- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок «Раз, два. три! Оркестр, зазвучи!»
Интегрированный урок «Раз, два. три! Оркестр, зазвучи!»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудашева Е.В. |
Дата | 20.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развитие УУД | Продукт | Время |
Мотивационный (целеполагание)
Усвоение способов деятельности (учебно-познавательная деятельность)
Усвоение способов деятельности (интеллектуально-преобразовательная деятельность)
Диагностика качества освоения темы
Рефлексивная деятельность
Домашняя работа
- Сегодня у нас с вами необычный урок - урок музыки и математики.
В музыке и в математике много общего. Любое музыкальное произведение, даже самого великого мастера, строится на математической логике. В записи музыкальных произведений есть не только ноты, но и цифры. Балалайки, гусли, домры И баяны, и гармошки. Есть трещотки, дудки, бубны Даже расписные ложки. Все играют звонко дружно Слушать их не надоест. Отгадать, ребята, нужно Что это? (Это оркестр.)
- Что такое оркестр? (вывешивается карточка оркестр) - Найдите в словаре значение этого слова «оркестр» 1 группа в словаре Даля 2 группа в словаре Ожегова 3 группа - в учебнике Значит, оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?
- Ребята, определите тему урока.
- Как музыка связана с математикой?
-
Тема нашего урока «1,2, 3 оркестр зазвучи».
- Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).
-
Что такое оркестр?
-
Какие народные инструменты звучат в оркестре?
-
На какие группы делятся народные инструменты
- Как музыка связана с математикой.
- На какой главный вопрос мы должны ответить?
- Мы будем говорить о русских народных музыкальных инструментах, но и выполнять математические задания.
- А мы с вами можем создать свой оркестр?
--Что нам для этого нужно? (вывешивается карточка народные инструменты)
- А где вы в жизни встречались с народными инструментами?
Помните мы с вами ходили в музей музыкальных инструментов? (Просмотр слайд - фото)
-
Давайте вспомним, как это было? ( Звучит народная музыка)
- Вспомнить нашу экскурсию помогла народная музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов
- Чтобы узнать какие музыкальные инструменты звучали в оркестре вам необходимо расшифровать слово. А для этого вам нужно правильно решить математические выражения.
Математика Устный счёт
Расшифруй музыкальный инструмент
80
54
4
180
190
300
7
3
5
б
а
л
а
й
к
а
400: (230-190) * 8= 80 Б
600: (780-680)*9=54 а
36000:1000:4=4 л
280-80:4*5=180 а
2000: 10-10 =190 л
5000:1000* 60 =300 а
(720-90): (25+65)=7 й
57:(3+16)=3 к
(96-26):14=5 а
Оцените свою работу в группе ( карточка для оценивания)
Музыка
1 ученик рассказывает о балалайках (сообщение)
Балалайка известна на Руси не одну сотню лет. В 18-19 веках она была самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни, про нее складывали сказки. Её название происходит от слова балагурить, баловаться. А музыкант, который играет на балалайке, называется балалаечник. Балалайка - русский народный трехструнный щипковый инструмент с треугольным немного изогнутым деревянным корпусом, длина маленькой балалайки - прима 600-700 мм. А самой большой балалайки - контрабас может быть 1, 7 м. гриф длинный, его головка немного отогнута назад, струны металлические, Отличается мягким, но звонким звуком. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, бас, контрабас. ( картинки)
Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.
- Послушайте, как звучит балалайка
Математика
Назовите длину балалайке - прима(600мм), длину балалайке - контрабас (1м 70см)
Откройте тетради по математике запишите дату классная работа.
Решите задачу
Длина балалайки - прима 600мм. А длина кантрабаса 1м 70см.
На сколько мм длина контрабаса больше, чем длина балалайки - прима?
1м = 1000мм 1см= 10мм
70см= 700мм
1) 1000мм+ 700мм= 1700мм - длина контрабаса
2)1700 - 600=1 100 мм или 1м 100 мм = 1м 10см
Запись в тетради. Проверка.
Музыка
- В оркестре у нас есть ещё один инструмент
-Что это за инструмент? Показ инструмента домра
Сообщение ученика о домре
-Послушайте, как она звучит (играем Смирнова М М. на домре)
- Посмотрите, на каком музыкальном инструменте играет герой мультфильма (Садко - гусли)
- Прочитайте текст о музыкальном инструменте, ответьте на вопросы.
Учащимся даются карточки с текстом о музыкальном инструменте - гусли. Дети читают и отвечают на вопросы
Проверка с доской, оценивание работы группы.( лист самооценки)
- Что общего в инструментах балалайка, гусли ,домра? ( вывешивается карточка струнные)
Математика
- Отгадайте, какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? В самый сказочный момент вступит этот инструмент. Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет! Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит. А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра. Знает это каждый школьник. Что такое… (Треугольник) Меня не каждая включает партитура, Но в геометрии я важная фигура.
-Какой это треугольник (равносторонний, равнобедренный, разносторонний)
- Давайте измерим периметр треугольника.
- С чего начнёте работу.
- Как найти периметр треугольника?
P = 16см* 3= 38 см
Проверка Оцените свою работу в группе.
- Как играть на этом музыкальном инструменте?
- Для чего нужен музыкальный инструмент треугольник?
- К какой группе музыкальных инструментов относится треугольник?
(Вывешивается карточка ударные)
- Назовите ударные народные инструменты.
деревянные ложки, трещотки
-Какой ударный народный инструмент напоминает
геометрическую фигуру круг? (бубен)
Математика
Отгадайте музыкальные инструменты переставив слоги местами.
Рульбе- рубель
-Измерьте его площадь.
- С чего начнёте работу?
Оцените свою работу ( Лист самооценки)
Физмитутка (Игра на шумовых инструментах)
- А сейчас мы с вами поиграем на русских народных инструментах.
- У нас получился оркестр?
- Почему?
Итог : Нет струнных и духовых инструментов.
- Если мы будем играть на всех этих инструментах получится у нас оркестр.
- Потому что не хватает главного духового инструмента в оркестре.
- А что это за инструмент вы получите ответ, отгадав загадку
Отгадайте загадку:
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
- Послушайте как звучит баян
Сообшение о баяне и других духовых инструментах ( Рожок, свирель)
-
Мы собрали все инструменты , которые необходимы для игры в оркестре. Сейчас может
- Наш оркестр зазвучать?
- А кто главный в оркестре? (дирижёр)
-А для чего нужен дирижёр в оркестре?
- Вот мы и собрали наш оркестр.
Математика
Давайте посчитаем сколько всего народных инструментов может быть в оркестре.
В оркестре звучит 5 духовых инструментов, струнных в 5 раз больше, чем духовых, а ударных на 15 инструментов меньше, да ещё 3 баяна. Сколько всего в оркестре звучит народных инструментов.
Проверка. Очените свою работу (Лист самооценки)
-
Послушайте исполнение народной музыки оркестром народных инструментов. ( запись)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Я почувствовал, что…
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Своей работой на уроке я…
- Материал урока мне был…
- Мне захотелось…
- Мне больше всего удалось…
- Моё настроение…
- Разгадать кроссворд про народные инструменты.
Форма работы: Ф Отгадывают загадку, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в проблемном диалоге.
Форма работы: Ф Выдвигают свои гипотезы, пытаются определить тему урока. Пытаются поставить учебные задачи:
-
Что такое оркестр?
-
Какие народные инструменты звучат в оркестре?
-
На какие группы делятся народные инструменты
- Как музыка связана с математикой.
Форма работы: Г
Работают в группе, решают математические выражения, расшифровывают названия музыкального инструмента
Форма работы: Ф
Слушают сообщения о балалайке. Отвечают на вопросы.
Слушают звучание балалайки.
Форма работы: Г
Работают в группе. Решают геометрическую задачу, преобразовывая единицы измерения длины.
Форма работы: Ф Отвечают на вопросы учителя, решая проблемную ситуацию.
Смотрят отрывок из мультфильма, отвечают на вопросы учителя.
Форма работы: Г Смысловое чтение текста, письменные ответы на вопросы.
Форма работы: Ф Отвечают на вопросы учителя, решая проблемную ситуацию.
Форма работы: Г Работая в группе находят периметр треугольника.
Форма работы: Ф Отвечают на вопросы учителя, решая проблемную ситуацию
Форма работы: И Играют на музыкальных инструментах
Форма работы: Ф Отвечают на вопросы учителя, решая проблемную ситуацию
Форма работы: И
Выступающий ученик рассказывает о музыкальном инструменте - баян
Форма работы: Ф Отвечают на вопросы учителя, решая проблемную ситуацию
Форма работы: И Работая в группе решают задачу, оценивают свою работу.
Личн. УУД: формирование интереса к теме урока и потребности в новых знаниях.
Познават. УУД: -умение извлекать необходимую информацию из прослушанной загадки -Умение самостоятельно добывать необходимую информацию из словаря.
Познават. УУД: Умение выдвигать и обосновывать гипотезу.
Регулят. УУД:
умение ставить учебные задачи. Коммуникат. УУД: умение извлекать информацию, вступать в диалог с учителем, излагать своё мнение, аргументируя его.
Личн. УУД: Умение уважительно относиться к другому мнению
Познават. УУД: Умение выбирать правильный способ решения математических выражений Коммуникат. УУД: Умение сотрудничать со сверстниками: для правильного решения выражений, представлять свою работу Регулят. УУД:
Умение планировать совместно со сверстниками свои действия в соответствии с поставленной задачей Познават. УУД: -умение извлекать необходимую информацию из услышанного сообщения
Коммуникат. УУД: Умение слушать, принимать чужую точку зрения,представить результат своей работы.
Познават. УУД: -умение извлекать необходимую информацию из задачи для, находения правильного способа решения
Коммуникат. УУД: умение соотрудничать со сверстниками, представлять результаты группы.
Регулят. УУД: умение планировать свою работу и оценивать результат своей учебной деятельности.
Коммуникат. УУД Умение слушать сообщение свертников,умение представлять результаты своей работы
Познават. УУД: -умение владеть смысловым чтением текста, -умение анализировать, обобщать.
Регулят. УУД: умение оценивать результат своей учебной деятельности
Познават. УУД: -Умение извлекать необходимую информацию для решения геометрической задачи, -умение анализировать, обобщать.
Коммуникат. УУД -Умение слушать сообщение свертников,умение представлять результаты работы группы.
Регулят. УУД: умение планировать свою работу и оценивать результат своей учебной деятельности
Познават. УУД: -умение извлекать необходимую информацию для нахождения площади прямоугольника, -умение анализировать, обобщать
Коммуникат. УУД умение работать в группе , умение представлять результаты работы группы
Регулят. УУД: умение планировать свою работу и оценивать результат своей учебной деятельности
Познават. УУД: -умение извлекать необходимую информацию из загадки
Коммуникат. УУД Умение слушать сообщение свертников,умение представлять результаты своей работы
Коммуникат. УУД Умение слушать сообщение свертников,умение представлять результаты своей работы
Познават. УУД: -умение извлекать необходимую информацию для решение задачи, -умение анализировать, обобщать
Регулят. УУД: умение планировать свою работу и оценивать результат своей учебной деятельности
Разгадано и записано слово «Оркестр»,
Дано определение слова «оркестр»
Сформулирована тема урока, поставлены задачи на урок, выделен главный вопрос.
Решены математические выражения, отгадан музыкальный инструмент
Наглядное изображение разнообразных - балалаек.
Нахождение периметра треугольника
Показ иллюстраций
домр.
Выполнение теста
Нахождение периметра треугольника
Демонстрация народных ударных инструментов
Нахождение площади рубеля
Одгадывание загадки, сообщение о духовых инструментах.
Решение задачи
Оценивание своей работы
Кудашева Елена Васильевна и Смирнова Марина Михайловна
учитель начальных классов и учитель музыки
МБОУ СОШ №6 г.Артёмовского Свердловской области
Конструкт урока для 4 класса по теме «1,2,3 - оркестр зазвучи!»
Цель: углубить представления детей о народных инструментах и их роли в оркестре, систематизировать знания об известных единицах измерения длины , площади через проблемные ситуации.
Задачи: 1. Усвоить определение оркестра.
-
Уметь решать геометрические задачи с единицами измерения длины, площади.
3. Уметь преобразовывать величины.
4. Овладеть навыками игры на народных инструментах.
Тип урока: освоение нового содержания
Технология проблемного диалога
Планируемые результаты: Личностные: интерес к истории своей Родины, чувства гордости и любви к русской национальной культуре. Предметные:- знание инструментов, входящих в состав оркестра русских народных инструментов. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать геометрические задачи с разными единицами измерения. Метапредметные:
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах сообщение, загадки, текста для решения учебной задачи.
- умение осознано выбирать наиболее эффективные способы для решения геометрических задач, анализировать, обобщать, , делать самостоятельные выводы.
- умение планировать работу в группе , представлять результаты своей работы и работы группы
Формы работы: фронтальная Ф в группе - Г в паре - П индивидуальная - И Требования к учителю: а) личностные: доброжелателен, открыт к сотрудничеству с обучаемыми; б) предметные: владеет материалом и терминологией, умеет пользоваться средствами ИКТ; в) метапредметные: умеет осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности и деятельности обучающихся в процессе достижения результата, адекватно оценивать результаты деятельности обучающихся.
Требования к обучаемому: а) личностные: заинтересованы в получении новых знаний, открыты к сотрудничеству с учителем и сверстниками; б) предметные: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач; в) метапредметные: способность к самоорганизации, умение контролировать и корректировать свою деятельность в процессе достижения результата, способность к самооценке.
Риски: - различная мотивация к обучению; - неумение работать в группе.