Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС







Доклад



Работа с родителями по внедрению ФГОС



Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ№6

Любимова Т.Б.









Чебаркуль 2015г.

Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС



« Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»

В.А.Сухомлинский

«Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.

Школа - это возвышенный дух, мечта, идея,

которые увлекают сразу троих - ребенка, учителя, родителя -

и тут же реализуются.

Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,

где приходят и уходят по звонку,

зарабатывают - кто деньги, кто оценки

и считают дни до отпуска

и минуты до очередного звонка…

Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А. Захаренко

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте - нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы.(3 слайд)

Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. (4 слайд)

Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС

В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы:

. Во-первых, это заключение трехстороннего договора о предоставлении общего образования между самим общеобразовательным учреждением, его учредителем и родителями (законными представителями) обучающихся;

. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой;

. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.(5 слайд)

Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями )обучающихся.

1-й уровень - информационно-аналитический.

Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат - информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства.

2-й уровень - организационный

. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат - объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

3-й уровень - управленческий.

Важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС НОО в нашем образовательном учреждении является информационное сопровождение и просвещение. Действительно, среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и о их роли в его реализации. При этом основным источником информации о ФГОС НОО для родителей являются педагоги и администрация школы. (6 слайд)

Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. Работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Достижение взаимопонимания между мной и родителями - процесс сложный. Общение это выгодно обеим сторонам.

Но... Мы живём в XXΙ веке. Жизнь меняется. В связи с переходом школы на ФГОС , существенно меняется и приоритет родителей в образовании своих детей. Существенно меняется взаимодействие «учитель -дети - родители»

Мы видим, что согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. И поэтому одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание.(7 слайд)

Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС

Соответственно и изменилась методика проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий и т. п. Провожу родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций,собрание-консультация,вечер вопросов и ответов, час общения.

Тематика собраний разнообразна. Мы говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании, о помощи своему ребенку в выполнении домашнего задания . Сейчас проводить собрания с родителями мне помогают ИКТ- технологии: презентации -это хороший «помощник» учителю на собрании.

Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

Отличительной особенностью нового ФГОСа является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». В мае месяце прошло классное собрание родителей будущих первоклассников, на котором родители познакомились с понятием, целями, структурой и содержанием ФГОС начального общего образования.(8 слайд)

Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС Родители были информированы о направлениях внеурочной деятельности. Вместе со своими детьми они осуществляли выбор направлений внеурочной деятельности: - духовно-нравственное; - спортивно-оздоровительное; - социальное; - художественно-эстетическое; - общекультурное;

Школа - это не только учеба, а мир общения, игры, творчества. Организация внеурочной деятельности помогает создать условия для социального творчества, позволяет ребенку осознать себя как личность, развить способности и интересы.

При активном участии родителей ведутся портфолио обучающихся.

(9-10 слайд)Родителям мною были предложены образцы портфолио. Вместе с детьми родители выбрали понравившийся образец. Родительский комитет распечатали образцы в цветном варианте для всего класса, закупили папки.


Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОСДоклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС

Родители вместе с детьми осуществляют работу над проектами, участвуют в научно-исследовательской деятельности .(11-12 слайд) В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Самые первые проекты,которые выполняли уч-я- . «М ОЯ МАЛАЯ Р ОДИНА ». 2. «М ОЯ СЕМЬЯ ». 3. «М ОЙ КЛАСС И МОЯ ШКОЛА ». 4. «М ОИ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ».
Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС

В ФГОС определён «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

Начальная школа - это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией - ролью ученика. Родители и педагоги обязаны помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в новой социальной роли - роли школьника.

Мы делаем первые шаги по введению ФГОС НОО, но уже первый опыт показывает заинтересованность многих родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в школе в связи с внедрением новых образовательных стандартов.

необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребёнка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи. Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.

Профессионализм педагога и доверие к нему родителей - МОСТ в создание долгосрочного сотрудничества семьи и школы в условиях реализации стандартов нового поколения.(13 слайд)

Доклад на тему Работа с родителями начальной школы по внедрению ФГОС





























Приложение

ФГОС

ФГОСы, ФГОСы, ФГОСы… второго поколения…

Обещали нам ввести для качества учения.

Вот ввели - и получили мы стандарты эти.

В результате стонут все, и страдают дети.

В первом классе шесть часов дети в школе пашут,

Вот домой они приходят: наспех едят кашу:

Ведь осваивать стандарты требуют родители.

Как вершится сей процесс, вы сейчас увидите:

- Быстро пропись сделай, сын, а потом показы.

- Поиграть бы???

- Что ты, милый, кончились проказы.

Математику бери, 3 на 5 умножь-ка. Как не знаешь?

Стыдно, сын. Давай, дерзай, Сережа!

- А еще составь слов схемы, разукрась в тетрадочке,

Сувенирчик смастери и будет все в порядочке.

- Как устал? Что за безделье, это не порядок!

- Папа, быстро в Интернет, раздобудь докладик!

- Дедушка, бегом, бегом, нам нужна фанерка,

-Бабушка, за урожаем! Нужна внуку поделка.

-Быстро встали все рядком: конкурс фотографий.

-Кто- то против??? Все потом, у нас стандарты, график.

График жёсткий, непосильный особо первокласснику,

Воскресенья ждёт семья, как боль-шо-го праздника.

Про стандарты забываем только мы по праздникам,

ФГОС! Друг друга обзываем, так обидно дразнимся!





































Список литературы. 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения). 2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. - М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070). 5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23. 6. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей). 7. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. - Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. - 383 с. 8. Организация внешкольного досуга/ Сост. В.П.Шашина. - Ростов н/Д, 2002. - 351 с. 9. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50. 10. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. - 255 с. 11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. - Избр. тр. в 2 т. - М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. - 566 с.



© 2010-2022