Экологическая культура

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болгарская средняя общеобразовательная школа №2»

Спасского муниципального района РТ













Классный час

«Экологическая культура»

(в рамках Единого экологического урока РТ)





Провела:

учитель начальных классов I квалификационной категории

Васильева Татьяна Михайловна,

3 а класс.















г. Болгар



Классный час: Экологическая культура.

Цель: создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирования экологической культуры.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с историей и традициями празднования Дня земли, влиянием деятельности человека на экологию природы.

  • Создать условия для развития устойчивого внимания; умения анализировать, сравнивать, обобщать; связной речи; навыков рефлексии.

  • Способствовать воспитанию экологической культуры, уважения ко всему живому.


Оборудование: интерактивная доска Smart Board, ПО Smart Notebook. Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.


Классный руководитель: - Добрый день! Я всех приветствую на нашем классном часе. А сейчас, ребята, встанем и образуем круг. (учащиеся встают и образуют круг). Возьмите друг друга за руки, пожмите руки и передайте частичку теплоты и доброты друг другу. У нас необычный урок, потому что присутствуют гости. Мысленно пожелайте удачи на уроке. А сейчас прошу сесть на свои места. - Чтобы определить тему, я предлагаю посмотреть небольшой ролик. (показ ролика «Природа») - Скажите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на нашем классном часе? (предполагаемые ответы). - Правильно. - В ваших ответах я услышала два очень важных слова «природа» и « экология», (открываю два слова на SMART доске) - А что такое экология? Что такое природа? Посмотрите на доску и выберите правильное утверждение. - А связаны ли между собой эти два слова? (ответы детей) Посмотрев ролик, какие экологические проблемы были затронуты? (ответы детей, одновременно переключаю слайды в программе Power Point)
  • Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Поэтому ежегодно 22 апреля по инициативе всемирного движения Earth Day Network во многих странах мира отмечается День Земли (слайд 6). Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды (слайд 7). Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха - всего, что необходимо для жизни (слайд 8). Республика Татарстан относится к числу регионов России, где экологическая обстановка характеризуется как напряжённая. Единственное спасение - в экологической культуре(слайд 9).


  1. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

-А сейчас сели красиво и послушайте рассказ.(слайд 10) - Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. 3. Интерактивная беседа. Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? Примерные ответы детей: - Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. - В природе всё находится в равновесии, всё связано. - Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы детей: -Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы. Бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки - прожорливые хищники. Сами стрекозы охотятся на взрослых комаров в воздухе, а личинки стрекоз - на личинок комаров в воде. - Например, Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка. - Очень наглядный пример Китая, где решили избавится от воробьёв, но не учли, что эта птица в разные периоды может приносить и пользу и вред человеку. Черногрудые воробьи в течение весны и начала лета добросовестно уничтожают на полях большую часть насекомых: жука долгоносика, гусениц. Но они же после вывода птенцов собираются в огромные стаи и наносят большой ущерб сельскому хозяйству, поедая немалую часть урожая пшеницы, ячменя. Поэтому через несколько лет после поголовного уничтожения воробьёв произошло размножение насекомых-вредителей, которые стали наносить ещё большой ущерб урожаю. - Например, в Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии. - Например, если исчезнут насекомые - санитары, лес будет загрязняться. Мы не видим мёртвых зверьков, потому что хорошо работают «лесные - санитары» - жуки могильщики. 4. Информационный блок «Законы экологии». Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии ( на магнитной доске прикрепляю таблички) Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. 5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» Классный руководитель. Сейчас мы проведём рейд по слайдам и увидим, выполняют ли жители нашей планеты экологические законы? А вот и первый нарушитель (слайд 11). Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? Примерные ответы детей: - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление. - Нарушены первый и второй экологические законы. - Нужно пропустить промышленные отходы через очистку. Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать (слайд 12). Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают? Примерные ответы детей: - Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать. - Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей. - Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город или же закапывать в ямы. Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус» (слайд 13). На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение - биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Примерные ответы детей. - Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии. - Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. - А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы. Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок (слайд 14). Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? Примерные ответы детей: - Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! - Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть. - Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха. Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. 6. Работа с NOTEBOOK. Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте изобразим обращения от имени природы (учащиеся рисуют знаки, плакаты, листовки….) Включается ролик «Вальс цветов» П.И. Чайковский.( в течение 5 минут дети рисуют). Пришло время показать. (транслируются рисунки на SMART доске) Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны. 7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя». Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души (слайд 15). Прочитайте строки поэта Евгения Евтушенко (читают жужжащим чтением, затем выразительно один ученик). Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко О чём говорит здесь поэт? Примерные ответы детей: - Что нужно беречь природу. - Что нельзя убивать зверей. - Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку. Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? Примерные ответы детей: - Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д. - Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке. - Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир. Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

  1. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Наш классный час заканчивается, попрошу всех встать и сделать круг у доски (учащиеся встают и образуют круг). - Ребята, скажите, вы экологически культурные учащиеся? Примерные ответы детей: Нет. Потому мы не выполняем законы экологии. Можно, потому мы ознакомились с законами экологии. Можно. Потому что мы знаем и выполняем законы экологии. Классный руководитель. Ещё раз хором читаем законы экологии. Спасибо за урок. Можно идти на перемену.
© 2010-2022