Рабочая программа по технологии УМК Планета Знаний 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» 1 класс

Пояснительная записка Данная рабочая программа по предмету «Технология» в 1 классе на 2015-2016учебный год разработана на основе следующих нормативных документов: -Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п.19.5); - Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №46; - Учебный план МОУ СОШ №46 на 2015-2016 учебный год Данная программа по технологии составлена в соответствии с общими целями изучения курса, определёнными Федеральным государственным образовательным стандар­том начального общего образования. В рамках этой программы для каждого ребёнка создают­ся оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически разви­той, творческой и самостоятельной личности. Цели программы:

  • развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого вооб­ражения и восприимчивости, создание наиболее благопри­ятных условий для развития и самореализации как не­отъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного вооб­ражения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирова­ние начальных форм познавательных универсальных учеб­ных действий - наблюдение, сравнение, анализ, классифи­кация и обобщение;
  • формирование представлений о роли трудовой де­ятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народ­ных традициях, о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству. В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребёнка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Продуктивная предметная деятельность ребёнка становится основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и Логическое мышление, обеспечивается возмож­ность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. Благодаря самостоятельно осуществляемой продуктив­ной проектной деятельности каждый может реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как автор оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Это­му немало способствует система учреждения номинаций за успехи в изготовлении поделок в конце каждого урока и выдачи красочных дипломов по окончании изучения каждого раздела как поощрений любого положительного начина­ния. В результате закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе. При этом учебный предмет «Технология» создаёт все условия для гармонизации развития ребёнка, обеспечи­вая реальное включение в образовательный процесс различ­ных структурных компонентов личности в их единстве (интеллектуальный компонент, эмоционально-эстетический, духовно-нравственный и физический). На уроках технологии успешно создаются возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Всё это является основой для формирования у младших школьников социально цен­ных практических умений, опыта преобразовательной де­ятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для успешной социализации. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Образовательные задачи
  • знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
  • освоение технологических приёмов, включающее зна­комство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творчес­кой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отра­ботки предметно-преобразовательных действий; умения ис­кать и преобразовывать необходимую информацию на осно­ве различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, по­иска, преобразования, хранения информации, использова­ния компьютера; поиск (проверка) необходимой информа­ции в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
  • знакомство с миром информационных и компьютер­ных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.
Воспитательные задачи
  • формирование прочных мотивов и потребностей в обу­чении и самореализации;
  • развитие интересов ребёнка, расширение его кругозо­ра, знакомство с историей и культурой народа, с его куль­турными ценностями, с историей возникновения и исполь­зования предметов быта;
  • формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
  • пробуждение творческой активности детей, стимули­рование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; - воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресур­сов, пониманию проблем экологии окружающей среды. Развивающие задачи
  • развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
  • развитие стремления к расширению кругозора и при­обретению опыта самостоятельного познания, умения поль­зоваться справочной литературой и другими источниками информации;
-развитие речи, памяти, внимания;
  • развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориен­тирование в пространстве и т.д.;
  • развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
  • развитие коммуникативной культуры ребёнка;
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
  • развитие коммуникативной компетентности млад­ших школьников на основе организации совместной про­дуктивной деятельности;
  • развитие знаково-символического и пространствен­ного мышления, творческого и репродуктивного воображе­ния (на основе решения задач по моделированию и отобра­жению объекта и процесса его преобразования в форме мо­делей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение состав­лять план действий и применять его для решения практи­ческих задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения дейст­вия), контроль, коррекцию и оценку;
- развитие эстетических представлений и критерием на основе художественно-конструкторской деятельности. Учебный курс «Технология» является комплексным и интегративным курсом. Отбор содержания данной программ мы опирается на стандарты начального общего образования с учётом традиций изучения технологии в начальной школе и принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой. Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудо­вого) образования - приобщение к искусству как к духов­ному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка, а также его самоконтроля. В резуль­тате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными материа­лами, такими как: пластилин, тесто для лепки, глина, бумага, ткань, нити, верёвки, проволока, фольга, природные материалы и пр., овладевают основными приёмами мас­терства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время соответственно своему замыслу сделать своими рука­ми без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку. Также младшие школьники учатся использовать информационные и компьютерные технологии, овладевают первичными навыками работы на компьютере, что позволя­ет им идти в ногу со временем, познавать мир и преобразо­вывать виртуальную реальность. Характерной особенностью построения курса является концентрический принцип. Это способствует изучению ос­новных тем в несколько этапов, возвращению к ним на бо­лее высоком и углублённом уровне обобщения и практичес­кого применения подачи материала. Учебный материал каждого последующего года обучения тесно связан с мате­риалом предыдущих лет обучения и логически продолжает его. Материал каждого учебника подаётся по тематическо­му принципу - он разбит на крупные темы, делящиеся на подтемы - уроки. Учебный материал первого года обуче­ния разбит на 7 крупных тем, а материал учебников со 2 по 4 класс подаётся разбитым на 4 крупные темы, которые, в свою очередь, делятся на несколько подтем (уроков). В каждом учебнике выделены структурные линии - разделы, реализующие концентрический и пошаговый принципы обучения, основанные на постепенном усложнении задач, технологических приёмов, используемых материалов, необходимых инструментах и видах воздействия на материалы. Также разделы соответствуют учебным четвертям для более удобного изучения предмета. Внутри каждого раздела эти же принципы (концентрический и пошаговый) позволяют сделать подачу материала наиболее полной и последовательной. Тема предваряется историей возникновения изучаемых материалов и инстру­ментов, их местом в жизни человека и его творчестве. Каждая из этих тем не изучается в изоляции от других, соблюдается тесная взаимосвязь всех разделов программы, пропедевтический уровень новых знаний закладывается на каждом уроке. Поэтому, переходя к изучению очередной те­мы, можно опираться на устойчивую конструкцию первона­чальных представлений, сформированных ранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет бо­лее осмысленно освоить обязательный материал, но и использовать элементы опережающего обучения. Это даёт возможность разнообразить процесс формирования обяза­тельных навыков и вывести его на новый уровень примене­ния изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах. Кроме того, учитывается принцип целостности содер­жания, согласно которому новый материал включается в систему более общих представлений по изученной теме. Это помогает сформировать у учащихся более правильную кар­тину окружающего мира, различий и сходств между мате­риалами и их свойствами, принципов технологических особенностей производства окружающих нас рукотворных предметов. Программа делится на основную часть, которая обеспе­чивает обязательные требования к знаниям, умениям и на­выкам младших школьников, и вариативную, позволяю­щую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной слож­ности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обуче­ния. Основная часть содержит учебный материал, необходи­мый для усвоения его всеми учащимися, а также пропе­девтический, необходимый для ознакомления всеми учащимися. Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, на дополнительное закрепление обязательного материала, задания по выбору, различающиеся по уровню сложности и объёму, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышле­ния. Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только информативного изложения материала. Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки, которые усложняют­ся по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков. Виды работ на уроках. Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами. В силу возрастных особенностей младшие школьники нуждаются в неукоснительном соблю­дении техники безопасности и формировании навыков пра­вильного обращения с инструментами (ножницы, игла, ши­ло, нож для бумаги и пр.) и материалами (пластилин, гли­на, солёное тесто, фольга, проволока, гипс и пр.) и их практическом применении при работе с ними. Лабораторные работы позволят детям узнать основные свойства изучаемого материала, продиктованные техноло­гией его производства или природными особенностями, проводить мини-исследования: вести наблюдения, выска­зать свои предположения, осуществлять их проверку, об­суждать результаты и делать выводы. Практические работы помогут до изготовления поде­лок пошагово отработать каждый новый приём и навык. Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы отходы производства почти всегда используются в индиви­дуальных поделках, коллективных работах, играх и фоку­сах. Игра как ведущая деятельность младшего школьника - органичная часть запланированной работы на уроке, позво­ляющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы. Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель придаёт игре нужное направление. На уроках технологии используются разные формы организации индивидуальной и групповой работы (работа в парах, в группах, коллективная работа: по бригадам, по рядам, всем классом) Курс «Технология» обеспечивает возможность учащим­ся действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане, совершать наглядно видимые преобразования; возможность организации совместной проективной деятельности и формирования коммуникативных и регулятивных действий. Позволяет добиваться максимально чёткого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по хо­ду выполнения, так и после (рефлексия действий и способов).
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

1 класс О.В. Узорова, ЕЛ. Нефёдова. Технология. 1 класс. Учебник. -М.: ACT, Астрель. О.В. Узорова, ЕЛ. Нефёдова. Технология. 1 класс. Рабочая тет­радь. - М.: ACT, Астрель. О.В. Узорова, ЕЛ. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. - М.: ACT, Астрель.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (33 ч) Работа с пластилином (5 ч) Глина как предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с применением плас­тических материалов. Пластилин как поделочный матери­ал. Инструменты для работы с пластилином. Правила безо­пасной работы с пластилином и инструментами. Свойство пластилина. Подготовка к лепке. Практическая деятельность. Объёмная лепка. Лепка на каркасе. Объёмное конструирование. Работа с бумагой (12 ч) Работа с бумагой без помощи ножниц (4 ч) История возникновения письменности и бумаги. Изго­товление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги. Маку­латура (спасение окружающей среды). Различные сорта бу­маги. Свойства бумаги. Практическая деятельность. Обрывание. Мозаичная обрывная аппликация. Обрывная аппликация по контуру. Работа с бумагой при помощи ножниц (4 ч) История возникновения ножниц. Профессии людей, свя­занные с применением ножниц. Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правильное обращение с ножницами. Правила безопасной работы с ножницами. Практическая деятельность. Вырезание по контуру. Плоскостная аппликация. Объёмное конструирование. Гир­лянды. Работа с бумагой в технике оригами (4 ч) История развития искусства оригами. Профессии лю­дей, связанные с применением бумаги и изделий из неё. Ли­нии сгиба - гора и долина. Базовые формы оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поде­лок из одной заготовки. Летающие и плавающие модели. Развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Базовые приёмы техни­ки оригами, деление прямоугольного листа линиями скла­дывания на нужные части. Самостоятельное прочтение чер­тежей к первым этапам работы. Практическая деятельность. Складывание бумаги. Объёмное конструирование. Подвижные модели. Работа с природными материалами (5 ч) Многообразие природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной природы. Флористика. Правила безопасной работы с семенами и ягодами. Практическая деятельность. Плоскостная апплика­ция. Объёмная аппликация. Объёмное конструирование. Работа с текстильными материалами (5 ч) Профессии людей, связанные с применением тканей и нитей. Ознакомление с технологическим процессом изго­товления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Оз­накомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Практическая деятельность. Нити, верёвки. Пряде­ние. Кручение. Свивание. Плетение. Ткань. Раскрой. Ап­пликация. Вышивка на картонной основе. Пришивание пу­говиц на картонной основе. Работа с различными материалами с применением изученных технологий (6 ч) Профессии людей, связанные с применением различных умений и материалов. Первичное профориентирование. Практическая деятельность. Сочетание изученных ви­дов деятельности.

Учебно - тематический план

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

КОНТРОЛЬ

Работа с пластилином


Работа с бумагой (всего)


Работа с бумагой без помощи ножниц

Работа с бумагой при помощи ножниц

Работа с бумагой в технике оригами

Работа с природными материалами

Работа с текстильными материалами

Работа с различными материалами с применением изученных технологий

5 ч

12 ч


4 ч

4 ч

4 ч

5 ч

5 ч


6 ч



Итого

33ч


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ

к концу 1 класса ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам технологии;
  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования
  • познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
  • уважительного отношения к людям труда, к разным про­фессиям;
  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
  • эмоционально-ценностного отношения к результатам труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:
  • определять и называть виды материалов (пластилин, бу­мага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, кру­пы и пр.) и их свойства;
  • определять детали и конструкции (деталь - составная часть конструкции), различать однодетальные и много­детальные конструкции;
  • понимать назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмас­совый нож, ножницы, шило, игла);
  • использовать заданную последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;
  • называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка ит. д.);
  • правильно работать ручными инструментами под конт­ролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, ши­ло, игла) с соблюдением техники безопасности;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • выполнять изученные операции и приёмы по изготовле­нию несложных изделий (экономную разметку, обрыва­ние по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять деко­ративную отделку и пр.);
  • использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;
  • сравнивать с образцом готовое изделие по заданным ка­чествам (точность, аккуратность).
Учащиеся получат возможность научиться:
  • определять неподвижные соединения деталей, различ­ные способы соединения (с помощью клея, скотча, ни­тей, пластилина, в шип);
  • организовывать рабочее место и поддерживать поря­док на нём во время работы в соответствии с использу­емым материалом (в соответствии с требованиями учи­теля);
  • экономно использовать материалы при изготовлении по­делок;
  • выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов «вперёд иголка» и пр.);
  • удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поселки: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся:
  • организовывать своё рабочее место (под руководством учителя);
  • выполнять работу по заданной инструкции;
  • использовать изученные приёмы работы с разными мате­риалами и инструментами;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, ис­пользуя способ сличения своей работы с заданной в учеб­нике последовательностью;
  • вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • понимать цель выполняемых действий;
  • с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
  • осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • решать творческую задачу, используя известные средства;
  • включаться в самостоятельную практическую деятельность.
Познавательные Учащиеся научатся:
  • «читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;
  • различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
  • находить нужную информацию в учебнике;
  • выявлять особенности оформления и обработки; наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о свойствах материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные мате риалы учебника;
  • характеризовать материалы по их свойствам;
  • группировать профессии людей по материалам, с кото­рыми они связаны;
  • конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
  • рассказывать о массовых профессиях и технологии про­изводства искусственных материалов, о природных ма­териалах;
  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • комментировать последовательность действий;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • выражать собственное эмоциональное отношение к ре­зультату труда;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в сов­местной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая и паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Материально - техническое обеспечение учебного предмета Технические средства обучения: - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска; - сканер; - принтер; Экранно - звуковые пособия: - аудиозаписи в соответствии с программой обучения; - видеофильмы, соответствующие тематике программы по технологии; Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по технологии: -vellisa.ru/multimediynaya-megaentsiklopediya-kirilla-i-mefodiya-onlayn- Мультимедийная мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия онлайн;- festival.1september.ru/primary-school/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Преподавание в начальной школе; viki.rdf.ru - детские электронные презентации; infourok.ru/nachalnye-klassy.html - Инфоурок начальные классы s14014.edu35.ru/fgos/159-admin - Электронные образовательные ресурсы для начальной школы.


© 2010-2022