- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированная программа Безопасное колесо
Интегрированная программа Безопасное колесо
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мухачева Н.А. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Педагог дополнительного образования Мухачева Наталья Александровна
г. Нижнекамск
Пояснительная записка
Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Актуальность Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. В-четвертых, очень часто быстро и правильно оказанная помощь пострадавшим в ДТП является залогом быстрого выздоровления. Именно для того, чтобы быстро и правильно научить оказывать первую помощь, в программу введен раздел по оказанию первой медицинской помощи.
Новизна программы В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге. Цель: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах и формирование у детей потребности в охране жизни и здоровья.
Задачи: Обучающие:
- Познакомить с историей правил дорожного движения;
- Научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
- Совершенствовать навыки ориентировки на дороге;
- Формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
- Обучить фигурному вождению велосипеда;
- Обучить оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
- Развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
- Развивать дорожную грамотность детей.
- Воспитывать дисциплинированного участника дорожного движения;
- Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах;
Принципы реализации:
- Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат
- Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
- Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
- Принцип индивидуализации и дифференциации
- Принцип здоровьясбережения
- Принцип непрерывности
Программа рассчитана на 1 год обучения. Состав занимающихся: 15 человек, в возрасте 10-12 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Особенности программы. В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях. Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую часть. В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационных технологий, изучение основ доврачебной медицинской помощи. Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание первой медицинской помощи. Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает двигательную нагрузку (вождение велосипеда), вторая часть изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы. Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:
- Словесный метод (беседа, монологическое и диалогическое изложение с постановкой творческих задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
- Метод демонстрации (наглядные пособия - журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
- Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
- Тестирование.
Окончив данный курс, дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части. Ожидаемые результаты К концу обучения дети будут знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге;
- как оказывать первую доврачебную помощь.
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге;
- фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия;
- оказывать первую доврачебную помощь.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1 час
2 часа
3 часа
17 часов
1 час
3 часа
5 часов
1 час
2 часа
3 часа
3 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
5 часов
7 часов
23 часа
20 часов
15 часов
15 часов
10 часов
Итого: 144 часа
61 час
83 часа
Содержание теоретического блока «Правила дорожного движения» - 54 часа
- Транспортные средства (1 час).
- Виды транспортных средств.
- Участники дорожного движения (2 часа).
- Водитель. Обязанности водителя.
- Пешеход. Обязанности пешехода.
- Пассажиры. Обязанности пассажиров.
- Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты (3часа).
- Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
- Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
- Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
- Средства организации и регулирования дорожного движения (17 часов).
- Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
- Дорожные знаки. Знаки приоритета.
- Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
- Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.
- Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
- Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
- Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
- Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желто или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом.
- Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки (1 час).
- Применение аварийной сигнализации.
- Применение знака аварийной остановки.
- Начало движения, маневрирование (3 часа).
- Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств.
- Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движении при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка.
- Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона.
- Расположение транспортных средств на проезжей части (5 часов).
- Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движении. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части.
- Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении.
- Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением.
- Скорость движения (1 час).
- Общие правила выбора скорости движения.
- Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.
- Обгон и встречный разъезд (2 часа).
- Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен.
- Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14.
- Остановка, стоянка, вынужденная остановка (3 часа).
- Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения.
- Подготовка к преднамеренному прекращению движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамеренное прекращение движения на тротуаре.
- Места, где остановка запрещена.
- Проезд перекрестка (3 часа).
- Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
- Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
- Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
- Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств (1 час).
- Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенных для перевозки детей.
- Движение через железнодорожные пути (1 час).
- Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.
- Движение по автомагистралям (1 час).
- Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали.
- Движение в жилых зонах (1 час).
- Приоритет маршрутных транспортных средств (1 час).
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (1 час).
- Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами.
- Буксировка механических транспортных средств (1 час).
- Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещения буксировки.
- Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов (1 час).
- Решение ситуационных билетов (5 часов).
Содержание теоретического блока «Основы доврачебной медицинской помощи» (7 часов):
- Понятие о травмах и объеме первой помощи.
- Раны и кровотечение.
- Травматический шок.
- Синдром длительного сдавливания.
- Правила наложения повязок.
- Закрытые травмы.
- Повреждение головы и лица.
- Повреждение груди.
- Повреждение органов брюшной полости.
- Повреждение позвоночника.
- Повреждение конечностей.
- Электротравма.
- Ожоги.
- Отморожение.
- Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Содержание практического блока (83 часа):
- Общая физическая подготовка (10 часов).
- Вождение велотранспортных средств (50 часов):
- Фигурное вождение велосипеда (20 часов).
- Преодоление на велосипеде естественных препятствий (15 часов0.
- Преодоление на велосипеде искусственных препятствий (15 часов).
- Основы оказания первой доврачебной помощи (23 часа).
Этапы педагогического контроля
-
Знания, умения, навыки
Форма диагностики
Сроки
Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиеныянварь Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине
В течение срока обучения Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства Оценка посещаемости занятий в автогородке; участие в школьных и городских соревнованиях «Безопасное колесо»
май
Методическое обеспечение Данная программа опирается на Сборник инструктивных и методических материалов по итогам Всероссийского конкурса «Безопасное колесо - 2006» Р.Н.Минниханов, И.А.Халиуллин, Казань, НЦ БЖД, 2006 год. В книге представлены методические рекомендации по организации и проведению соревнований на различных этапах, даны образцы билетов по ПДД, оказанию первой медицинской помощи. Пособие адресовано преподавателям и учащимся.
Материально-техническое обеспечение
-
№ п/п
Наименование
Количество
1 Аптечка
2
2 Инвентарь по фигурному вождению велосипеда
1 комплект
3 Спортивный зал
1
4 Спортивная площадка
1
5 Магнитные знаки правил дорожного движения
1 комплект
6 Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов по ПДД
5 комплектов
7 Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов по медицине
5 комплектов
8 Инвентарь для приема практического экзамена по медицине
1 комплект
9 Кабинет информационно-коммуникационных технологий
1
Список используемой литературы
- Федеральные Законы Российской федерации «О безопасности дорожного движения».
- Сборник инструктивных и методических материалов по итогам Всероссийского конкурса «Безопасное колесо - 2006» Р.Н.Минниханов, И.А. Халиуллин, Казань, НЦ БЖД, 2006 год.
- Основы безопасности жизни деятельности 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, просвещение, Москва, 2008 год.
- Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005 г.
- Рублях В.Э. Изучение правил дорожного движения в школе. Москва, 1998 г.
- Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. как оказать помощь при автодорожном происшествии. Москва, 1997 г.
- Смирнов а.Т., Мишин Б.И. «методические материалы и документы по курсу ОБЖ». Москва, 2001 г.
- Тупикин Е.И. Тематический контроль по курсу «основы безопасности жизнедеятельности». Комплект тестовых занятий для учащихся старшей ступени средних школ. Москва, 2000 г.
- Газета «Добрая Дорога Детства».