Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

[Бебнева инна фёдоровна, учитель мбоу сош №1 г.ковдор, мурманская область]

Редъярд Киплинг

Урок 2.

Тема. «Маугли» - сказка о Законах Джунглей.

Цель. Сравнить сказку с мифом о Ромуле и Реме. Проанализировать, чем мир животных отличается от мира людей. Сформулировать законы джунглей. Сравнить их с законами в человеческом мире.

Информация для учителя. Дома дети самостоятельно читают сказку «Маугли» (либо по детскому адаптированному изданию, либо по «Книге Джунглей»).

I. Литературный источник.

Учитель. Сейчас я вам расскажу легенду о Ромуле и Реме.

Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

Подумайте, что общего между историей их жизни и сказкой о Маугли?

Два брата разделили между собой наследство: одному досталось все золото, другому- корона. Но получивший золото обманул своего брата: ведь имея богатство, нетрудно завладеть престолом. Обманщик боялся за свою жизнь и запретил дочери обманутого (ее звали Сильвией) иметь детей. Но она нарушила его планы и родила от бога Марса близнецов Ромула и Рема. Испугался дядя и приказал рабу своему взять детей и бросить их подальше. Раб положил детей в корыто и отнес их на берег реки. Огромные волны подхватили корыто с детьми и бережно вынесли его на отлогое место, где росла дикая смоковница. По преданию, волчица кормила мальчиков молоком, а прилетавший дятел носил им пищу и берег их.

Их нашел и воспитал пастух. Став взрослыми, они узнали правду о своем рождении, собрали отряд беглецов и разбойников и вернули власть своему деду. Затем они основали собственный город Рим. Ромул стал первым римским царем1.

В этой легенде рассказывается о том, как младенцы спаслись благодаря животным, выкормившим их. Подобная история произошла и с Маугли.

В реальной жизни иногда встречаются случаи (правда, нечасто), когда младенцы, потерянные родителями в лесу, живут там с обезьянами или волками. Но при этом они теряют навыки человеческой речи, их развитие останавливается, они не способны учиться самостоятельно, дичают и уподобляются животным.

П. Что такое «Книга Джунглей».

Учитель. Кто-то из вас познакомился с историей Маугли по детскому адаптированному изданию, а кто-то по «Книге Джунглей».

Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

Скажите, чем отличается «Книга Джунглей»? Из чего она состоит?

«Книга Джунглей» - это сборник рассказов и сказок, созданный в 1894 - 1895 годах, куда входят и восемь сказочных сюжетов о жизни Маугли. Она состоит из двух частей: «Книга Джунглей» и «Вторая Книга Джунглей». В первую входят три истории о Маугли, расположенные одна за другой. Во вторую - шесть, перемежающихся другими рассказами о людях и животных, живущих в Индии.

Мы будем знакомиться только с историей Маугли. Остальные новеллы вы можете прочитать самостоятельно. Читая, мы будем размышлять над вопросом,

Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

«Маугли» - это сказка о животных или о людях?

Читая, вы обнаружили, что в сказке множество героев.

Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

Как в сказке показаны животные? Назовите основных героев.

Животные, как и люди, очень разные. В сказке им присущи человеческие свойств: ум, хитрость, жестокость, благородство, подлость, лицемерие, льстивость, коварство, верность, умение любить. Основные герои - волки Акела, Ракша, Отец Волк, Мать Волчица; питон Каа, пантера Багира, медведь Балу, шакал Табаки, тигр Шер-Хан.

III. Работа с текстом. Выпишите Законы Джунглей.

• Никто не имеет права менять без предупреждения своего участка для охоты.

• Зверям запрещается есть людей, кроме тех случаев, когда они учат своих детей охотиться (вне пределов земли своего племени).

• Каждый волк, вступая в брак, выходит из Стаи, к которой он принадлежал, но, как только его дети подрастут настолько, что смогут держаться на ногах, он должен привести их на Совет Стаи, для того чтобы другие волки признали их. Если идет спор о принятии детеныша в Стаю, за него должны высказаться по крайней мере два члена Стаи, исключая его родителей.

• Если есть сомнение, даровать ли жизнь детенышу, или умертвить его, то жизнь его может быть выкуплена.

• Ударь, а потом говори.

• Народам Джунглей запрещено общаться с Народом Обезьян.

• Раскаянье не заменяет наказания.

• Наказание совершенно искупает преступление.

• Необходимо быть сдержанным, так как жизнь и пища в Джунглях зависят от умения владеть собой.

• Убийство вблизи водопоя, когда уже провозглашен мир, наказывается смертью.

• День дан для отдыха, а ночь - для охоты.

• Часто слово может разрешить проблему без кровавой битвы.

• Пещера волка - убежище, туда нет доступа даже вождю Стаи, даже волчьему совету.

• Нельзя убивать ради забавы.

• Нельзя убивать человека.

• Законы Стаи охраняют малосильных: если ты отбил у слабого дичь, ты должен отдать ему шкуру и лапы.

• Тот, кто утащит в свою пещеру добычу всей Стаи, умрет.

• Повинуйся.

• Человек - повелитель Джунглей.

Сформулируйте, каковы законы людей в сказке «Маугли»?Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

• Люди неравны, они делятся на касты.

• Всей страной управляют англичане.

• Человеческим обществом управляют законы - правосудие.

• Колдунов уничтожают.

• Люди верят в бога.

• Люди убивают слабейшего - для забавы.

Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

Чьи законы вам кажутся более справедливыми? Где, по Киплингу, больше порядка? Почему?

Мир животных в Джунглях живет по строгим законам, нарушение большинства из которых карается смертью. Это жестоко, но это обеспечивает равновесие в Джунглях. Все животные знают законы и понимают, что от их выполнения зависит не только их жизнь, но и жизнь целого племени или стаи. Животные не убивают для забавы и не берут еду, принадлежащую стае. Они живут в равных условиях, среди представителей одной стаи нет высших и низших, им неведомо понятие о кастах. Их законы разумны и справедливы. Люди создали законы, которые, по мнению Маугли, им не нужны и ничего не могут изменить в их жизни. Маугли не принимает деления на касты и веры в бога. Он не понимает, как люди одной «стаи» могут убивать друг друга ради забавы и что такое правосудие. Люди кажутся ему слабыми, жадными, низкими, обманщиками и болтунами. Ему не нравится их жизнь, ему скучно с ними - и он стремится в Джунгли.

Прочтите главу «Нашествие Джунглей».

Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

«Маугли» - книга жестокая или добрая?

Хотя книга и написана человеком, но в ней представлена точка зрения Джунглей, природы, и человек проигрывает в борьбе с ней. Он слишком порочен, зол, мелок, в нем много ненависти, лживости, зависти и глупости. Люди не могут быть достойными противниками - они не составляют стаю, не помогают друг другу. Неслучайно мир людей так часто сравнивается с миром обезьян - презренных Бандер-Логов. Человеку не выжить в мире Джунглей, так как он слишком слаб и неприспособлен. Поэтому он отступает, а Джунгли вытесняют его. Это жестокая, но правдивая книга, она предупреждает человека, что ему не победить природу, так как он сам - ее часть, но забыл об этом. Людям следует учиться мудрости у Маугли, он знает, как выжить в этом мире, как научиться сосуществовать с миром Джунглей.

Урок «Маугли» - сказка о Законах Джунглей»

Что поучительного в этой сказке? Чем «Маугли» отличается от других сказок о животных?

В ней правдиво изображена жизнь животных в джунглях, их нрав, внешность, привычки, характер. Законы Джунглей, придуманные Киплингом, очень разумны и Поучительны для людей.

В «Маугли» представлена точка зрения мира Джунглей на людей, а не наоборот, как обычно. Здесь люди второстепенны, на первом плане - образ мыслей и традиции животных, их правота и сила, их благородство и мужество. Маугли - получеловек-полуволк, он как бы на рубеже между этими двумя мирами. Только такой, как Маугли, может примирить эти два враждующих мира, и люди должны прислушаться к нему, присмотреться к его опыту, чтобы человеческая цивилизация не погибла. Ведь человек, воюя с природой, воюет сам с собой, а значит, он не сможет победить.

1

1 Пересказ сделан по кн.: Плутарх. Избранные жизнеописания. - М.: Правда, 1987.- С. 56 -62.


© 2010-2022