Урок по русскому языку «Работа с текстом», для 2 класса (по системе Эльконина-Давыдова)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2-м классе по системе Эльконина- Давыдова по теме «Работа с текстом» (урок развития речи)

Цели: - упорядочить деформированный текст;

- формировать умение следовать установленной последовательности при списывании текста;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.


  1. Психологический настрой.

  2. Создание учебной ситуации.

- Ребята, у вас на столах лежат словари. Что такое словарь?

(Это сборники различных слов, выражений.)

-Зачем они нужны?

(Проверять написание слов, ударение, объяснять непонятные слова.)

- Какие секреты словарей вы знаете?

(Слова расположены по алфавиту.)

-Умеете ли вы работать со словарями ? (Да!)

- Замечательно! Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите данные в транскрипции слова буквенной записью, проверив в словаре. Работайте в парах. Кто справится с работой- сделайте запись на доске.

На доске: [сло′ва], [прۥидлажэнۥийۥэ], [тۥэкст].

На доске и в тетрадях появляются записи: Слово, высказывание, текст.


  1. Постановка УЗ урока.

- Что общего в записанных словах?

(Это изучает русский язык.)

- Кто может объяснить, истолковать эти понятия?

( Слово - это маленькая единица языка. Если общаться только с помощью слов, то не всегда можно понять человека. Предложение выражает законченную мысль. В тексте много высказываний.)

-Чем текст отличается от отдельного высказывания?

………………………………………………………

-Какую цель поставим на сегодняшний урок?

(Уточним, что такое текст, его признаки.)

-Как это отразим в модели?

В результате обсуждения на доске и в тетрадях появляется такая модель:

текст

? 1. …

  1. Учебно-практическая деятельность - Начнём наше исследование. Нам помогут отрывки из произведений певца русской природы М.Пришвина.

Раздаю карточки.

І. Раз шёл я по берегу ручья и под кустом заметил ежа.

ІІ. Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук.

- Чем отличаются записи на карточках?

(На первой карточке одно предложение, а на второй два.)

-Как вы думаете, что из них является текстом?

(Запись на второй карточке.)

- Почему?

(Это похоже на небольшой рассказ.

-Как это отметим для себя?

После обсуждения на доске и в тетрадях в модели появляется:

текст

? 1. Ậ > 1 Выск.

2. …

-Замечательно. Послушайте такой текст. «Так вот и устроился жить у меня ёжик. После из серых один вышел- разноцветный селезень, и две уточки, Дуся и Муся.»

-Что скажете?

(Это не текст)

-Почему, здесь ведь больше, чем одно высказывание?

(Они разные, как будто из разных рассказов.

-Значит какой ещё признак есть у текста?

(Предложения должны «дружить» друг с другом, они должны быть связаны по смыслу.)

- Как покажем это на модели?

текст

Урок по русскому языку «Работа с текстом», для 2 класса (по системе Эльконина- Давыдова)? 1. > 1Выск.

2. Выск. Выск. Выск.

-Можем теперь объяснить, что такое текст?(Да!)

-Кто попытается?

……………………………………………………

Физ.минутка

Сеёчас поиграем. Решили близнецы подшутить над роботом. Из книжки В.Левина они записали два стихотворения вперемежку: строчку из одного, строчку из другого. Вот что у них получилось.

Далее текст из учебника на стр.98.

Принесли листок роботу и говорят

-Сам Самыч, мы для тебя два стихотворения переписали. Хорошие стихи! Прочитай.

Читал робот, читал, потом рассердился:

-Чепуха какая-то! Где здесь стихотворения? Ни одного не вижу!

• Помогите Сам Самычу разобраться где первый тескт, а где второй.

……………………………………………………………..

-Продолжим. У вас на столах листы. Если прочтём с листа текст, покажите

Знак «+», если не текст, то знак «- ».

На листах:

  1. Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо, беззвучно в лесу и на лесных снежных полянах.(И.Соколов-Микитов.)

(Это текст.)

-Почему?

(Не одно предложение, предложения связаны по смыслу.)


  1. Зима. И берёзы дождались тепла. Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево.

( Это не текст.)

-Почему? Ведь здесь все предложения о природе?

(Каждое предложение говорит о разных временах года.)


  1. Он качает верхушками деревьев. Молчит лес. Зима. Холодный ветер гуляет по голым ветвям.

-А это что?

(Это текст, в котором все предложения переставлены местами.)

-Молодцы! Это деформированный текст. Давайте его восстановим.О чём этот текст?

(О зимнем лесе.)

-Что именно сообщается о зимнем лесе?

(Что там гуляет зимний ветер.)

-Можно ли оставить на месте первое высказывание?

(Нет, непонятно, что такое «он».)

-С какого высказывания начнём? Какое из оставшихся высказываний будет следующим? И т.д. Прочтём, что у нас получилось. Ещё раз докажите, что это текст.

(Здесь больше одного высказывания, все они связаны одной темой.)

- Давайте запишем восстановленный текст. Вспомним правила орфографического списывания.(Проговариваются правила.)

Первое предложение записывается коллективно, далее- самостоятельная работа учащихся.По команде работа заканчивается.

5.Рефлексия.

- Ответили мы на поставленный вопрос?(? знак стирается в модели на доске и в тетрадях.)

-Что нового узнали на уроке?(Проговариваются признаки текста по модели.)

6. Оценка.

-Оцените свою работу на уроке.

«Трудно», «Интересно», на шкале самооценки.

Кто хочет, придумайте дома продолжение рассказа(4-5 предложений) устно.

© 2010-2022