- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа воспитания младших школьников
Программа воспитания младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подгорная Т.Ф. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа составлена:
август, 2012 год
Срок реализации программы:4 года.
Пояснительная записка.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
-
Развивать умение общаться и сотрудничать.
-
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
-
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
-
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. «Здоровье»
Цель:
Демонстрация учащимся значимости их физического и психического здоровья.
Задачи:
-
знакомство с опытом поколений и традициями сохранения здоровья;
-
формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья.
Виды деятельности классного руководителя:
-
сотрудничество с фельдшером с целью изучения состояния физического здоровья учащихся в классе;
-
просвещение и консультирование родителей по данному вопросу;
-
организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы внеклассной работы:
- спортивные конкурсы;
- тематические классные часы;
- день здоровья;
- встречи с фельдшером.
2. «Интеллект».
Цель:
Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать самостоятельно и проявлять свои способности.
Задачи:
-
определение круга интеллектуальных возможностей учащихся;
-
формирование культуры развития и интеллектуального совершенствования.
Виды деятельности классного руководителя:
-
сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
-
организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
Формы внеклассной работы:
- конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- интеллектуальные марафоны;
- родительские лектории.
-
«Общение».
Цель:
Передача знаний, умений и навыков социального общения.
Задача:
Формирование культуры общения в системах: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».
Виды деятельности классного руководителя:
-
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
-
организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- тренинги общения учащихся и их родителей;
- родительские лектории.
-
«Нравственность».
Цель:
Помочь осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
-
формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
-
формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.
Виды деятельности классного руководителя:
-
воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
-
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- организация цикла нравственных бесед;
- родительские лектории.
-
«Досуг».
Цель:
Создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
-
использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
-
изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
-
постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
-
использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности классного руководителя:
-
изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
-
предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;
-
стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Формы внеклассной работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- театрализованные представления.
-
«Гражданин».
Цель:
Формирование патриотизма, знание своих прав и обязанностей, знание о правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе.
Задачи:
-
формирование у обучающихся правовой культуры;
-
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
Виды деятельности классного руководителя:
-
изучение с учащимися правовых норм государства;
-
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- беседы.
«Семья».
Цель:
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по вопросу формирования развитой личности.
Задачи:
-
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
-
организация психолого-медико-педагогического просвещения родителей через систему родительского всеобуча;
-
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
Виды деятельности классного руководителя:
-
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка;
-
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы, праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;
- экскурсии, викторины;
- индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.
Участники программы:
- учащиеся класса;
- родители; бабушки, дедушки;
- педагоги; администрация школы.
Этапы реализации программы:
Этапы
Сроки
Содержание
Ответст.
Подготовительный
Август 2012 г.
Составление программы, утверждение плана работы
Классный руководитель
Основной
Сентябрь 2012 г. - Май 2015 г.
Реализация программы
Классный руководитель
Итоговый
Май 2015 г.
Подведение итогов
Классный руководитель
Ожидаемые результаты:
- устойчивые положительные результаты обучения;
- проявление уважительного отношения к старшим;
- развитое чувство гордости, любви к родному краю;
- высокий уровень формирования негативного отношения к вредным привычкам;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;
- расширение кругозора детей.