Урок 1 класс Буквы М, м и звуки |м| и |м\

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Урок обучения грамоте в 1 классе



Тема «Согласные звуки [M] и [M] , буквы М,м»





Подготовила

учительница начальных классов

Габитова Гузель Раисовна

МОБУ СОШ с.Буриказганово


Предмет: обучение грамоте (чтение)

Класс: 1

Тема урока: «Согласные звуки [M] и [M] , буквы М,м»

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.

Задачи урока:

- познакомить с буквой М (м)]; формировать навыки слогового чтения;

- способствовать развитию устной связной речи, внимания, логического мышления, памяти, фонематического слуха;

- способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации обучения: групповая, коллективная, индивидуальная

Средства обучения:

- Учебник «Букварь» 1 часть. Авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова М. «Вентана - граф» 2011г.

- ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, , магнитная доска, цветные фишки -магниты, , 2 корзинки (зелёная и синяя), буквы на магнитах, , шаблон малины с одной окрашенной частью (костянкой) по количеству учащихся, набор фишек (у каждого). Формирование универсальных учебных действий: 1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. 2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. 3. Познавательные УУД

Формирование: умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.





Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение

к деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.



Артикуляционная минутка





3.Постановка учебной задачи.




4. Построение проекта выхода из затруднения











-Доброе утро , ребята!

Сегодня к нам пришли на урок гости . Давайте поприветствуем их.

К нам в гости пришла еще одна девочка. Слайд №2

- Узнали, кто это?
- Она так торопилась на встречу с нами, что рассыпала находящиеся в её корзиночках буквы. Давайте поможем Маше их собрать!

- Нам знакомы эти буквы?

- Что вы о них знаете?

- Сколько их?

- А гласных звуков?

- Почему же звуков меньше?

- Как можно разложить эти буквы? Слайд3


Проверяем выполненное задание.

Замечательно! Машенька благодарит вас за помощь. Она очень любит музыку и просит вас спеть «Песенку гласных!» Исполняем стоя.

(видео «Песенка гласных»)

muzikalkairk6.ucoz.ru/load/azbuka/logoritmika/4-1-2 Слайд4


На ИД появляется изображение медведя

Слайд 5

Ой, посмотрите, а вот и её друг - Медведь Миша. Он принёс нам загадки:

  1. Бусы красные висят
    Из кустов на нас глядят,
    Очень любят бусы эти
    Дети, птицы и медведи. (Малина)


  1. Сладкий, а не сахар,

Липкий, а не клей,

Вкусный, а не конфета. (Мёд)

А как вы думаете, почему именно малину и мёд принёс медведь?


Миша доволен вашими знаниями и дарит вам малинку, но не простую: в ней закрашена только одна костянка - за ответы на загадки.


А остальные части ягодки вы будете закрашивать по ходу урока. Давайте договоримся, что если вы считаете, что задание выполнили правильно - закрашиваете дольку малины красным цветом, а если что-то не получилось или была ошибка - жёлтым. Согласны?

Посмотрите внимательно на доску

( на ИД изображение Маши, Миши, малины и меда)Слайд 6

и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Чем мы будем заниматься?

- А, может, кто-то уже знаком с этой буквой?

- Назовите её! Слайд 7.- Ой, да их две! Почему?

- В какую корзинку положим эту букву? Почему?

Знакомство с письменными буквами М,м

- А сколько звуков обозначает эта буква?

(Если возникают затруднения или споры, учитель подсказывает ход деятельности:

- Произнесите первый звук в слове малина. Охарактеризуйте его

- произнесите первый звук в слове мёд.

Охарактеризуйте его.)

Вывод?

Где на ленте букв расположена буква М? Обратите внимание, где расположен домик буквы М: на верхнем этаже и имеет красный колокольчик - условный знак.

- Что он обозначает? Догадались?

(можно предложить сравнить произнесение звуков верхнего и нижнего этажа, приложив ладошку к горлу, сделать вывод)

- А почему под буквой квадратик разделен на : синий и зелёный?

-Молодцы! Закрасьте ещё одну часть ягодки красным или жёлтым (если вам было трудно выполнить это задание)

- Посмотрите, посмотрите: Маша и Медведь поссорились! Из-за чего? Миша говорит, что слова: его имя, мёд и малина - начинаются с одной буквы, с одного звука, а Маша с ним не согласна. Слайд8

- А вы как считаете?

- Что же нам делать?

- Как же разрешить эту проблему?

Работа у ИД . Слайд9,10 Работа в паре (с набором фишек).

Составление звуковых моделей слов:

1 парта - мёд

2 парта - Миша

3 парта - малина

4 парта - Маша


- Сравните первые звуки в этих словах


Давайте заменим фишки буквами, которые мы знаем. Какие буквы нам понадобятся? Слайд11.12

- Какой буквой обозначим первый звук в слове мёд? Какую букву «м» вы выбираете: строчную или заглавную?

- Почему?

- В каком ещё слове вставим такую же букву?

- Какая буква понадобится в слове Миша?
- Почему?

- Вот мы и разрешили спор Маши и Медведя. Оцените свою работу! (закрасьте часть ягодки)

Физминутка «Построим букву М»

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

- Из чего мы сейчас можем построить букву М?

-Нарисуйте букву М правой рукой, двумя руками, носом, правой ногой на полу!

Организация класса.

Дети называют гостью: Маша из м/ф «Маша и медведь»

Принимают

учебную задачу.

Учащиеся называют буквы,

звуки, которые они обозначают (гласные),

объясняют почему звуков меньше,

предлагают варианты классификации: 1)йотированные отделить от всех или

2)распределить в зависимости от команды, которую отдают звуки: «Будь мягким!» или «Будь твёрдым!» Останавливаются на втором, т.к. имеется подсказка: корзиночки разного цвета.

По одному выходят и кладут в корзиночки буквы.

Упражнение в чтении гласных (в песенной форме)

Дети отгадывают загадки, открывают картинки-отгадки


Предполагают, что это любимая еда медведя.


Принимают условия


Определяют тему урока, план действий :

(Сегодня я познакомлюсь с новой буквой. Научусь читать слоги, слова с этой буквой, тренироваться в составлении звуковой модели слова, научимся писать букву М… )

«Знатоки» называют букву М, находят её в кассе и помещают на магнитную доску.

Объясняют, что заглавная буква нужна в именах собственных и в первом слове предложений.

Объясняют, что буква не может попасть ни в одну из корзин, т.к.обозначает согласный звук, ведь при произношении звука воздух встречает преграду: губы.)

Высказывают предположения

[м] - согласный, звонкий, твёрдый

[м'] - согласный, звонкий, мягкий

Буква М обозначает два звука: [м] и [м']

Знакомятся с условными обозначениями ленты букв.

Высказывают предположения.

В результате практических действий приходят к выводу, что колокольчик - знак звонких согласных

Ответ детей: «Буква М обозначает два звука: твёрдый согласный и мягкий согласный».

Нам обязательно надо помочь друзьям разрешить их спор!

Часть класса соглашается с Машей, а некоторые - с Мишей.

Нужно сделать звукобуквенный анализ слов «Миша»,»Маша» «мёд», «малина»

1 ученик работает на ИД. Он характеризует каждый звук слова Миша, и передвигая фишки выполняет звуковой анализ ( первый ряд - это же задание выполняет в паре , работая с фишками)

2-й ученик выкладывает модель слова Маша из кубиков, после чего характеризует каждый звук (с ним работает 2 ряд)

- определяют, что звуки разные, но обозначаются одной буквой

Высказывают своё мнение

Ученики приходят к выводу: в словах «малина» и «мёд» нужно написать строчную букву м, а в слове Миша - заглавную, т.к. это имя.

самооценка

движения по тексту

(рисуют в воздухе М)

Предлагают различный материал: с помощью карандашей, фишек, верёвочки, пластилина, пальцев рук.

Рисуют букву М.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

логические - анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации



Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (пения) с заданным эталоном



Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: планирование последовательности действий

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели

Регулятивные: целеполагание, планирование;

коммуникативные: умение выражать свои мысли


Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: логические - выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)

Коммуникативные: поиск способов разрешения конфликта

Познавательные: моделирование

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)

Регулятивные: универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности

5. Первичное закрепление










6. Самостоятельная работа с самооценкой по эталону

Игра «Кто больше?»

Дети делятся на 2 команды:

одна называет слова, начинающиеся со звука [м], другая - со звука [м`]

Учитель: Молодцы! А теперь пусть первыми сядут ребята, в чьих именах есть звуки [м] или [м']. Потом все остальные.

Послушайте, какую историю мне рассказал Миша.

Учитель читает стихотворение

(с демонстрацией на ИД) Слайд13

«1,2,3,4,5, вышел мишка погулять,

а за ним ежата, малые ребята.

Вместе по лесу гуляли,

Вместе буковки искали.

«Эй, ежи, сюда спешите!

Что нашёл я - посмотрите!»

- Какую букву нашёл Медведь?

Подбежал весёлый А, прочитали дети: «Ма».

Прибежал задорный О, прочитали дети: «Мо».

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети: «Мя».

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети: «Мы».

Прибежал игривый И, прочитали дети: «Ми».

Прибежал упрямый У, прочитали дети: «Му».

Прибежал задорный Ё, прочитали дети: «Мё».

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети: «Мю».

Прибежал обжора Э, прочитали дети: «Мэ».

Прибежал и смелый Е, прочитали дети: «Ме».

Маша предлагает не просто прочитать слоги, а спеть их. Согласны?

Исполнение по нотам «Ма-мэ-ми…» (стоя):

чтение слогов (размещены на ИД)

ма

мэ

ми

мо

му

ми

мы

ме

мё

мя

мо

ма

мы

му

мэ

мё

мя

ми

мю

ме

Дифференцированная работа:

1группа. Выборочное чтение:

- прочитайте слоги первого столбика, второй строки ;

- найдите и прочитайте все слоги с мягким согласным, с твёрдым согласным;

- прочитайте слоги 3 столбика, 4 строки,

В какой строке только мягкие согласные звуки? Твёрдые?

2 группа. Самостоятельное чтение стихотворения Г.Виеру (с.62)

Работа с текстом.

- Посмотрите на картинку (иллюстрация к стихотворению Г. Виеру)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении?

- Давайте проверим ваши предположения.

- Какие буквы знает бык? А кот? Кто больше?

Вы хорошо справились с чтением слогов и стихотворения. Оцените свою работу на этом этапе.

Физминутка для глаз

(под муз.сопровождение)

Миша очень любит умные игры для умных детей. Часто играет в них вместе с Машей. Поиграем?

Она приготовила для вас трудное задание. Работать будем в группах. Вспомните правила групповой работы.


Найдите картинки, названия которых начинаются со звуков [м] или [м׳];

Найдите картинки, в названии которых [м] или [м׳] стоят в середине слова;

Найдите картинки, в названии которых [м] или [м׳] стоят в конце слова.

Оцените свою работу: если вы были активными и правильно выполнили задание - закрасьте красным карандашом очередную часть ягодки

Учащиеся называют слово, поясняя, при необходимости, его значение (например: мяч - игрушка, мартышка - животное)

Садятся за парты


Дети хором отвечают: «Эм!»,

далее читают слоги по ходу стихотворения


Отрабатывают слоговое чтение

Нечитающие дети (далее 1 гр.) упражняются в чтении слогов с комментарием: «Буква а - читаю твёрдо - ма, буква я - читаю мягко - мя»,

упражняются в табличном ориентировании

Читающие: самостоятельно знакомятся со стихотворением Г.Виеру

Дети 1 группы высказывают свои предположения.

Хорошо читающие дети читают стихотворение. Остальные слушают и смотрят на картинку.

Отвечают на вопросы, доказывают правильность ответа

Закрашивают часть ягодки

Выполняют упражнения для укрепления глазных мышц и снятия усталости

Выполняют задания, затем по 1 представителю от каждой группы демонстрируют выполнение на ИД

(коллективная проверка)

Закрашивают часть ягоды, оценивая свою работу

Логические: анализ объектов

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера







Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли

Регулятивные: самооценка

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: контроль, коррекция, осознание уровня усвоения материала

Личностные: самоопределение

Регулятивные: самооценка

7. Рефлексия деятельности


Урок наш завершён.

Посмотрите на ваши ягодки. Покажите их Маше и Медведю! Приятно видеть, что почти все ягодки получились ярко-красными - спелыми. Значит, со всеми заданиями мы успешно справились!

Расскажите, что же мы сегодня успели за урок?

Всё ли вам удавалось легко?

Мы сегодня хорошо поработали.

И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

Дети рассказывают о своих успехах и неудачах. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

Используемые источники:

  • Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века"

  • Беседы с учителем. 1 класс. Методика обучения. Под ред. Л.Е.Журовой. М. Вентана-Граф. 2005

  • А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.Н.Кузнецова. 1 класс. Грамота. Методический комментарий. Вентана-Граф. 2009

  • Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова Букварь (ч.1). М. Вентана-Граф. 2011

  • Смирнова И. Г. Обучение грамоте. Чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой "Букварь". Ч. I.

  • Смирнова И. Г. и др. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой "Букварь".

  • Е.А.Смирнова Грамота. 1 класс. Поурочные планы. Ч.2. В. 2004

  • Логоритмика viki.rdf.ru/item/736/

  • Загадки на букву М. mama.ladycity.ru/subdoc/65

Ссылки на изображения:

Маша - img-fotki.yandex.ru/get/4814/89635038.62b/0_6fe97_400ff34a_XL

Медведь - s15.radikal.ru/i189/1108/76/e751032bc17e.png

Корзинка - us.cdn2.123rf.com/168nwm/photomak/photomak0911/photomak091100033/5923532-empty-brown-wicker-basket-isolated-on-the-white-background.jpg

мяч - sportoptom.ru/wp-content/uploads/2010/09/2658_600.jpg

машина - toyway.ru/upload/iblock/331/331da099539ee870bab1be32d2597556.jpg

дом - domdrev.su/images/about_dop1.jpg

муравей - med-bdjoli.ks.ua/images/muravi_5.jpg

самолёт - baikalexpress.ru/wp-content/uploads/2010/08/2852_news.jpg

помидор - im7-tub-ru.yandex.net/i?id=173257594-22-72

гном - oxun.ge/uploads/posts/2011-07/1311064600_insect_004.jpg

муха - img.66.ru/image/03f2d0a7e0da1b54d80d1ec9dcfd6e79/47dd6289/0/9/58/95876_normal_700.jpg?1311586209


© 2010-2022