Рабочая программа элективного курса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2»








«Нравственные основы семейной жизни»

Элективный курс

10-11 класс

на 2014-2015 учебный год



















Учитель:

Колесникова Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория



Целинное, 2014 г.



В УМК «Нравственные основы семейной жизни» входят: - Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни»; - 2 учебных пособия для старшеклассников (по одному для 10 и 11 класса); - 2 Методических пособия для учителя (по одному для 10 и 11 класса); - 2 Хрестоматии для учителя (по одной для 10 и 11 класса); - Мультимедийное сопровождение учебного курса для 10 и 11 классов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Описание программы курса Актуальность Социально-педагогическая Семья - основа любого государства. Ведущими функциями семьи является рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного опыта новому поколению. Пока крепка семья, государство будет сильным. Иван Александрович Ильин называл семью первичным лоном человеческой культуры. «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями, чувствованиями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа».1 Русский мыслитель подчеркивал, что «человеческая семья - это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновение народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи»2. В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всём мире. Этот кризис может привести к катастрофе и современную цивилизацию в целом, и отечественную государственность и культуру, в частности. Начиная с 90-х годов в России наблюдается отрицательный прирост населения. Уже почти 20 лет смертность превышает рождаемость. Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны. При таких тенденциях в России существует реальная опасность утраты человеческих ресурсов для обеспечения обороноспособности страны и производства материальных благ. Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы. И сегодня демографический вопрос становится вопросом нашей национальной безопасности. Огромную роль в сокращении рождаемости играет разрушение престижа семьи и традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение технологий демографического сдерживания. Сокращение населения обусловлено не столько экономическими трудностями, сколько падением духовности и нравственности. Одной из основных причин низкой рождаемости в настоящее время является ориентация жизни на культ потребления и получения удовольствий. В содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем, тем более слабом и беззащитном ребенке. Демографический кризис во многом связан с разрушением духовно- нравственных ценностей. В современном российском обществе все более явной становится проблема конфронтации ценностей традиционной культуры и ценностей контркультуры. Это негативно отражается на жизни современной российской семьи, является одной из основных причин рассогласованности в сфере супружеских и детско-родительских отношений, искажения процесса семейного воспитания, неподготовленности детей к самостоятельной жизни. За прошедшее столетие в нашем Отечестве постепенно нарушилась трансляция семейных традиций. В связи с социальными преобразованиями XX века, войнами, духовно-нравственными деформациями во многих семьях прервалась преемственность педагогических традиций. Октябрьская революция явилась переворотом не только в политической системе, но и в системе ценностей, включая семейные. У многих современных родителей отсутствуют четкие представления о закономерностях становления внутреннего мира ребенка, целях и содержании воспитания детей в разные периоды их развития. Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни молодому поколению. Научно-теоретическая Семья является феноменом, постижение которого требует не узкодисциплинарного подхода (психологического, культурологического, социологического, утилитарно-правового или этического), а системного, который объединял бы все эти подходы. Он должен основываться на общемировоззренческих основаниях, которые в полном объеме может дать только отечественная духовно-нравственная традиция. На личностном уровне учащегося Для старшеклассника, как и для любого человека, характерно внутреннее стремление к счастью. Достижение этой цели во многом завит от того, готов ли он создать счастливую семью. На пути к семейному счастью есть много сложностей. Молодой человек часто не знает, как поступить в той или иной ситуации, связанной с жизнью семьи, не имеет представлений о правильном устроении семейной жизни, не видит реального примера счастливого брака. Сложность задачи заключается и в том, что в современном информационном и социальном пространстве, в котором находится старшеклассник, существует масса ложных мнений и стереотипов, связанных с семейной жизнью, бытует множество антисемейных и антиродительских установок. Даже если у молодого человека сформированы позитивные стремления создать крепкую и гармоничную семью, в таких условиях ему очень трудно их реализовать. Тем более, почти невозможно достичь семейного счастья тем молодым людям, у которых эти позитивные стремления и установки не сформированы. Неудачные попытки создать гармоничную семью завершаются для многих современников жизненными трагедиями, в конечном итоге - потерей смысла жизни. Цель курса «Нравственные основы семейной жизни» - помочь старшеклассникам справиться с перечисленными выше трудностями на пути становления их личности и создания гармоничной семьи. Для воспитательной системы школы Предмет «Нравственные основы семейной жизни» несёт в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию. Он предоставляет дополнительную возможность расширить сферу партнёрства и взаимодействия участников педагогического процесса: педагогов, учащихся и их родителей, предполагает привлечь родителей и других членов семей старшеклассников к участию в педагогическом процессе. Это может способствовать гармонизации семейных отношений в семьях на уровне детско-родительских отношений. Новизна программы До революции не было необходимости создания учебного курса по семейной культуре, поскольку трансляция положительного опыта семейной жизни достаточно хорошо осуществлялась в рамках семейного воспитания. Об этом свидетельствуют статистические данные: практически полное отсутствие разводов (только 3%), существование многодетных семей (в среднем пять детей в семье), почти полное отсутствие абортов и случаев отказа от детей и стариков. После Октябрьской революции многие семейные традиции начали разрушаться. Возникла необходимость создания специальных учебных программ по подготовке к семейной жизни. В нашей стране существовало несколько программ полового воспитания подрастающего поколения. В 1920 - 30-е гг. XX века были выработаны установки в отношении сознательного поведения в сфере пола, половое воспитание имело определенную связь с другими областями учебно-воспитательной работы. Половое воспитание в указанный период разрабатывалось в рамках педологии. Ценной идеей педологии был комплексный подход в изучении развития ребенка, основанный на использовании психологических, анатомо- физиологических, социологических и других знаний. Однако в 1936 году педология была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. В связи с этим и половое воспитание детей стало закрытой темой. В конце 60-х годов XX века после долгого перерыва в советское школьное образование стали вновь вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы; были открыты кружки и клубы, деятельность которых основывалась на освещении тем любви, брака, пола и сексуальности. Отдельные элементы подготовки учащихся к семейной жизни включали в свою работу учителя- предметники. В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». В течение десяти лет она повсеместно внедрялась в общеобразовательные школы и получила положительные отзывы как учащихся, так и от педагогов. Кроме того, по решению Министерства просвещения СССР с 1983 года в программы школ страны были введены обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» для учащихся 8-го класса. В ходе осуществления данных программ целью школьники целенаправленно готовились к ответственному супружеству, формированию полового самосознания. Однако реализация этой цели затруднялась, поскольку отсутствовали специалисты-психологи. Занятия проводились учителями-предметниками, методика обучения нередко сводилась к сухому чтению лекций. В постсоветский период начали распространяться различного рода программы сексуального просвещения. Эти программы были составлены с грубым нарушением принципов культуро- и природосообразности. Начиная с 90-х годов XX века в нашей стране наметилась тенденция замены полового воспитания сексуальным просвещением. В частности, была разработана и внедрена программа «Половое воспитание российских школьников». С точки зрения строго научного подхода, подмена понятия «пол» понятием «сексуальность» недопустима. Понятие «пол» гораздо шире, чем понятие «сексуальность», помимо физиологических отношений, оно включает широкий спектр духовно-нравственных и социальных отношений между мужчинами и женщинами. Семья выполняет не только репродуктивную функцию, но и коммуникативную, воспитательную, хозяйственно- экономическую и другие функции. Подготовка к семейной жизни не может сводиться только к натуралистическому изучению физиологии. Сужение многообразия семейных отношений до биологического уровня принижает достоинство человеческой личности, игнорирует душевные и нравственные сферы его бытия, препятствует созданию гармоничной семьи, вступает в острое противоречие с традиционными культурными ценностями. В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций. В 1992 году, после выхода нового закона «Об образовании», преподавание курса «Этика и психология семейной жизни» не было включено в учебные планы, хотя и не было отменено. Многие учителя продолжали вести занятия пр курсу, однако потребность переработки программы 1982 года по данному предмету была ощутима. Проблематика семейной жизни рассматривалась в курсе «Мир дому твоему», разработанном доктором психологических наук Т.А. Флоренской. В начале 2000-го года появились программы и учебные пособия православной конфессиональной ориентации (См.: «Нравственные основы семейной жизни» Герасевич Е.В., Рябкова Л.М., Петрова Н.И., 2004; учебное пособие «Культура семьи» / Сост.: Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г., Сараева А.А. и др.). Предлагаемая примерная программа для старшеклассников общеобразовательных школ является одной из первых в постсоветский период разработок, закладывающих знания, относящиеся к сфере семейной жизни. Впервые представлен учебный курс, объединяющий опыт и знания науки, богословия и традиций российской культуры. Советский вариант курса - «Этика и психология семейной жизни» - рассматривал семейную жизнь как предмет изучения, прежде всего, с идеологической точки зрения и охватывал не все её аспекты. В нём затрагивались, главным образом, психофизические, психосоциальные и этические стороны семейной жизни. Вопросы экзистенциальные и антропологические, духовные почти не поднимались. В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и её места в социуме, а также проективности личности - в аспекте построения ею будущей семьи и др. В существовавших ранее программах отсутствовал системный подход, включающий одновременно психолого-педагогический, богословский и культурологический анализы. Данная программа предполагает изложение более современных, полных и упорядоченных представлений о семейной жизни, синтезирует знания разных научных областей: психологии и культурологии, христианской этики и богословия (теологии). С точки зрения содержания и технологии преподавания, информационный подход, взятый за основу в курсе «Этика и психология семейной жизни», представляется нам недостаточным, поскольку он способствовал значительному снижению мотивации учащихся. Форма подачи материала часто носила лекционный характер, содержание учебного материала данного курса не было личностно ориентированным, поэтому предмет был не так интересен учащимся. Не хватало «проживаемости» содержания учебного материала данного курса. Предполагается, что в преподавании курса «Нравственные основы семейной жизни», наряду с когнитивным подходом, будут применяться интерактивный и ценностный подходы. Это требует от преподавателя особых усилий по созданию условий, благоприятствующих формированию у старшеклассников собственной иерархической системы личностных ценностей, которая была бы ориентирована на традиционную систему ценностей семейных. Интегративный подход будет способствовать не формальному заучиванию учебного материала, а внутреннему принятию его содержания как личностно значимого. Ценности семейной жизни должны переживаться и присваиваться учащимися, выстраиваться в особую иерархию сообразно значимости для подростков. Объект, цели, задачи и принципы изучения курса «Нравственные основы семейной жизни» представляют собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний о семье. Целью курса является введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи. Миссия курса: укрепление основ семейной жизни в российском обществе. Задачи:

  • ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов;
  • формирование у старшеклассников основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
  • содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;
  • пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью;
  • снижение и предотвращение риска на пути к проектированию и созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи;
  • ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем;
  • обучение основам психологической, культурологической и духовно- нравственной безопасности в сфере семейных отношений;
  • помощь старшеклассникам в решении ими смысложизненных проблем.
Система семейных ценностей, традиционных для отечественной культуры. Каждому человеку присуща собственная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Поскольку «ценности» выступают в качестве регуляторов поведения, взрослое сообщество должно осознанно и ответственно относиться к духовному качеству тех ценностей, которые формируются у подрастающего поколения. В данном курсе должны быть рассмотрены следующие базовые семейные ценности:
  • семья, отец, мать, отцовство, материнство, дети, многодетность, счастливое детство;
  • супружество, мужественность, женственность;
  • человек, жизнь, здоровье, трезвость, целомудрие, воздержание;
  • общение, дружба, любовь, семейное счастье, верность, пожизненность брака;
  • взаимное уважение членов семьи, искренность, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, отзывчивость, жертвенность, милосердие;
  • умение прощать, терпение, терпимость к недостаткам других;
  • мир в семье, духовное единение супругов, родство душ;
  • традиционный семейный уклад, семейные традиции, честь семьи;
  • благочестивое воспитание, почитание старших, послушание;
  • семейный труд, общественное служение, свободное стремление к добру, ответственность за семью и перед семьёй (родом);
  • любовь к Родине, служение Отечеству;
  • дом, достаток, хозяйственность, рачительность.
Принципы преподавания курса Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» должно соответствовать нормам и требованиям современной российской педагогики и традиционной для России семейной культуры. Эти требования раскрываются в принципах, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей деятельности. Среди основных принципов следует назвать: Группу методологических принципов Принцип культуросообразности - учет современных социокультурных условий и семейных традиций народов России. Принцип системности - использование системного подхода к раскрытию семейной проблематики. Принцип дополнительности - дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин гуманитарной и естественнонаучной направленности. Принцип доступности - предоставление старшеклассникам возможности для знакомства со сложными феноменами и проблемами семейной жизни в доступной форме; техническое облегчение освоения этой сферы знаний и человеческого опыта. Принцип наглядности - использование в содержании курса выразительных средств - зрительных образов (фотографий, картин, рисунков, фрагментов видеофильмов), слуховых образов (музыкальных средств и аудиолекций), литературных образов и пр. Принцип доверительности - достижение воспитательных и образовательных задач курса на основе доверительных отношений между учителем и учениками в классе. Принцип диалогичности - раскрытие полноты содержания предмета средствами диалогизации, привлечение старшеклассников к участию в этически значимом диалоге по форме и по мысли. Принцип этической сокровенности - соблюдение конфедициальности информации личного характера. Вопросы семейной жизни касаются лично каждого участника педагогического процесса, поэтому от педагога требуется особая тактичность, деликатность, осмотрительность в подаче учебного материала, владение тактиками гармонизации общения и избегания ситуаций напряженности, связанных с болевыми сторонами душевной жизни старшеклассников, их родителей и родственников, а также осознание меры собственной дистанцированности от учащихся. Принцип индивидуального подхода - преподавание материала курса с учётом индивидуальных особенностей его восприятия учениками, которое во многом зависит от их опыта жизни в родительской семье, уровня культуры, развитости мышления и других факторов. Группу антропологических принципов Принцип природосообразности - учёт половозрастных особенностей старшеклассников. Старшему школьному возрасту соответствует этап выработки собственного мировоззрения, личностного самоопределения, подготовка к самостоятельной (в т.ч. семейной) жизни, что требует осознания половой спецификации. Принцип персоналистичности - уважение личного опыта и личной системы ценностей старшеклассников. Группу онтологических принципов Принцип экзистенциального переживания - раскрытие содержания материала курса на основе живого личностного ценностно-смыслового восприятия и переживания старшеклассниками конкретных явлений семейной жизни. Принцип ценностного восхождения - раскрытие с учетом принципа от частного к общему ценностной картины семейной жизни, создание в процессе изучения курса, общения педагога и старшеклассника позитивного восприятия брака. Принцип соотнесённости опыта старшеклассника с традицией родительской семьи и национальными семейными традициями. Принцип событийности - раскрытие ценностей семейной жизни в ситуации полноценного личностного общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, родителями, другими членами общества. Принцип смысложизненной направленности - осмысление старшеклассниками собственного существования, поиск смысла жизни, проектирование собственной семейной жизни. Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЕГЭ, поступление в вуз и пр.), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия. Структура программы курса Программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на изучение по выбору в рамках реализации задач «Формирования духовно-нравственной личности» (ст. 9. ст. 14. поправки к Закону «Об образовании РФ» от 01.12.2007 г.) в 10-11 классах средней общеобразовательной школы в объеме 1 час в неделю. Программа курса направлена на подготовку школьников к осознанной выработке личной мировоззренческой позиции, на развитие самосознания учащихся в сфере семейных отношений. В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет материал учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, о взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми, о смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как «Религиозная культура и светская этика», «Обществоведение», «Биология», «История», «Литература». Содержание учебного предмета «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей. Курс «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи. Требования к учителю Преподавание курса «Нравственные основы семейной жизни» требует от учителя личного освоения содержания курса, что предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на традиционные базовые семейные ценности. В связи с этим учитель должен иметь установку на саморазвитие и самовоспитание, работу над собственными недостатками в характере, высокий уровень самокритичности. В процессе преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» учитель должен ориентироваться не столько на когнитивное содержание предмета, сколько на ценностное восприятие его учащимися, наблюдение за тем, как относятся старшеклассники к обсуждаемым вопросам и проблемам. Одним из требований к преподаванию курса является принятие учителем позиции ученика, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, достичь счастья. От учителя требуется умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы учеников, уметь адекватно реагировать на возможные провокации на уроке. Ученики сами хотят видеть перед собой того «значимого взрослого», на которого они бы хотели походить в своей жизни, который бы стал для них примером. Учитель должен при отборе и подаче материала быть предельно осмотрительным, учитывать возможную «болевую» реакцию на ту или иную изучаемую проблему, поскольку в настоящее время многие учащиеся живут в дисгармоничных (неполных, конфликтных, созависимых и пр.) семьях. Учитель должен быть готовым к появлению у старшеклассников желания дополнительно общаться вне урока, к продолжению разговора «душа к душе». Преподаватель должен учитывать наличие барьеров в общении, вызванных разницей возраста, пола, социального статуса, предварительной психической травматизацией одного из участников общения. Он должен также учитывать смысловые барьеры, когда наличие одного и того же явления несет для коммуникативных партнеров разную смысловую нагрузку. Несовпадение смыслов приводит к недопониманию и неэффективности общения в ходе педагогического процесса. Учебно-методическое обеспечение курса Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», должен строиться с учётом необходимости развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к изучаемому материалу и актуализации потребности школьников в его изучении. Осуществлению этой задачи способствует широкое применение художественно-образных, диалоговых средств обучения на основе использования информационных технологий, создающих возможности включения широкого культурного контекста в изучаемый материал, активизации познавательных интересов учащихся при работе с современными медиаресурсами. В качестве учебно-методического обеспечения курса «Нравственные основы семейной жизни» предусмотрены: УМК для учащегося и содержательно связанный с ним УМК для учителя. УМК для учащегося должен включать в себя учебное пособие с мультимедийным приложением. Учебное пособие и мультимедийное приложение должны иметь общую структуру содержания и быть взаимосвязаны. УМК для учителя должен включать в себя Хрестоматию для учителя, Методические рекомендации по организации обучения и мультимедийное приложение к ним. Мультимедийное приложение должно содержать учебно- дидактические материалы учебника, дополнительные материалы по отдельным темам, а также специальные программы создания презентаций из предлагаемых информационных ресурсов. Информационная «избыточность» УМК должна быть обеспечена возможностью целенаправленного использования ресурсов сети Интернет и других медиаресурсов, что позволит учителю оперативно осваивать для себя новые источники педагогических средств. Технология преподавания курса Особенностью технологии преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» является системное использование учителем средств мониторинга процесса усвоения содержания курса учащимися: методик анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения, анализа творческих работ и др. Технология преподавания курса предполагает также следующие компоненты: Педагогический маневр - УМК создает условия для вариативной разработки форм реализации содержания курса, использования разнообразных дидактических ресурсов, позволяющих учителю гибко реагировать на ситуацию, складывающуюся в классе в процессе изучения курса. Тестирование и анкетирование - мониторинг класса, позволяющий оперативно отслеживать усваиваемость материала курса, значимость его для учащихся и наличие затрудняющих изучение курса личностных проблем у старшеклассников. Проектирование педагогической ситуации на уроке - владение учителем умениями и навыками проектной работы для построения эффективного преподавания курса. Привлечение новых педагогических ресурсов - использование для раскрытия содержания курса различных материалов, таких как видеофильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; интернет-ресурсы; семейные архивы и рассказы родственников, друзей и т.д. Активизация деятельности учащихся может осуществляться путем использования творческих заданий, семинаров, диспутов, просмотра и обсуждения фильмов, прослушивания и обсуждения песен и др. Предупреждение рисков средствами мысленного моделирования старшеклассниками своей будущей семейной жизни: перспективное видение, предупреждение возможностей манипулирования в проектировании семейных отношений - навязывание абортивного мышления, пробного брака, стимулированного брака, скороспелого брака, внушение неизбежности и неразрешимости семейных конфликтов, распада семьи и др. Сотрудничество педагога, старшеклассников и родителей предполагает создание доверительной атмосферы, позволяющей учителям, учащимся и их родителям совместно осваивать содержание курса. Привлечение новых педагогических ресурсов - использование для раскрытия содержания курса различных материалов, таких как видеофильмы, музыкальные произведения, произведения живописи и классической литературы, народного творчества; интернет-ресурсы; семейные архивы и рассказы родственников, друзей и т.д.

Построение учебника. Учитывая особенности содержания курса, представляющего сложную для понимания систему ценностей, авторам УМК следует уделить особое внимание обеспечению эмоциональности восприятия учащимися материала за счет включения в текст учебных пособий рисунков, иллюстраций, крылатых выражений, эпиграфов и пр. Текст учебника должен быть структурирован по тематическому признаку и снабжен аппаратом для самостоятельного изучения материала учащимися. В текст учебного пособия должны быть вставлены навигации, подсказывающие учащемуся, в каком месте и к какому учебно-дидактическому материалу мультимедийного приложения необходимо обратиться в том или ином случае. Кроме того, в тексте учебного пособия должны быть использованы цветовые выделения слов, обозначающих основные понятия и определения курса, материал о которых должен содержаться в мультимедийном приложении. Педагогическое общение в процессе преподавания курса «Нравственные

основы семейной жизни» должно строиться на опережающем рациональное

знание переживании образа той ценности, которая служит предметом,

объединяющим учащихся и учителя.

Для создания такого образа могут применяться художественные средства, примеры реальных событий, непосредственное общение с носителями этих ценностей. На следующем этапе должна осуществляться вербализация опыта непосредственного эмоционального переживания, что позволит включить в педагогический процесс процессы осознания и осмысления. Только после такой проработки возможно углубление понимания на основе объяснений учителя, обогащение разработки форм реализации содержания курса, использования разнообразных дидактических ресурсов, позволяющих учителю гибко реагировать на ситуацию, складывающуюся в классе в процессе изучения курса. Формы проведения занятий Ведущая форма обучения - урок-семинар (или обсуждение в группах) с привлечением учителем и учащимися данных, касающихся изучаемой темы (доклады, рефераты, выступления по заданной проблеме). Методы:

  • культурологической экстраполяции - раскрытие темы на основе произведений отечественной и мировой культуры; активация интереса к теме путём обращения к проблемной ситуации, совместной попытки решить её; самостоятельного научного поиска (реферат, научная работа); апелляция к жизненному опыту и его анализ; гипотетическое рефлексирование (мысленный эксперимент).
  • обращение внимания учащихся на постижение смыслов семейной жизни;
  • пробуждение в старшеклассниках положительной мотивации в обретении ими семейного счастья;
  • пробуждение в старшеклассниках стремления восприятия произведений литературы, живописи, фотоискусства, кинематографа с точки зрения семейных ценностей;
  • раскрытие в старшеклассниках потребностей и пробуждение их творческих способностей (в том числе нравственных и психологических), необходимых им для построения крепкой и счастливой семьи.

- анкетирование, тестирование, самоконтроль, самоанализ. Средства мониторинга В качестве средств мониторинга педагогического процесса можно применять первоначальное и завершающее анкетирование по основным проблемам курса, тестирование (например, выявление типа эмоциональной направленности личности учащихся), наблюдение за эмоциональным откликом учащихся на содержание учебного материала, анализ результатов деятельности (выполнения творческих заданий и др.). Формы контроля знаний Система контроля знаний учащихся в ходе преподавания курса «Нравственные основы семейной жизни» может быть построена по-разному. Во-первых, на основе принципа самоконтроля учащихся - за счёт выполнения ими тестовых занятий для самопроверки в конце каждой темы. Во-вторых, на основе контроля со стороны учителя, осуществляемого в виде выполнения контрольных заданий в классе, помещенных в конце каждого раздела, а также оценок, выставляемых за самостоятельные работы - выполнение творческих заданий, написание рефератов или исследовательских работ и др.
Важным моментом в создании УМК «Нравственные основы семейной жизни» является то, что экспертами этих методических разработок выступают такие известные ученые и постоянные члены Экспертного федерального совета, как

  • Слободчиков Виктор Иванович, руководитель отдела психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор, член-корр. РАО, доктор психологических наук.
  • Филиппов Борис Алексеевич, профессор кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук.
Оба рецензента дали положительные оценки и отметили, что учебные пособия по данному курсу могут принести пользу не только старшеклассникам, но и взрослым людям. Обращаем ваше внимание на то, что данный курс нацелен на воспитание семейных ценностей. Но для того, чтобы сформировать эти ценности, недостаточно достичь только интеллектуального восприятия предложенного материала. Педагогу необходимо сформировать у учащихся определенный душевный настрой, способствовать тому, чтобы их сердца отозвались и души раскрылись к восприятию жизненно важных ценностей. Поэтому в помощь учителю авторы разработали большое количество аудио и видео материалов. Так, например, только по 10 классу разработано 76 аудио- и видеоматериалов. Преимущественное большинство из них предназначено для демонстрации на уроке. Другие (к ним относятся, прежде всего, аудиоматериалы) призваны оказать существенную помощь при подготовке учителя к урокам по данному курсу.




Календарно-тематическое планирование 10 класс

n/n

Наименование тем

Количество
часов


Введение Что такое счастье и как его достичь?


Раздел I. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

13 Глава I. Кто я?

6 Тема 1.1. Направленность личности

1 Тема 1.2. Понятие личности

1 Тема 1.3. Тайна возраста. Особенности общения со сверстниками.

2

Тема 1.4. Тайна пола. Различия между юношами и девушками в темпах взросления.

2 Глава II. Я и Другие

7 Тема 2.1. Быть или казаться. Ценность человеческого общения. Образ и имидж.

2 Тема 2.2. Стыд и совесть. Что такое стыд? Что такое совесть?

1

Тема 2.3. Дружба и любовь в жизни человека. Что такое любовь?

2 Тема 2.4. Мужественность. Что такое настоящая мужественность?

1 Тема 2.5. Женственность

1 Раздел II. ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

19 Глава III. Добрачные отношения

7 Тема 3.1. Любовь и влюблённость. Первая любовь. Испытание чувствами.

3 Тема 3.2. Предбрачный период

2 Тема 3.3. Союз двух родов. Две половинки…

2

Глава IV. Свадьба. Начало совместной жизни

4 Тема 4.1. Самый важный день. Венчание.

2 Тема 4.2. Первый год совместной жизни

2 Глава V. Молодые родители

8 Тема 5.1. Семья в ожидании ребёнка

3 Тема 5.2. Чудо жизни. Молодая семья с новорожденным

2

Тема 5.3. «Не убий»

3 ВСЕГО

32 + 2 (резервные)














Календарно-тематическое планирование 11 класс


п/п

Наименование тем

Количество
часов

Раздел I.

ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

4

Глава 1.

Особенности зрелой семьи

4

Тема 1.1.

Родители и дети. Значение детей в жизни семьи

1

Тема 1.2. Уроки семейного взросления

1

Тема 1.3. Семейные конфликты

1

Тема 1.4. Супружеское многолетие

1 РАЗДЕЛ II.

Я - СЕМЬЯ - ОБЩЕСТВО

18 Глава 2.

Семья - основа всякого общества

5

Тема 2.1. Типы и функции семьи

1

Тема 2.2. Значение семьи для общества

1

Тема 2.3. Семья и государство. Вопросы демографии

1

Тема 2.4. История семейной политики в России

2

Глава 3.

Устроение жизни семьи. Личность и семья

8

Тема 3.1. Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа

2

Тема 3.2. Жена - хранительница домашнего очага

2

Тема 3.3. Положение детей в семье

2

Тема 3.4. Старшие члены семьи

2

Глава 4.

Семейное воспитание

5

Тема 4.1. Традиции семьи, рода, народа

1

Тема 4.2. Воспитание чести и долга в семье

1

Тема 4.3. Патриотическое воспитание в семье

1

Тема 4.4. Трудовое воспитание в семье

1

Тема 4.5. Половое воспитание в семье

1

РАЗДЕЛ III.

ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?

11

Глава 5.

Религиозные основы семьи

5

Тема 5.2. Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

2

Тема 5.1. Семья в религиозной традиции

1

Тема 5.3

Святые семейства. Святые покровители семьи

2

Глава 6.

Семья в моей жизни

7

Тема 6.1. Радость семейной жизни

2

Тема 6.2. Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

1

Тема 6.3. Семейное счастье - миф или реальность?

3


Итоговое занятие

1

Всего

34 часа



1 Ильин И.А. Путь духовного обновления / Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993. С. 199.

2 Ильин И А. Значение семьи/ Ж. «Просветитель», № 1, 2006. С. 23-27.

2



© 2010-2022