Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока по теме: «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

(перед другим парным согласным)».(обучение грамоте)

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 126» Автозаводского района

ФИО: Воробьева Наталья Константиновна

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы учителем начальных классов: 21



Н. Новгород

2015год

Учебный предмет: обучение грамоте (1класс).

УМК: «Гармония»

Тема урока: «Опасности письма» на месте парных согласных по глухости - звонкости согласных

(перед согласным).

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока:

- Распространение понятия «опасное место» на парные по глухости - звонкости согласные, находящиеся перед парным согласным

- Формирование умения обучающихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для парных по глухости-звонкости согласных;

- Развитие умения анализировать и сопоставлять звуковые модели, учить наблюдать, доказывать и делать умозаключения, выводы;

-усвоение двух опознавательных признаков данного вида орфограмм: парность по глухости-звонкости и положение перед парным согласным;

-постепенное развитие орфографической зоркости.

Ожидаемые результаты:

Личностные: осознание значимости правильного определения «опасного места» на письме, осознание языка как средства общения: понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека.

Предметные: различение, анализ, сравнение, характеристика согласных парных по глухости-звонкости звуков и букв, которые их обозначают на письме.

Метапредметные:

Регулятивные-принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий для решения данной задачи, контролирование процесса и результатов своей деятельности;

познавательные - умение находить информацию, представленную в явном виде, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и использовать её для решения учебно-познавательных задач, применять разные способы фиксации информации /схема, запись/, понимать и уметь переводить информацию, представленную в схематической форме в словесную; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

коммуникативные - участвовать в диалоге, в общей беседе, работать в парах, выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

Оборудование: таблица «Опасные при письме места», лента букв; Букварь (автор М.С. Соловейчик и др.), с.68-69

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Понятие и схематическая запись слогов, слов и предложений, особенности гласных и согласных звуков, их характеристика, владение приемами вычленения звуков из слова и определения их характера, слоговой и звуковой анализ слов полный и частичный, умение читать, ударные и безударные гласные звуки и «опасности письма» на месте безударных гласных, парных согласных на конце слова ; твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, знакомы с буквами и их «работой».

План урока с хронометражем.

№п/п

План урока

Хронометраж

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1мин.

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Повторение знаний о буквах парных по звонкости-глухости согласных на конце слова.

3мин.

3

Выявление места и причины затруднения, Постановка учебной задачи. Предположение о возможных новых опасностях при написании букв парных по звонкости-глухости согласных

3мин.

4

Решение учебной задачи («открытие» обучающимися нового знания). Разработка алгоритма. Открытие новой опасности письма в буквах парных по звонкости-глухости согласных перед другим парным согласным.

10мин.

5

Физкультминутка.

4мин.

6

Первичное закрепление темы «опасные места».

Работа по букварю, упражнение в чтении с.68

10мин.

7

Включение в систему знаний. Самостоятельная работа по букварю с.69

7мин.

8

Рефлексия учебной деятельности.

2мин.

Ход урока

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя(У) и учащихся(Д).

Формируемые УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу», выделения содержательной области («могу»).

У- Доброе утро, ребята! Сегодня мы с Вами собрались в нашем уютном классе и готовы к новым открытиям ?

Д- Готовы!

У- тогда начинаем наше очередное путешествие по стране Знаний. Сегодня нам предстоит сделать Новое и Важное открытие. А чтобы его сделать, Вы в роли ученых проведите наблюдения.

Личностные УУД (мотивация на достижение успеха).

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия ; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действия, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности обучающихся, фиксируемое ими самими .

У- Вспомните, в каком случае при письме нельзя доверять парным согласным?

Д- Парным согласным на конце слова при письме нельзя доверять. На их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть опасность ошибиться.

У- Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов (Произносится предложение, соблюдая нормы орфоэпии).

Арбуз - плод. Предложение написано на доске

У - Какие согласные таят опасность?

Д- Парные согласные на конце слов.

У - Почему к этим звукам надо относиться особенно внимательно?

Д- На их месте всегда есть «опасность письма». Парному согласному на конце слов , когда пишешь, нельзя доверять. Нельзя писать , как слышишь.

У - Давайте это проверим ещё раз

У - Хором читайте так, «как написано».

Д-Арбуз-плод..

У- Теперь так, «как говорим».

Д- АрбуС-плоТ.

У-Сравните звуки и буквы на их месте. (Ставим знаки "+"и " - "). Какой же вывод подтвердили?

Д- Там, где парные согласные на конце слов, всегда есть «опасности письма», так как на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Личностные УУД (мотивация).

Познавательные УУД ( общеучебные - структурирование знаний, логические - анализ, синтез, сравнение).

Коммуникативные УУД(речевая деятельность - работа с предложением, словом, звуковой анализ).

Регулятивные УУД( прогнозирование - поиск «ошибкоопасных» мест, определение трудностей

3.

Выявление места и причины затруднения, Постановка учебной задачи. Этап предполагает выявление и фиксацию обучающимися места, где возникло затруднение; определение причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.

У - А как вы думаете, только ли при нахождении парных согласных на конце слов есть «опасности письма»?

Д- возможно есть и другие опасные места у парных согласных звуков, но нам это нужно узнать и проверить.

У- Понаблюдаем за словами шапка и шубка . (Вывешиваю картинки на доску.)

У- произнесите слова, выделите, назовите и охарактеризуйте согласные звуки в словах.

Д- Звуки согласные , твёрдые ,глухие, парные.

Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных

Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных ________________ _______________

Познавательные УУД ( подведение к постановке и формулированию учебной задачи, выбор оснований и критериев для сравнения).

Регулятивные УУД( целеполагание через создание проблемной ситуации, прогнозирование - прикидка возможных трудностей до начала действия)

4.

Решение учебной задачи («открытие» обучающимися нового знания). Этап предполагает обдумывание обучающимися учебных действий: постановку цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации

У - А теперь посмотрите, как пишутся эти слова. (Прикрепляются рядом с рисункам слова «шапка», «шубка».) У-Сравните звуки и буквы на их месте. (Ставим знаки "+"и " - "). Какие же буквы обозначают согласные звуки в этих словах?

У-Где вы обнаружили расхождение?

На конце ли слов стоят эти парные согласные?

У-Перед нами новая тайна парных глухих-звонких согласных! Вы ее обязательно разгадаете, если посмотрите, перед каким звуком находится опасный парный согласный!

Какой это звук? Парный или непарный?

Д-Парный.

У- Это очень важно! Именно перед парным согласным другой парный согласный становится «опасным» при письме.

У- Как вы думаете, можно ли доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь?

Д- Нет.

У- Почему?

Д-Можно не ту букву написать; можно допустить ошибку…

У - Какой же вывод сделаем?

Д- Парные согласные звуки, когда они находятся перед другими парными согласными, как и в конце слова- «опасности письма»

У- Итак, « опасность» есть тогда:

когда этот звук парный, потому что у него есть звонкая пара;

● когда такой звук стоит на конце слова;

  • когда он находится перед другим парным согласным

У - Чтобы не забывать наш новый - очень важный - вывод,

внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме

места».

У - Прежде всего, поищем, куда поместить наше открытие о согласных. Где находиться часть, посвященная гласным?

Д- Слева.

У- Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для

гласных?

Д-Сверху над ними их значок.

У-Где в таблице сообщается об «опасных местах» для согласных?

Д-Справа.

У - Где идет речь о парных на конце слова?

Д-Слева.

У - Куда мы поместим новые знания о парных перед парными?

Д-Справа.

Теперь наша таблица «Опасные при письме места» будет выглядеть так:

Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных

У - как мы будем рассуждать?

Д - По алгоритму.

У - Что значит рассуждать по алгоритму?

Д - значит работать последовательно, по шагам.

АЛГОРИТМ:

1шаг: прочитать слово

2шаг: выделить звук (услышать)

3шаг: и определить, если он согласный парный, то он может являться «опасным местом»

4 шаг: стоит на конце слова-опасно.

5 шаг: стоит перед другим парным согласным-опасно.

Познавательные УУД (умение производить обобщение по заданным критериям, осуществлять анализ, проводить сравнение, умение структурировать знания ,разработка алгоритма)

Коммуникативные УУД (умение слушать собеседника во время фронтальной беседы ).

Личностные УУД ( повышение мотивации через постановку проблемных вопросов)

Регулятивные УУД- планирование









Регулятивные УУД (целеполагание, планирование: алгоритм-памятка)

5.

Физкультминутка.

У - А теперь настало время небольшой разминки, но она будет не простая, а с заданием. Я буду называть вам слова ,а вы прислушиваться к парным согласным звукам, если в слове есть опасный звук, то вы поднимаете руки вверх, если таких звуков нет-опускаете вниз! (рыбка, труд, дом, травка, слон,глаз, ложка, мишка, стол, жираф, брат, дым, тряпка)

Регулятивные УУД ( постановка и осознание учебной задачи, контроль за ходом выполнения действий).

Познавательные УУД (анализ, синтез)

6.

Первичное закрепление темы «опасные места» Этап предполагает усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач /фронтально/.

Работа по букварю, упражнение в чтении

У- Откроем букварь на стр.68 и ещё раз прочитаем тему нашего урока. (Читаем предложение, напечатанное красным цветом.)

Д-Опасности письма на месте согласных

У - Посмотрите ,так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов букваря, и, читая стихи и загадки, ещё раз проверим наш вывод.(Букварь стр. 68.)

Дети читают вывод в красной рамочке.

Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных

У - Прочитайте первое стихотворение и объясните причину, по которой выделена синим цветом часть букв.

Д- Это опасные парные согласные.

У - Почему они опасны?

Д- Так как стоят перед другим парным согласным.

Найдите еще одно слово в этом стихотворении, в котором есть еще один опасный парный согласный.

Д- МишуТка.

Познавательные УУД ( конкретизация полученной информации, структурирование знаний, анализ, синтез)

У- А теперь закрепим наши знания при чтении загадок. (Работаем в в букваре с.68)

У- Давайте прочитаем первую загадку.

Чтение по цепочке построчно.

У - Что это?

Д- Орех

У- Найдите в загадке слова с новым опасным местом

У - Почему согласные опасны?.

Д- Стоят перед другим парным согласным.

У-Давайте отметим опасные при письме места, пользуясь нашей таблицей.

(Аналогичная работа проводится со второй загадкой и скороговоркой)

Познавательные УУД (анализ, синтез, обобщение и структурирование знаний)

7.

Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. Этап предполагает применение нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных У - Перед вами текст на с.69 букваря. Ваша задача отметить знаком «+» слова, в которых есть опасные парные по глухости-звонкости согласные звуки. Пользуйтесь нашей таблицей!

Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных

Для чего мы будем выполнять это задание?

Д - Мы будем выполнять это задание для того, чтобы проверить наши знания и то, как мы научились находить «опасные места» при написании парных согласных по глухости-звонкости.

Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных У- Ребята, которые закончат задание раньше других, могут выполнить дополнительное задание художника на стр. 69. Из слов, находящихся в красной рамочке выбрать слово, соответствующее схеме:

Проект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласныхПроект урока Опасности письма на месте парных по звонкости-глухости согласных

У- Поменяйтесь букварями с соседом по парте и проверьте друг друга.(фронтальная проверка)

У кого получилось все правильно? ( дети поднимают руку отвечая на вопрос)

Кто затрудняется при выполнении данного упражнения?

У - Какое важное действие выполняли?

Д - действовали по алгоритму нахождения «опасного места».

У- Кто выполнил дополнительное задание художника? Какое слово соответствует схеме?

Д- Берёзка

Познавательные УУД ( структурирование знаний анализ, синтез, установка причинно-следственных связей, доказательство).

Регулятивные УУД -целеполагание

Дифференциация по объему

Регулятивные УУД (взаимооценка, взаимоконтроль, коррекция)

Коммуникативные УУД- умение работать в паре, реагировать на замечания собеседника, разрешать возможные конфликты, следить за своим поведением. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

.

8.

Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

У - Что нового узнали на уроке?

Д - Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова и перед другими парными согласными - опасные при письме места.

Д -Разработали алгоритм нахождения «опасного места»: парный глухой согласный на конце слова и парный перед другим парным - «опасное место»!

У-Для чего нам нужно знание опасных при письме мест?

Д-Чтобы научиться грамотно писать.

У- Именно этим мы с вами займемся на следующем уроке письма. Нам предстоит научиться писать слова с буквами парных по звонкости-глухости согласных звуков на конце слова и перед другими парными согласными, когда они таят в себе опасности.

У - Всем спасибо за работу! Отметьте своё настроение от урока на личике мальчика.

Регулятивные УУД (оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные УУД ( умение анализировать, выделять главное)

Личностные УУД-реализация компетентностного подхода.

Личностные УУД (рефлексия).

Литература.

  1. Букварь (автор М.С. Соловейчик и др.), с.68-69;

  2. «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» И.И. Бондарева и др.

  3. «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Ковалёвой Г.С. , Логиновой О.Б.

  4. «Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать»», Соловейчик М.С. и др.

  5. « Как проектировать универсальные учебные действия» под ред. А. Г. Асмоловой

  6. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» изд. Просвещение.

© 2010-2022