Конспект открытого урока математики «Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока математики «Корень слова. Однокоренные слова»(3 класс)Конспект открытого урока математики «Корень слова. Однокоренные слова»(3 класс)МКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа»


Учитель: Энчаева Г.Ш.


Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:

«Корень слова. Однокоренные слова».

Цели урока:

Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.

Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.

Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование урока:

-презентационное сопровождение урока;

-компьютер;

-таблицы.

Ход урока:

1.Организационный момент: (хором читают дети) Слайд 2.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
-Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

-Сегодня у нас в гостях - учителя из школ района.

-А ещё на наш урок заглянул необычный гость.

-Кто он? Попробуем угадать.

Летит без крыльев и поёт, Слайд 3.

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

(ветер)

-Таким представляли ветра люди в древности.

2. Чистописание. а) Пальчиковая гимнастика

Покажем, как двигается ветер.

Осторожно ветер

За калитку вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Покачал тихонько

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

И расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью.

б) Вв Ветер, ветер, ты могуч! Слайд 4.

-Написание какой буквы мы сегодня будем повторять?

-Какие соединения надо вспомнить?

-Давайте пригласим ветер заглянуть в наши тетради, посмотреть, как красиво наши ребята пишут буквы его имени.

в) запись даты в тетради

-Я тетрадь свою открою

И, как надо, положу.

И от вас сейчас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

3. Словарная работа: (в тетради, проверка осуществляется по презентации).

-А теперь ветер отправляется в своё путешествие, а мы отправляемся вместе с ним.

-Какое первое место он посетит, мы узнаем, выполнив словарную работу. Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ягода, помидор, ветер, урожай, малина, земляника, горох. Слайд 12.

-Поднимите руку,кто не сделал ошибок.

-Прочитаем слова.

-На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку? (съедобное - несъедобное)

-Какое слово может быть лишним? Почему? (Ветер - явление природы ).

-Какое же место посетил ветер? (огород - сад - лес).

4.Письмо по памяти. Слайд 13.

-А насколько силён ветер, мы сейчас узнаем.

-Откроем блокноты для письма по памяти.

Ветер рушит горы, а слово - дружбу. (7-10 секунд для запоминания)

(Чтение - запись - взаимопроверка - оценка).

-Поменяйтесь блокнотами, проверьте записи соседа, оцените его работу.

-Поднимите руки те, кто получили оценку « 5».

-Те, кто получил «4». Молодцы!

-Кто получил «3». Постарайтесь в следующий раз.

-Как вы понимаете значение этого выражения?( Слово имеет такую же силу, как и ветер. Нужно обдуманно употреблять слова, чтобы не обидеть другого человека и не разрушить дружбу).

5. Физминутка «Дружба».

-Но нам ветер не страшен, потому что мы - дружные ребята. Покажем ему, как мы делаем зарядку. Слайд 13.

6.Повторение изученного:

а) постановка темы и целей урока: Слайд 14.

-Наш друг ветер прилетел в один необычный сад.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово - слово корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод. С ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

-Что за чудо-сад? (сад из слов)

-Что общего в словах вы заметили? (общая часть в словах)

-Как называется эта часть? (корень)

-Как называются слова в этом саду? (однокоренными или родственными)

-Назовите тему нашего урока. (Однокоренные или родственные слова).

б) повторение правила по схеме: Слайд 15.

Общая часть Общее

(корень ) смысловое

значение



Однокоренные

(родственные) слова




Однокоренные (родственные) слова имеют общую часть (корень) и общее смысловое значение.

в) упражнения для закрепления и повторения: Слайд 16.

-Давайте придумаем новые слова в корнем -сад- и запишем на доске и в тетради, выделим корень, докажем, что слова однокоренные (по очереди у доски, остальные в тетрадях).

Сад - садик - садовый - садовник - садовод - посадит - посадки - рассада.

г) работа по учебнику (с.65 № 142) Слайд 17.

-Наш ветерок продолжает свой путь, он отправляется на с.65 нашего учебника в упражнение № 142.

3 ученика работают у доски, остальные в тетрадях по рядам (выделяют корень, находят лишнее слово,дописывают ещё одно слово,обозначают части речи; проверяют по очереди у доски).

- Оценим работу ребят.

д) физминутка Слайд 18.

-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.

Лес - лесник, река - ручей, стена - потолок, кот - котик, сад - садовый, дом - домашний, дом - дым, желток - жёлтый, вода - водичка, хлеб - батон, ветер - ветка.

е) игра «Чья не встретилась семья?» Слайд 19. -Ветерок продолжил свой путь и заглянул на лесную поляну. Он решил поиграть со зверями и перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек. На лесной полянке Летом, спозаранку Собрался лесной народ - Все водили хоровод. Перепуталась родня, Не поймут, где, чья семья. Долго вёлся разговор, Разгорелся даже спор! Тут сова на ветку села, Всем молчать она велела И сказала: « Я, друзья, Расскажу, где, чья семья. Ёж, ежонок и ежиха, Слон, слонёнок и слониха, Лис, лисёнок и лисица, Гусь, гусёнок, гусеница» Молодец, сова, умна, Но ошиблась и она. Догадайтесь же, друзья, Чья не встретилась семья? -Вспомните семьи зверей. -Почему мы не назвали ещё одну семью? -Почему слова «гусь, гусёнок, гусеница» - это не семья? ж) самостоятельная работа ( с.65 №143) Слайд 20. -А теперь наш ветерок отправляется на с.65 в упражнение 143. -Прочитаем задание и определим, что так заинтересовало нашего ветерка. (самостоятельная работа). Проверка: читают задание кроссворда, называют слово-отгадку, проверяют по презентации). Слайд 21. -Что же заинтересовало ветра? (грибы).

7. Домашнее задание: с.65 упр.141 Слайд 22. -Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание. 8. Подведение итогов урока: Слайд 23. -На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим в классе о своих впечатлениях от урока. -Продолжите предложения: *Было интересно… *Теперь я могу… *Мне понравилось… -Я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали, вы молодцы! Слайд 24. -Урок окончен. Всем спасибо.

















Использованная литература:



1.Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», М. «Владос», 2001.

2.В.И.Ковалько «Школа физминуток» (1 -4 классы). -М.: ВАКО, 2005. 3.О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку в 3 классе» ). -М.: ВАКО, 2008.

6


© 2010-2022