- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
Урок по Севастополеведению Мой родной Инкерман
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сушкова Т.Г. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект занятия по «Севастополеведению» (4-й класс)
Тема: «МОЙ РОДНОЙ ИНКЕРМАН»
ЦЕЛИ:
- вызвать у учащихся интерес к познанию своего края;
- углубить и расширить знания,
- узнать как можно больше необычного об окружающем нас месте, где мы живем, где мы учимся и находится наша школа.
- развивать познавательную активность учащихся, их интерес к краеведческому материалу.
- Воспитать патриотические чувства, вызвать чувство гордости за причастность к жизни своего места жительства - Инкерману.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта Инкермана, символика города (герб, флаг, гимн), презентация, мультимедийный проектор, экран.
ТИП УРОКА:
комбинированный.
План проведения занятия Учитель: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать.
- Ребята, сегодня мы продолжим изучение истории своего родного края, малой родины, места где мы родились, и узнаем как жили различные народы, какие события происходили в их жизни (слайд № 1).
(Звучит фонограмма песни «У Черного моря»)
Учитель: На нашем занятии присутствуют гости …
(учащиеся приветствуют гостей)
Учитель: Ребята, давайте вспомним, как называется наш предмет? Как можно объяснить это слово своему другу?
(Севастополеведение - знай город Севастополь) Три ученика рассказывают стихотворение «Любимый город мой» (слайд № 2) Есть один чудесный город В
бухте темно-голубой. Залит солнцем, свеж и молод, Город сердцу дорогой Он стоит, с ветрами споря Ясно видный издали Из него уходят в море Боевые корабли. Даст отпор любым задирам, Сокрушит любых врагов, Город белых бескозырок, Город смелых моряков Учитель: - Город наш большой и красивый. В нем проживает около 400 тысяч человек - Ребята, а сколько районов в нашем городе?
(в городе 4 района - Ленинский, Балаклавский, Нахимовский и Гагаринский) Учитель: - А в каком районе мы с вами живем?
(в Балаклавском районе) (слайд № 3)
Учитель: - Назовите окрестности Балаклавы. Отметьте их на контурных картах. - Ребята, а как называется место, где мы с вами живем? (слайд № 4)
(Инкерман) В колыбели гор и моря, В свете солнечных лучей Притаился славный город, Как в проталинах ручей.
Удивительное имя Носит он уж много лет Величают «Инкерманом» И такого больше нет
Ученик: Наш девиз: Мы ребята Инкермана, живем в районе ТЭЦ.
Подарим Вам горячую энергию сердец! (слайд № 5)
Как много гимназий, лицеев и школ
Находятся в городе нашем.
Но все же родной школы 28-й
Вы вряд ли отыщите краше И нашего дружного класса
Учитель: - Инкерман - это крайний юго-запад Крымского полуострова, территория города Севастополя. Город Инкерман и крепость Каламита тесно связаны между собой. Можно сказать, что Инкерман - это второе название Каламиты.
- «Инкерман» переводится с тюркского, как «ин» - пещера, «кермен» - крепость, т.е. «пещерная крепость» (слайд № 6). - Инкерман - это древний «пещерный город» на Монастырской скале, возникший в VI веке нашей эры.
Учитель:
- В прошлом - это морской форпост средневекового княжества Феодоро, сооружался с целью обороны важных торговых путей, ведущих из центральной части Крыма к Херсонесу (слайд № 7).
Учитель: - Первое укрепление на Монастырской скале появилось в VI веке. Его основало местное население. О жизни крепости раннего периода сведений нет. Название её известно из морских карт генуэзцев XIV - XV веков. Крепость Каламита защищала торговый порт Мангупского княжества - Авлиту. Впоследствии по её имени стал называться и порт. - В XV веке феодориты вели через Каламиту оживленную торговлю, пользовалось портом и Крымское ханство. Отсюда увозили невольников, захваченных татарами на русских, украинских и польских землях. Каламита становилась опасным конкурентом Кафы. - Во время военного столкновения Мангупского княжества с генуэзцами в 1433 году Каламита была опорным пунктом при захвате феодоритами Чембало (слайд № 8). Но через год войска под командованием
Ломеллино снова овладели Чембало, осадили и Каламиту, требуя её сдачи. Защитники крепости согла-сились сложить оружие при условии, если им сохранят жизнь. Но, когда неприятель вошёл в крепость, она оказалась пуста.
- Ночью все её защитники ушли в горы. Генуэзцы разграбили и сожгли Каламиту. Однако после поражения Ломеллина под Солхатом Мангупские князья отстроили крепость.
Учитель: - В нижней части Монастырской скалы находится пещерный монастырь Святых Климента и Мартина, возникший в VIII веке (слайд № 9).
Учитель: - Предание гласит, что в конце I в. св. Климент, папа римский, был сослан в Инкерманские каменоломни за исповедание Христовой веры (слайд № 10).
Учитель: - Монастырь создавался, по всей вероятности, византийскими изгнанниками-иконопочитателями VIII-IX веков. - Наиболее замечательны в нем три древних пещерных храма, вырубленных в монолитном теле скалы. В верхнем полукружии скальной апсиды третьего храма вырезан большой каменный крест, от которого как бы произрастают растительные побеги. - Такие кресты часто именуют "процветшими", они обычны для византийского камнерезного искусства начиная с X столетия. Символический смысл такого изображения проясняет греческая надпись на каменной колонне, вырезанная рядом с подобным крестом из Херсонеса Таврического. Она гласит: «Сей крест вырастает в отводок смоковницы Божьей и жнецы не искоренят его корней», намекая сим на несокрушимость Церкви Христовой.
Звучит фонограмма мелодии «Дориме», к первой парте среднего ряда выходит ученик - Святой Климент, усаживается и пишет летопись (слайд № 11)
Три ученика озвучивают написание летописи: Там, где Черная река в море Черное впадает, Славный город Инкерман из тумана выплывает. Здесь встречали корабли, здесь растили виноградник, И овец в лучах пасли, добывали белый камень. Время пронеслось стрелой, но года те не забыты
Верность времени хранят стены древней Каламиты.
Ученик: Шумит камыш над Черной речкой Волнуя голубую ширь И зажигает, молча свечи Святой Климентьев монастырь Каламита, Каламита! Крепость прошлых древних лет Ты с годами не забыта Краше места в мире нет.
КАЛЕЙДОСКОП ВОПРОСОВ
«Узнай, где это находится?»
Учитель:
- Грот Морское окно на мысе Фиолент (слайд № 12).
- Храм святого Пантелеймона. Расскажите его происхождение (слайд № 13).
- Храм святого Владимира (слайд № 14).
- Георгиевский монастырь (слайд № 15).
- Крепость Каламита. Ворота крепости (слайд № 16).
- Храм святого Климента (слайд № 17).
(за каждый правильный ответ дети получают жетон с изображением Каламиты).
Учитель: - Молодцы! Хорошо усвоили материал. - Ребята, кто из вас скажет, что за книгу я держу в руках? На каких уроках вы обращались к ней? Кто автор, написавший ее? Что вы знаете о нём? Сегодня мы познакомимся ближе с этим человеком (слайд № 18). - Это Владимир ДАЛЬ (1801-1872).
Учитель: - Да, это тот самый Владимир Даль, который оставил нам огромное богатство - «Толковый словарь живого великорусского языка». В русской литературе Владимир Даль еще известен под именем Казак Луганский. Именно этот псевдоним стоит под многими повестями и рассказами Владимира Даля (слайд № 19).
Учитель: - В мае 1817 года, будучи гардемарином, Владимир Даль совершил свое первое плавание на бриге «Феникс» вместе Павлом Семёновичем Нахимовым. Нахимов станет впоследствии русским адмиралом, героем Севастополя, при обороне которого, погибнет. А в 1819 году после окончания Морского кадетского корпуса, мичман Даль едет служить на Черное море и за время своей службы неоднократно бывал в Севастополе. - Но с Севастополем Владимир Иванович Даль - Казак Луганский - был связан до конца своей жизни: будучи управляющим Нижегородской удельной конторой, В. Даль сформировал три стрелковых батальона, которые в июне 1855 года Первой обороны города были направлены в осажденный Севастополь. Сохранились и письма Даля, которые он писал в сражающийся город знаменитому хирургу Н.И. Пирогову.
Учитель: - Ребята, а знаете ли вы, что посещал наш Инкерман знаменитый русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829). - Александр Сергеевич Грибоедов, секретарь русской дипломатической миссии, писатель, создатель произведения «Горе от ума», посвятил Севастополю часть своего крымского отпуска. И все дни пребывания в нашем городе Александр Сергеевич вел Крымский дневник. Из него-то мы и узнали, что окрестности Севастополя представляют поистине землю классическую, на каждом шагу древности, греческие памятники.
Учитель: - Из окрестностей, - мыса Фиолент и Камышовой бухты, - Грибоедов приехал в центр города. Осмотрел Артиллерийскую бухту, Приморский бульвар и вышел к Графской пристани... «Город красив. Лучшее строение - госпиталь, над южной, самой пространной бухтою...». - Далее путь Грибоедова был таков: вверх большой улицею мимо двух церквей, домой. Ночь звездная, но безлунная. Маяки светятся в стороне к Инкерману... - Побывав в карьере и оглядев его в лунном свете, писатель написал в дневнике: Инкерман - самый фантастический город на земле
(слайд № 21).
- Путешествие это он совершил 3 июля 1823 года, а на следующий день он вновь проходит по знакомым местам и посещает Херсонес Таврический. - Не здесь ли Владимир построил церковь? Может, великий князь стоял на том самом месте, где я теперь,
между Песочной и Стрелецкой бухтами. - 5 июля 1823 года А.С. Грибоедов, взглянув на Севастополь и его окрестности глазами не только праздношатающегося писателя, но и глазами исследователя - ученого, историка и лингвиста.
Учитель: - Продолжаем наше занятие. Ребята, а вы знаете как Екатерина II добиралась до Графской пристани? (слайд № 22) Ответы учащихся.
Учитель: - А известно ли вам, где останавливалась императрица в Инкермане? - В своих воспоминаниях французский посол граф де Сегюр так писал: "Между тем, как их величества сидели за столом при звуках прекрасной музыки, внезапно отворились двери большого балкона, и взорам нашим предстало величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на двенадцать вдаль и на четыре в ширину; посреди этого залива в виду царской столовой выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года". - "Уехала Екатерина - и опустели выстроенные для нее дворцы, - писал М.Н. Коваленский в книге «Путешествие Екатерины II в Крым» (1916 г.). «Не прошло года с её отъезда, водворилось запустение. Дворцы были обворованы, вещи растасканы, в садах бродили стада, штукатурка обвалилась, крыши грозили падением». Инкерманскому дворцу повезло больше других. В 1820 году на его месте был построен нижний Инкерманский маяк. Место, которое выбрал для дворца князь Потемкин, оказалось действительно идеальным (слайды № 23, 24).
Учитель: - Инкерманские маяки - Передний (Нижний, Западный) и Задний (Восточный) составляющие Инкерманского створа. Маяки построили для обеспечения безопасного входа в Севастополь, главным военным портом на Черном море. - В Севастопольскую бухту суда заходят по Инкерманскому створу. На ближнем маяке - красный постоянный огонь, на дальнем - белый, тоже постоянный, без мигания и вспышек. Суда могут входить в Севастопольскую бухту в любое время суток. Для захода в бухту надо держать так, чтобы белый огонь был точно над красным.
Учитель: - Молодцы, ребята, хорошо поработали! (за каждый правильный ответ дети получают жетон с изображением Каламиты).
Учитель: - Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось присутствовать на нём и принимать участие в его проведении? Так о чём мы говорили? Что нового вы узнали сегодня?
Ответы учащихся Учитель: - Наше занятие мы начинали девизом, а закончим гимном Инкермана, созданного Борисом Салагаевым, директором экологической фирмы «Акватории-порт»:
Там, где крепость стоит сотни лет, Севастополь встречает рассвет С гор спускается к речке туман С добрым утром, родной Инкерман. Инкерман! Инкерман! Город древних пещер и руин Словно чайка парит Инкерман Среди сказочных гор и долин.
Учитель: Ребята, дома вы должны выполнить следующее задание. - Нарисуйте эмблему Инкермана; - Сделайте (нарисуйте) макет Инкермана будущего, каким вы хотели бы его видеть; - Напишите фамилии людей, которые живут, работают и прославляют наш Инкерман в стихах, песнях, картинах, работе. - Эти фамилии мы рассмотрим на следующем занятии и обязательно встретимся с кем-нибудь из этих людей.
Под музыку «Мой Инкерман» идёт награждение ребят, отличившихся в ходе занятия.