Разработка урока по окружающему миру 2класс на тему Космос

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по окружающему миру 2класс на тему КосмосРазработка урока по окружающему миру 2класс на тему КосмосОткрытый урок

Тема «Небесные гости (кометы, астероиды, метеориты)».

Цели и задачи урока:

1. Закрепить знания о Солнечной системе, о месте Земли в Солнечной системе.

2. Дать представление о космических телах: астероидах, кометах, метеорах, метеоритах; закрепить основные понятия и термины по данной теме.

3. Воспитать интерес к окружающему миру.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания (тест).

  2. Сообщение темы урока (слайд 1)

-Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить на уроке? (Выслушиваются мнения детей).

-Итак, теперь вы знаете, что вокруг Солнца движется 8 планет. Среди них есть большие, похожие на Юпитер и Сатурн, и планеты не очень большие, как Земля и Венера. Должна вам сказать, что есть еще много тысяч планеток - крошек. Большинство из них разместились между Марсом и Юпитером (слайд 2). Это астероиды, т.е. «звездоподобные» (похожие на звезды). Невооруженным глазом увидеть их нельзя. Да и в телескоп даже наибольшие из астероидов видны как светящиеся точки. Но так же выглядят и звезды, если их рассматривать в телескоп.

Среди множества астероидов есть большие и маленькие. Больше других астероидов Церера, названный по имени одной из римских богинь. Эта малая планета достигает тысячи километров в диаметре. Остальные меньше: от нескольких сотен километров до совсем маленьких (не более одного километра).

Многие астероиды по форме отличаются от шаров. А ведь мы привыкли к тому, что Солнце, планеты и их большие спутники имеют шарообразную форму. На что же похожа такая нешарообразная малая планета? Скорее всего, на большую глыбу, мчащуюся вокруг Солнца. Взгляните на изображение астероида Гаспи (№ 951) (слайд 3). Это самый первый астероид, поверхность которого удалось сфотографировать с близкого расстояния. Снимок сделан в октябре 1991 году, когда американская автоматическая межпланетная станция «Галилео» пролетела всего в 16 тысячах километров от астероида. Хорошо видно, что астероид похож на бесформенную глыбу, напоминающую некоторым картофелину. Эта «небесная картофелина» имеет в длину более 16, а в ширину более 12 километров. Есть на ней и настоящие кратеры. Среди астероидов могут оказаться совершенно необычные, например такие, у которых есть крошечные «луны» - спутники.

- Кроме астероидов на ночном небе можно наблюдать и звезды-метлы (слайд 4). Странное название, не правда ли? Разве звезда может быть метлой, которой подметают дворы или улицы? Конечно, нет. Но именно «звездами-метлами» древние китайцы назвали пугавшие всех необыкновенные хвостатые светила. А древние греки говорили о «волосатых звездах». От них и пошло слово «комета», которое мы употребляем сегодня. На Руси комету тоже называли «волосатой звездой», а иногда хвостатой.

Пока комета бесхвостая, на нее никто, кроме астрономов не обращает внимание. Но когда на небе появлялось хвостатое светило и на протяжении многих ночей медленно ползло среди звезд, многие люди в старину начинали буквально дрожать от страха. Им казалось, что они видят в комете отрубленные человеческие головы, окровавленные мечи и кинжалы. Ничего подобного там, конечно, нет. Не понимая, что такое «комета», наши предки боялись их еще и потому, что принимали кометы за небесные знаки, предвещавшие войны, болезни или вообще конец света.

Так что же такое комета? (слайд 5) Конечно, это большое небесное тело. Хвосты комет иногда тянутся на сотни миллионов километров, а передняя часть кометы, которую называют головой, бывает не меньше Солнца. Кажется, что если бы вдруг комета столкнулась с Землей, то наша планета тотчас разлетелась бы на куски. Но, к счастью, кометы хоть и большие, но по сравнению с Землей очень легенькие небесные тела. В кометных хвостах так мало вещества, что через них просвечиваются звезды. Из газа и пыли состоит голова кометы. Только самая яркая часть головы, которую называют ядром, напоминает увесистую огромную льдину или снежный ком

- Падают ли звезды с неба?

Такой вопрос у вас уже, наверное, возникал. Наблюдая звездное небо, вы могли видеть необыкновенное астрономическое явление - «падающие звезды». (слайд 6)Чаще всего «падающие звезды» не очень яркие. Они неожиданно появляются и почти мгновенно исчезают. Очень редко наблюдаются «звездные дожди» - настоящие ливни из «падающих звезд». Так, 12 ноября 1833 году «звезды» падали, подобно хлопьям снега. Каждую секунду их появлялось до двадцати, за час - более 70 тысяч. Но когда «звездный дождь» закончился, на небе все звезды, видимые невооруженным глазом, остались на своих местах…

Так что же это - «падающая звезда»? «Падающие звезды» никакого отношения не имеют к звездам. Это метеоры. Метеоры - это научное название «падающих звезд». Метеоры бывают разных размеров: от крохотной метеоритной частицы до большого камня и даже целой глыбы.(слайд 7, и 8) Тогда это не просто метеор, а очень яркий метеор - болид (от греческого «болидос», т.е метательное копье). Бывает даже слышен грохот, напоминающий гром. Космическое тело долетает до земной поверхности и врезается в нее, образуя воронку (кратер). Такие упавшие с неба камни или куски железа называют метеоритами (метеорит - это остатки комет или астероидов).

(Демонстрация фрагмента фильма «Космос - выживание» ВВС).

-Когда-то метеориты считали священными. Умершему человеку вкладывали в руки кусочек метеорита как пропуск на небо, веря, что там после смерти продолжится жизнь хорошего человека. В наше время ученые астрономы собирают коллекцию метеоритов и внимательно изучают каждый из них. Ведь кроме метеоритов и доставленных на Землю образцов лунного грунта ученые не могут в своих лабораториях исследовать никакие другие вещества из космоса.

А «падающая звезда» - это крохотная космическая (метеорная) частичка или камешек который с большой скоростью врезается в земную атмосферу, разогревается в ней и вспыхивает на высоте 100 километров. До встречи с Землей такие метеорные частички долго носились в космическом пространстве и, как говориться, не подозревали, какая участь их ждет при встрече с Землей.

3.Итог урока:

- Как вы сейчас видели, наша Земля проходит долгий и мучительный путь. На сегодняшний день известна человечеству только одна планета, на которой есть жизнь (слайд 9). Планета, на которой мы родились, живем, растем, радуемся Солнцу, снегу, радуге. Планета, которой нет подобной во Вселенной. И эта планета - Земля.

- После сегодняшнего нашего урока мне бы хотелось, чтобы вы другими глазами посмотрели на Землю, на которой мы с вами живем.

-Что бы вы могли сделать, чтобы хоть как-то облегчить жизнь нашей планете? (ответы детей)

- Урок мне хотелось бы закончить словами (Презентация 9 слайдов):

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету,-

Ведь другой, похожей, нету.

3.Домашние задание: с.100-103. Составить рассказ по рисунку-схеме «Мое путешествие на космическом корабле».



Разработка урока по окружающему миру 2класс на тему Космос

Учитель Халилова Земфира Аликовна

© 2010-2022