Заочное путешествие Здравствуй, весна!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»













Заочное путешествие

«Здравствуй, весна!».

(Для детей 8-10 лет)

Составитель: Вортоньян

Надежда Гавриловна,

педагог дополнительного

образования ЦТР и ГО «Радуга»







г. Тайшет

2015г.





Тема: Здравствуй, весна! Цель: Актуализирвать собственный опыт детей, «обменяться» этим опытом. Отметить характерные признаки весны в природе. Учить видеть красоту весенней природы, красоту весны, описанную поэтами в стихах. Расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- Разучивание стихов о весне;

- Подбор пословиц поговорок о весне;

- Выращивание маленьких веточек.

Ход занятия.

1.Вводное слово педагога. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие в волшебную страну. Пропуском будет - веточка с зелеными листьями, которые вы вырастили сами. (Дети размахивают веточками, затем ставят их в вазу). А в какую волшебную страну мы попадем, вы узнаете, прослушав это стихотворение. 2. Остановка «Приметы весны». Чтение стихотворения: Голубые, синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На сугробах ломкие льдинки-кружева, Первая проталинка, первая трава.

  1. О каком времени года говориться в этом стихотворении? Значит, мы с вами совершим заочное путешествие в весеннюю страну.
  2. Как вы догадались из стихотворения, что мы отправляемся в гости к весне? (Синее небо, ручьи, проталинки, первая трава).

3. Кто назовет первые весенние приметы? (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернеет, тает; звенит капель). И все эти приметы рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе. Давайте послушаем стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще в полях белеет снег». Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, бегут, и блещут, и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!». Весна идет! весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод толпится весело за ней!

  1. Какая главная примета весны в этом стихотворении? (Ручьи)
  2. И какое у них настроение? Ведь они сами об этом говорят? (Радостное, бурное).
  3. Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле ручьи говорят или нет? (Они журчат, звенят, как будто говорят).
Чтобы волшебство произошло, надо уметь всматриваться, вслушиваться в природу. Те приметы весны, которые вы назвали, мы только видим или и слышим? (Слышим тоже: птицы поют, капель - звенит, ручьи - журчат). Давайте послушаем в записи пение птиц весной.

3. Остановка «Весенние месяцы». Отгадайте загадку:

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает?

Март называют березнем, так как в этом месяце жгли березу на уголь. Март называют еще капельником, протальником. Почему?

В ночь - мороз, с утра - капель,

Значит, на дворе … (апрель).

Апрель на Руси называли цветень - времы первых цветов, ярких весенних красок.

Зеленеет даль полей, запевает соловей,

В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? (Май)

Май на Руси называют «травный». Май самый красивый, самый радостный месяц.

Еще весну называют: Мартовна Подснежниковна, Апрелевна Скворешникова, Маевна Черешникова. (Имя - название весеннего месяца, а отчество - название главного признака этого месяца).

- Когда распускаются подснежники? (В марте).

- Когда прилетают скворцы? (В апреле).

- Когда спеет черешня? (В мае).

- Но весна неторопливо разворачивает свое шествие.

- Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Физминутка Ветер дует мне в лицо, закачалось деревцо (машем руками в сторону лица, руки вверх и качаем руками). Ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше. (качаем руками медленно, встаем на носочки). 4. Остановка «Поэтическая». Чтение стихотворения педагогом И. Токмаковой «Весна»: К нам весна шагает быстрыми шагами. И сугробы тают под ее ногами. Черные проталины на полях видны. Верно, очень теплые ноги у весны. 1.Какое настроение у вас появилось? 2. Кто, по словам автора, спешит к нам быстрыми шагами? (К нам весна шагает быстрыми шагами). 3. Как можно сказать по-другому: шагает - (идет, ступает, спешит…). 4.С кем автор сравнивает весну, кто может шагать ногами? 5. Почему сугро (И сугробы тают под ее ногами). 6. Отчего появились черные проталины на полях? Как об этом говорит автор? (Черные проталины на полях видны). 7. Почему поэтесса решила, что у весны теплые ноги? Как об этом сказано в стихотворении? (Верно, очень теплые ноги у весны).

Чтение стихов учащимися.

Алексей Плещеев.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденеся листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Самуил Маршак

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Афанасий Фет. Весенний дождь.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движетс\ завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листья барабанит. - Общим в этих стихах было то, что весну мы в стихах не только видели, но и слышали. - Как же это получилось? (В стихах говорилось о звуках весны: о шуме воды, о пении птиц, о звуках дождя). - Послушайте такие строки: Шумят Ручьи! Блестят Ручьи! ВзРевев, Река несет На тоРжестующем хРебте Поднятый ею лед! - Здесь сами звуки как бы повторяют шум и рев реки. Поэт такие слова подобрал, которые не только называют «шум», но и сами ш-ш-шумят, не только называют «рев», но и сами р-р-р-евут. - А теперь послушайте дальше и скажите, повтор какого звука помогает автору передать, как шумят листь под его ногой: ЕЩе древа обнажены, Но в роЩе ветХий лиСТ, Как прежде, под моей ногой И Шумен и дуШист. - Что передает шелест листьев? (Шелест листьев передают звуки «ш-ш-ш»).

5. Остановка «Народная мудрость». Ребята, вы дома готовили пословицы и поговорки о весне. Давайте вспомним их. (Дети называют пословицы и объясняют их смысл).

1.В марте день с ночью меряется, равняется.

2. В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

3. Красна весна, да голодна.

4.Апрель теплый, май холодный - год хлебородный.

5. Апрельский цветок ломает ледок.

6. Апрель всех напоит.

7. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

8. Майская травка голодного кормит.

6. Остановка «Картинная галерея».

Мы с вами прибыли еще на одну остановку. Рассмотрите весенние картины. (Педагог оформляет выставку картинами, которые подходят к данной теме.)

- Какие приметы весны вы нашли на картинах?

- Какое настроение вызывает у вас та или иная картина? Почему?

7. Остановка «Творческая».

- Ребята, а теперь попытайтесь написать мини-сочинение на тему «Весна».

Заслушивание 1-2 сочинений.

8. Рефлексия.

- О чем вы говорили на занятии?

- На каких остановках мы побывали?

- Что вам понравилось и запомнилось?


© 2010-2022