ребята, давайте вспомним, как называется наш предмет? Как можно объяснить это слово своему другу?

(Севастополеведение - знай город Севастополь) Три ученика рассказывают стихотворение «Любимый город мой» (слайд № 2) Есть один чудесный город В

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерманбухте темно-голубой. Залит солнцем, свеж и молод, Город сердцу дорогой Он стоит, с ветрами споря Ясно видный издали Из него уходят в море Боевые корабли. Даст отпор любым задирам, Сокрушит любых врагов, Город белых бескозырок, Город смелых моряков Учитель: - Город наш большой и красивый. В нем проживает около 400 тысяч человек - Ребята, а сколько районов в нашем городе?

(в городе 4 района - Ленинский, Балаклавский, Нахимовский и Гагаринский) Учитель: - А в каком районе мы с вами живем?

(в Балаклавском районе) (слайд № 3)

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман


Учитель: - Назовите окрестности Балаклавы. Отметьте их на контурных картах. - Ребята, а как называется место, где мы с вами живем? (слайд № 4)

(Инкерман) В колыбели гор и моря, В свете солнечных лучей Притаился славный город, Как в проталинах ручей.
Удивительное имя Носит он уж много лет Величают «Инкерманом» И такого больше нет

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман Ученик: Наш девиз: Мы ребята Инкермана, живем в районе ТЭЦ.

Подарим Вам горячую энергию сердец! (слайд № 5)

Как много гимназий, лицеев и школ

Находятся в городе нашем.

Но все же родной школы 28-й

Вы вряд ли отыщите краше И нашего дружного класса Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
Учитель: - Инкерман - это крайний юго-запад Крымского полуострова, территория города Севастополя. Город Инкерман и крепость Каламита тесно связаны между собой. Можно сказать, что Инкерман - это второе название Каламиты.

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
- «Инкерман» переводится с тюркского, как «ин» - пещера, «кермен» - крепость, т.е. «пещерная крепость» (слайд № 6). - Инкерман - это древний «пещерный город» на Монастырской скале, возникший в VI веке нашей эры.


Учитель:

- В прошлом - это морской форпост средневекового княжества Феодоро, сооружался с целью обороны важных торговых путей, ведущих из центральной части Крыма к Херсонесу (слайд № 7).

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
Учитель: - Первое укрепление на Монастырской скале появилось в VI веке. Его основало местное население. О жизни крепости раннего периода сведений нет. Название её известно из морских карт генуэзцев XIV - XV веков. Крепость Каламита защищала торговый порт Мангупского княжества - Авлиту. Впоследствии по её имени стал называться и порт. - В XV веке феодориты вели через Каламиту оживленную торговлю, пользовалось портом и Крымское ханство. Отсюда увозили невольников, захваченных татарами на русских, украинских и польских землях. Каламита становилась опасным конкурентом Кафы. - Во время военного столкновения Мангупского княжества с генуэзцами в 1433 году Каламита была опорным пунктом при захвате феодоритами Чембало (слайд № 8). Но через год войска под командованием
Ломеллино снова овладели Чембало, осадили и Каламиту, требуя её сдачи. Защитники крепости согла-сились сложить оружие при условии, если им сохранят жизнь. Но, когда неприятель вошёл в крепость, она оказалась пуста.

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
- Ночью все её защитники ушли в горы. Генуэзцы разграбили и сожгли Каламиту. Однако после поражения Ломеллина под Солхатом Мангупские князья отстроили крепость.


Учитель: - В нижней части Монастырской скалы находится пещерный монастырь Святых Климента и Мартина, возникший в VIII веке (слайд № 9).

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман


Учитель: - Предание гласит, что в конце I в. св. Климент, папа римский, был сослан в Инкерманские каменоломни за исповедание Христовой веры (слайд № 10).

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман


Учитель: - Монастырь создавался, по всей вероятности, византийскими изгнанниками-иконопочитателями VIII-IX веков. - Наиболее замечательны в нем три древних пещерных храма, вырубленных в монолитном теле скалы. В верхнем полукружии скальной апсиды третьего храма вырезан большой каменный крест, от которого как бы произрастают растительные побеги. - Такие кресты часто именуют "процветшими", они обычны для византийского камнерезного искусства начиная с X столетия. Символический смысл такого изображения проясняет греческая надпись на каменной колонне, вырезанная рядом с подобным крестом из Херсонеса Таврического. Она гласит: «Сей крест вырастает в отводок смоковницы Божьей и жнецы не искоренят его корней», намекая сим на несокрушимость Церкви Христовой.
Звучит фонограмма мелодии «Дориме», к первой парте среднего ряда выходит ученик - Святой Климент, усаживается и пишет летопись (слайд № 11)

Три ученика озвучивают написание летописи: Там, где Черная река в море Черное впадает, Славный город Инкерман из тумана выплывает. Здесь встречали корабли, здесь растили виноградник, И овец в лучах пасли, добывали белый камень. Время пронеслось стрелой, но года те не забыты

Верность времени хранят стены древней Каламиты.

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
Ученик: Шумит камыш над Черной речкой Волнуя голубую ширь И зажигает, молча свечи Святой Климентьев монастырь Каламита, Каламита! Крепость прошлых древних лет Ты с годами не забыта Краше места в мире нет.



КАЛЕЙДОСКОП ВОПРОСОВ

«Узнай, где это находится?»


Учитель:

  1. Грот Морское окно на мысе Фиолент (слайд № 12).
  2. Храм святого Пантелеймона. Расскажите его происхождение (слайд № 13).
  3. Храм святого Владимира (слайд № 14).
  4. Георгиевский монастырь (слайд № 15).
  5. Крепость Каламита. Ворота крепости (слайд № 16).
  6. Храм святого Климента (слайд № 17).

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

(за каждый правильный ответ дети получают жетон с изображением Каламиты).


Учитель: - Молодцы! Хорошо усвоили материал. - Ребята, кто из вас скажет, что за книгу я держу в руках? На каких уроках вы обращались к ней? Кто автор, написавший ее? Что вы знаете о нём? Сегодня мы познакомимся ближе с этим человеком (слайд № 18). - Это Владимир ДАЛЬ (1801-1872).


Учитель: - Да, это тот самый Владимир Даль, который оставил нам огромное богатство - «Толковый словарь живого великорусского языка». В русской литературе Владимир Даль еще известен под именем Казак Луганский. Именно этот псевдоним стоит под многими повестями и рассказами Владимира Даля (слайд № 19).

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман


Учитель: - В мае 1817 года, будучи гардемарином, Владимир Даль совершил свое первое плавание на бриге «Феникс» вместе Павлом Семёновичем Нахимовым. Нахимов станет впоследствии русским адмиралом, героем Севастополя, при обороне которого, погибнет. А в 1819 году после окончания Морского кадетского корпуса, мичман Даль едет служить на Черное море и за время своей службы неоднократно бывал в Севастополе. - Но с Севастополем Владимир Иванович Даль - Казак Луганский - был связан до конца своей жизни: будучи управляющим Нижегородской удельной конторой, В. Даль сформировал три стрелковых батальона, которые в июне 1855 года Первой обороны города были направлены в осажденный Севастополь. Сохранились и письма Даля, которые он писал в сражающийся город знаменитому хирургу Н.И. Пирогову.

Учитель: - Ребята, а знаете ли вы, что посещал наш Инкерман знаменитый русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829). - Александр Сергеевич Грибоедов, секретарь русской дипломатической миссии, писатель, создатель произведения «Горе от ума», посвятил Севастополю часть своего крымского отпуска. И все дни пребывания в нашем городе Александр Сергеевич вел Крымский дневник. Из него-то мы и узнали, что окрестности Севастополя представляют поистине землю классическую, на каждом шагу древности, греческие памятники.


Учитель: - Из окрестностей, - мыса Фиолент и Камышовой бухты, - Грибоедов приехал в центр города. Осмотрел Артиллерийскую бухту, Приморский бульвар и вышел к Графской пристани... «Город красив. Лучшее строение - госпиталь, над южной, самой пространной бухтою...». - Далее путь Грибоедова был таков: вверх большой улицею мимо двух церквей, домой. Ночь звездная, но безлунная. Маяки светятся в стороне к Инкерману... - Побывав в карьере и оглядев его в лунном свете, писатель написал в дневнике: Инкерман - самый фантастический город на земле
(слайд № 21).
- Путешествие это он совершил 3 июля 1823 года, а на следующий день он вновь проходит по знакомым местам и посещает Херсонес Таврический. - Не здесь ли Владимир построил церковь? Может, великий князь стоял на том самом месте, где я теперь,

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
между Песочной и Стрелецкой бухтами. - 5 июля 1823 года А.С. Грибоедов, взглянув на Севастополь и его окрестности глазами не только праздношатающегося писателя, но и глазами исследователя - ученого, историка и лингвиста.
Учитель: - Продолжаем наше занятие. Ребята, а вы знаете как Екатерина II добиралась до Графской пристани? (слайд № 22) Ответы учащихся.

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман Учитель: - А известно ли вам, где останавливалась императрица в Инкермане? - В своих воспоминаниях французский посол граф де Сегюр так писал: "Между тем, как их величества сидели за столом при звуках прекрасной музыки, внезапно отворились двери большого балкона, и взорам нашим предстало величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на двенадцать вдаль и на четыре в ширину; посреди этого залива в виду царской столовой выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года". - "Уехала Екатерина - и опустели выстроенные для нее дворцы, - писал М.Н. Коваленский в книге «Путешествие Екатерины II в Крым» (1916 г.). «Не прошло года с её отъезда, водворилось запустение. Дворцы были обворованы, вещи растасканы, в садах бродили стада, штукатурка обвалилась, крыши грозили падением». Инкерманскому дворцу повезло больше других. В 1820 году на его месте был построен нижний Инкерманский маяк. Место, которое выбрал для дворца князь Потемкин, оказалось действительно идеальным (слайды № 23, 24).

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
Учитель: - Инкерманские маяки - Передний (Нижний, Западный) и Задний (Восточный) составляющие Инкерманского створа. Маяки построили для обеспечения безопасного входа в Севастополь, главным военным портом на Черном море. - В Севастопольскую бухту суда заходят по Инкерманскому створу. На ближнем маяке - красный постоянный огонь, на дальнем - белый, тоже постоянный, без мигания и вспышек. Суда могут входить в Севастопольскую бухту в любое время суток. Для захода в бухту надо держать так, чтобы белый огонь был точно над красным.


Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман


Учитель: - Молодцы, ребята, хорошо поработали! (за каждый правильный ответ дети получают жетон с изображением Каламиты).

Учитель: - Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось присутствовать на нём и принимать участие в его проведении? Так о чём мы говорили? Что нового вы узнали сегодня?

Ответы учащихся Учитель: - Наше занятие мы начинали девизом, а закончим гимном Инкермана, созданного Борисом Салагаевым, директором экологической фирмы «Акватории-порт»:
Там, где крепость стоит сотни лет, Севастополь встречает рассвет С гор спускается к речке туман С добрым утром, родной Инкерман. Инкерман! Инкерман! Город древних пещер и руин Словно чайка парит Инкерман Среди сказочных гор и долин.
Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман

Учитель: Ребята, дома вы должны выполнить следующее задание. - Нарисуйте эмблему Инкермана; - Сделайте (нарисуйте) макет Инкермана будущего, каким вы хотели бы его видеть; - Напишите фамилии людей, которые живут, работают и прославляют наш Инкерман в стихах, песнях, картинах, работе. - Эти фамилии мы рассмотрим на следующем занятии и обязательно встретимся с кем-нибудь из этих людей.
Под музыку «Мой Инкерман» идёт награждение ребят, отличившихся в ходе занятия.


© 2010-2022