Рабочая программа по ОРКиСЭ (ОМРК) изменённая

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Лотошанская средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНО:

на МО учителей начальных классов

Протокол №

от « » _____________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

___________________О.С.Левишко

директор МКОУ Лотошанская СОШ

Приказ №

от «___»____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

модуль «Основы мировых религиозных культур»

(наименование учебного предмета/курса)


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)


ОДИН ГОД

(срок реализации программы)


Петуховой Валентины Григорьевны

(ФИО полностью)

2015г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Я.Данелюк, А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А.Ярлыкапова для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования ; перечня учебников на 2015-2016 учебный год «Основы мировых религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» издательство « Просвещение», 2012 год; базисного учебного плана на 2015-2016уч.год

Цель учебного курса «Основы мировых религиозных культур » - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Изучение данного курса преследует триединую цель:

1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Ключевые идеи программы:

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Духовные традиции многонационального народа России.

Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;

Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;

Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;

Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;

Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;

Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики», автор А.Я. Данилюк. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности. Изучение в средней школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • Общая историческая судьба народов России;
  • Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые в 4-ых классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о мировых религиозных культурах посредством:

  • единой педагогической цели - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания курса;

  • системы связей, устанавливаемых между курсами между другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и другие);

  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единого требования к результатам освоения содержания учебного курса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы мировых религиозных культур», знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающего на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Место учебного курса в учебном плане

Курс «Основы мировых религиозных культур» изучается в объёме 1 часа в неделю в 4 классе , 34 часа в год

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при образованиикультур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотиваций к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур» - 34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

Россия - наша Родина

1

Культура и религия

2

Возникновение религий

Религии мира и их основатели

2

Священные книги религий мира

2

Хранители предания в религиях мира

1

Добро и зло

Понятие греха, раскаяния и воздаяния

2

Человек в религиозных традициях мира

1

Священные сооружения

2

Искусство в религиозной культуре

2

Творческие работы учащихся

2

История религий в России

2

Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды

2

Паломничества и святыни

1

Праздники и календари

2

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

2

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

Семья

1

Долг, свобода, ответственность, труд

1

Любовь и уважение к Отечеству

1

Подготовка творческих проектов

2

Презентации творческих проектов

2


34

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ Самостоятельные творческие работы:

  1. По теме «Россия - наша Родина».
  2. По теме «Культура и религии»
  3. По теме «Человек в религиозных традициях мира»
  4. По теме «Искусство в религиозной культуре»

Самостоятельные работы:
  1. По теме «добро и зло»
  2. По теме «Понятие греха, раскаяния и воздания»

Групповая работа:
  1. По теме «Священные сооружения»

Работа в парах:
  1. По теме «Священные сооружения»

Творческие работы учащихся:
  1. По теме «Мое отношение к миру»

  2. По теме «Мое отношение к людям»

  3. По теме «Мое отношение к России»

  4. По теме «Моя малая Родина»

  5. По теме «Герои России»

  6. По теме «Мой друг»

  7. По теме «Подари людям счастье»

  8. По теме «Как я понимаю счастье»

  9. По теме «Наши семейные праздники»

Театрализация:

  1. По теме «Притча о блудном сыне»

  2. По теме «Притча о милосердном самарянине»

  3. По теме «Притча о талантах»

  4. По теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»

  5. По теме «Мудрость царя Соломона»

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках


Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, - создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут.

При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем - носителем информации и учеником - реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия, и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом - развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы - формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых - подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми - еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Рекомендации к домашним заданиям

Итак, необходимая для личностного развития ребенка пози­ция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учи­телем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

Заучивание ( минимального количества дат, терминов, имен).

Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.

Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рацио­нально организовывать учебный труд. Все это возможно при од­ном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Внеурочная работа в рамках изучения курса

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность - экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие педагоги и школьники, родители.

Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.

Заочная экскурсия. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Возможные формы проведения заочной экскурсии:

Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.



Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Формируемые

УДД

Форма контроля

план

факт

предметные

метапредмет-ные(познавательные,регуля-тивные,коммуникативные)

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.( 1 час)

1

2.09

Россия - наша Родина.

1

Знакомиться с определением понятия «духовный мир человека», «духовные традиции». Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Приниматьучастие в коллективном обсуждении.

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Уметь:

Объяснить,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

-интерес к новому

учебному материалу и способам решения новой задачи (П)

-становление гуманистических и демократических ценностных

ориентаций (К)

Основы мировых религиозных культур. (28 часов)

2

9.09

Культура.

1

Изучать основы разных религиозных традиций. Знакомиться с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Давать определения основных понятий религиозной культуры. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Излагать своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Знакомиться с развитием различных религиозных культур в истории России. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, разных традиций. Толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задании. Готовить сообщения по выбранным темам (теме). Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Приниматьучастие в коллективном обсуждении. Высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, разных традиций. Толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

-формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир вего

органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий (К)

-поиск и отбор необходимой информации (П)

3

16.09

Культура и

религия.

1

4

23.09

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

-знание основных моральных

норм и ориентация на них выполнение,

дифференциация

моральных

и конвенциональных

норм, развитие

морального

сознания (П)

5

30.09

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

6

7.10

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

1 знать/понимать историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

-смысловое восприятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной информации

из сообщений разных видов (П)

- Формирование

целостного, социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий (К)

7

14.10

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

8

21.10

Хранители предания в религиях мира

1 знать/понимать: описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

- ориентация в

нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей (Р)

- развитие этических

чувств, доброжела

тельности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам других людей (К)

9

28.10

Человек в религиозных традициях мира

1

Знакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Знакомиться с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучать основы разных религиозных традиций. Давать определения основных понятий религиозной культуры. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Излагать своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. знать/понимать:

описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

10

11.11

Православная и иудейская культура. Священные сооружения.

11

18.11

Священные сооружения. Ислам и Буддизм.

1

12

25.11

Христианство. Ислам. Искусство в религиозной культуре.

1 знать/понимать:

описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

13

2.12

Искусство в религиозной культуре. Иудаизм. Буддизм.

1

- сравнение и

классификация

по заданным

критериям (Р)

14

9.12

Добро и зло. Возникновение зла в мире.

1

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, разных традиций. Толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. знать/понимать:

описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

-развитие этических

чувств -стыда, вины,

совести как регуляторов

морального поведения (Р)

- формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир вего

органичном единстве и разнообразии

природы, народов, культур и религий (К)

15

16.12

Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

16

23.12

Творческие работы. Мировые религиозные культуры.

1

Излагать своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Знакомиться с развитием различных религиозных культур в истории России. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, разных традиций. Приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур

- сравнение и

классификация

по заданным

критериям (Р)

- формирование целостного

взгляда на мир вего

органичном единстве народов, культур и религий (К)

17

13.01

Презентация творческих работ по теме: «Мировые религиозные культуры»

1

18

20.01

Религии России. Христианство и буддизм.

1

Давать определения основных понятий религиозной культуры. Знакомиться с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучать основы разных религиозных традиций. Устанавливатьвзаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Излагать своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Знакомиться с развитием различных религиозных культур в истории России. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры, разных традиций. Толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задании. Готовить сообщения по выбранным темам (теме).Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Приниматьучастие в коллективном обсуждении. Высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. знать/понимать: основы светской и религиозной морали,их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе

-понимание гражданской идентичности (П)

-формирование основ российской

гражданской

идентичности, чувства гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России (К)

19

27.01

Религии России. Ислам.

1 знать/понимать

историю развития различных религиозных культур

20

3.02

Религия и мораль.

1 знать/понимать основы светской и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе

- ориентация в нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих

людей (Р)

- осознание своей этнической и

национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального российского

общества

21

10.02

Нравственные заповеди в религиях мира

1

22

17.02

Религиозные ритуалы.

1

23

24.02

Обычаи и обряды.

1 знать/понимать

историю развития различных религиозных обрядов и обычай.

24

3.03

Паломничества и святыни.

1

- ориентация в

нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей ( Р)

25

10.03

Календари религий мира.

1 знать/понимать основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур

26

17.03

Праздники в религиях мира. Христианство.

1

- смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов, вычленение

существенной

информации из сообщений

разных видов (Р)

-формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и разнообразии

природы, на

родов, культур и религий (К)

- ориентация в нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих

людей (Р)

27

24.03

Буддизм.

1 знать/понимать: основы светской и религиозной морали,их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе

28

7.04

Исламские праздники.

1 знать/понимать основы светской и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе

29

14.04

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

Духовные традиции многонационального народа России.( 5 часов)

30

21.04

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомиться с историей возникновения и особенностями религиозных культур. Изучать основы разных религиозных традиций. Давать определения основных понятий религиозной культуры. Знакомиться с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Излагать своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Знакомиться с развитием различных религиозных культур в истории России. Готовить сообщения по выбранным темам (теме). Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Приниматьучастие в коллективном обсуждении. знать/понимать:

описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

- ориентация в нравственном

содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих

людей (Р)

31

28.04

Любовь и уважение к Отечеству.

1 знать/понимать:

ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России

- формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину российский народ и историю России,

осознание своей этнической и

национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального российского

общества (К)

32

5.05

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

33

12.05

Подготовка творческих проектов.

1 знать/понимать

историю развития различных религиозных культур

- сравнение и

классификация

по заданным

критериям (Р)

-формирование целостного

взгляда на мир вего

органичном единстве народов, культур и религий (К)

34

19.05

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

1 знать/понимать

историю развития различных религиозных культур

УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ для учащихся:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

для учителя:
  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Технические средства обучения (компьютер)
  4. Экранно-звуковые пособия (электронное пособие к модулю)

для родителей:
  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2012.

Интернет ресурсы

  1. openclass.ru/node/140319
методические разработки. Конспекты уроков и презентации
  1. prosv.ru/umk/okr/info.aspx?ob_no=26678
разработки уроков
  1. Оборудование класса (столы, стулья)
для родителей:
  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2012.



© 2010-2022