- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема Лиственница (3 класс)
Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема Лиственница (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самсонова Е.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
1. Предмет :Окружающий мир
2. Класс : 3 «В»
3 Дата:10.10.15
4.Тема урока: «Лиственница»
5. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли хвойных деревьев (лиственница) в жизни
.человека,ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине людей
6.Образовательные ресурсы: ПК учителя, медиапроектор,текст, раздаточный материал
Название этапа
Форма работы
Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация учебной деят-ти Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу. -Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Слайд №1 Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, контролирует готовность к уроку. Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок. - Регулятивные: контроль - Личностные: самоопределение к деятельности -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний. Постановка целей урока
Формулирование цели, задач и темы урока. Работа в парах.
Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.
О каком доме идёт речь стихотворении?
-Какова тема нашего урока?Учитель: а я расскажу вам легенду, чтобы уточнить тему урока
«Однажды стая птиц совершала свой перелет в теплые края. Одна из птиц отстала от стаи, так как у нее было сломано крыло. Раненная птица порхала от дерева к дереву, ища убежища от холода. Береза, качавшаяся на ветру, не обратила внимания на мольбы птицы. Так же поступила и ива, печалившаяся о каком-то своем тайном горе, склонившись над ручьем. И устремленный вверх гордый дуб не снизошел до маленькой птички у своего подножья. Наконец птица достигла ели, которая любезно приняла ее. Рядом простерла свои ветви сосна, чтобы еще лучше укрыть птицу от подступающего холода, а можжевельник предложил птице горсть своих ягод. Лесной дух разгневался на гордые деревья и заставил их заплатить за свою жестокость. Когда вслед за первыми морозами подул ветер, он содрал с березы, ивы и дуба все их листья. С тех пор они всегда обречены, страдать от зимних морозов, в то время как милосердные деревья вечно сохраняют свое зеленое убранство».
-О каких деревьях будем говорить?(О хвойных деревьях) Создаёт проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий, побуждает учащихся к принятию темы и цели урока. Принимают проблемную ситуацию, вступают в дискуссию, озвучивают тему и цель урока, формулируют свои вопросы. - Регулятивные: целеполагание, прогнозирование - Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем - Познавательные: анализировать, доказывать
3.Проблемное объяснение урока Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа, коллективная форма работы.
На какие вопросы о хвойных деревьях нам надо ответить?
*представители хвойных( сосна, ель кедр, лиственница)
*где растёт то дерево, которое нас интересует(на севере, высоко в горах, в тайге)
*какую пользу приносят(в медицине,в строительстве)
*что интересного узнаем( морозостойкое,не гниёт, а окаменевает, символ России)
-Какое дерево представляет интерес? -(У детей на столах текст). Организует повторение знаний, определяет типичные недостатки. Демонстрируют знания, умения. Познавательные: - структурирование знаний, - осознанное построение речевого высказывания в письменной форме Коммуникативные: - умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные: - способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий Личностные развитие учебно - познавательной мотивации
4. Музыкальная физкультминутка для глаз
Слайды № 5, 6, 7.
5. Открытие нового знания Частично - поисковая деятельность, работа коллективная
Что за диковенное дерево!»-таким восклицанием начинает рассказ Александр Солженицын свой рассказ о лесной красавице.И в самом деле, если говорить о ней, то придётся всё время начинать со слова «САМОЕ».
-А теперь двигаем красную полоску и читаем по одной строке.
-САМОЕ распространённое дерево в России
-САМОЕ стойкое и выносливое
Убираем синюю полосу
-САМОЕ северное и морозоустойчивое
-САМОЕ прочное
Убираем зелёную полоску
-САМОЕ необычное из всех хвойных Рисунок лиственницы (вроде, хвойное, а листву сбрасывает) Создаёт проблемную ситуацию, организует подводящий диалог, включает учащихся в работу побуждает к обсуждению текста
Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, включаются в подводящий диалог, следят за логикой рассуждения, работают в группах постоянного состава, открывают и фиксируют новое знание, вступают в диалог. Познавательные: - структурирование знаний, осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания, смысловое чтение Регулятивные: - планирование, коррекция, волевая саморегуляция Личностные: - самоопределение к деятельности, развитие учебно - познавательной мотивации
6. Физкульт минутка
Слайд № 9
7. Самостоятельная работа в группах Дети разбиваются на группы «ботаники», «Исследователи», «Экологи»
Дети распределяются по группам-разбирают полоски
Красные-экологи,зелёные-ботаники, синие-исследователи На столах материал для работы каждой группы Организует ситуацию выбора. Используют приобретённые знания в практической деятельности. Самооценка. Познавательные: - умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи Личностные: - уточнение собственных возможностей Регулятивные: - формирование установки на поиск способов разрешения трудностей
1.группа «Ботаники»Лиственница - это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора - внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневыйЛиственница принадлежит к быстрорастущими долговечным породам: некоторые живут 700-900лет
2.группа «Исследователи»Учёные насчитывают 20 видов пород , самые известные:европейская,американская, сибирская. Древесина сибирской лиственницы считается самой лучшей.В России до середины 19 века законом было запрещено продавать древесину сибирской лиственницы частнным лицам.Она шла на строительство кораблей,мостов.причалов и шпал.На лиственничных сваях стоит Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.Постройки из лиственницы стоят веками.Археологи находили древние строения,. которые простояли под землёй тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.Смола дерева-защищает от кариеса зубы и укрепляет дёсны. В современной медицине из древесины производят препараты для лечения сердца, астмы и сахарного диабета.Малоизвестный факт: символ России не берёза, а лиственница .Ещё она морозостойкая, выдерживает минус 60-65 градусов мороза
3группа «Экологи»
О какой экологической проблеме говорится в стихотворении?.
Плакала Саша , как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели ,
Красные гроздья рябины глядели…
Да, Некрасов написал о вырубке леса. Людям казалось, что лесов так много , что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности. ( слайд 25)
-
Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Народная пословица гласит: « Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев» .Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время. Нельзя разводить его без надобности. Лучше разводить костёр на старом кострище. Уходя , надо обязательно погасить костёр.
-
Никто не должен забывать , что он в лесу в гостях , и обязан выполнять определённые правила:
не рвать , не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить. Входить в лес другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, чутким. И тогда лес вам отплатит добром!!!
Составление памятки « Как вести себя в лесу» Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Ориентируются в информации, демонстрируют знания, выявляют границы применимости нового знания. Познавательные: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению известных знаний и способов действий Регулятивные: - контроль, оценка, коррекция Личностные: - самоопределение
9. Рефлексия и самооанализ
Беседа -
Дополните высказывания:
Я сорвал цветок…..(и он увял)
Я поймал мотылька……..( и он умер у меня на ладони)
И тогда я понял……( что прикоснуться к красоте можно только сердцем.)( Рюрик Ивнев)
Задумайтесь над этими словами , и решите как вы можете помочь природе?
Вот и подошло к концу наше занятие
На все ли вопросы мы получили ответ?
А теперь , кому понравилось занятие прикрепите смай лика с улыбкой на нашу лиственницу, а кому не понравилось скучного смайлика
Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности. Регулятивные: - оценка своих достижений на уроке Личностные: - самоопределение Познавательные: - рефлексия мотивации, способов деятельности общения