- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на педагогическом совете 27. 12. 2012
Выступление на педагогическом совете 27. 12. 2012
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Батурова В.М. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Батурова В.М.
Выступление на педсовете 27 декабря 2012 года
«Образовательная технология «ИнтеллекТ», применяемая в Ломоносовской школе»
Ломоносовская школа существует 20 лет, и более 18 лет в ней применяется образовательная технология «ИнтеллекТ». В 2011 г. Ломоносовская школа по итогам рейтинга ДО г.Москвы - лучшая частная школа столицы. Также она входит в число лучших школ РФ, показавших самые высокие результаты ЕГЭ, таких школ в России не более 2%.
Во многом таких результатов помогло добиться применение ОТИ. Эта технология получила общественное признание, что подтверждено медалью IBS (Кембридж, Англия), премией «Профессия - жизнь», орденом Ломоносова, грамотами Совета Федерации нашей страны за вклад в развитие наук.
ОТИ прошла гигиеническую оценку специалистов НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков. В итоге ОТИ признана здоровьесберегающей, т.к. исследования, проведённые специалистами этого института, показали, что учебные занятия с применением ОТИ помогают ребёнку лучше усваивать информацию и успешнее применять её на практике, а также ведут к снижению утомляемости. Технология "ИнтеллекТ" внедрена в учебный процесс Ломоносовской школы:
- как отдельный предмет с 1 по 7 класс,
- как система развивающих упражнений на основных учебных предметах с 1 по 8 класс (предметный интеллект),
- как модули с 9 по 11 класс.
ОТИ представлена системой упражнений, развивающих интеллектуальные способности: память, внимание, мышление, воображение - и формирующих предметные понятия (тезаурус). Задания рассчитаны на 2-5 минут, предполагают самопроверку по ключам.
(показать примеры учебников)
На первом двухдневном семинаре нас подробно познакомили с сущностью развития интеллектуальных способностей учащихся. На втором семинаре мы занимались практической работой: разбирались в тонкостях включения заданий ОТИ в урок на примере предметов, изучаемых в начальной школе. В это время педагоги - предметники изучали секреты применения ОТИ на своём предмете (русский язык, физика, география и т.д.)
После этого семинара мы получили право начать работу по применению ОТИ в нашей школе по мягкому сценарию, т.е. применяем на всех предметах упражнения на развитие всех четырёх психических качеств: памяти, внимания, мышления и воображения.
На весенних каникулах на эти курсы пойдут учиться Волынец Л.В., Перевезенцева И.И., Страмнова Н.В. и с нового учебного года начальная школа начинает весь год работать, применяя ОТИ. У Александры Валерьевны, как администратора, есть материалы по графику проведения занятий, способам и видам контроля проведения этих занятий, особенностям включения упражнений в структуру урока, особенностям планирования и записи в классных журналах. При необходимости мы можем получать консультации специалистов лаборатории «ИнтеллекТ» Ломоносовской школы.
Через год работы все учителя начальной школы должны опять пойти учиться на курсы в Ломоносовскую школу, чтобы научиться работать с ОТИ по жёсткому сценарию. Жёсткий сценарий предполагает развитие конкретного психического качества, актуального для конкретного класса в течение учебного года.
Затем применение ОТИ распространится на среднюю школу, учителя-предметники пройдут тот же путь, что и учителя начальной школы.
Для того, чтобы ввести в нашей школе отдельный предмет «Интеллект», необходим учитель, который бы отлично владел технологией ОТИ и вёл только этот предмет, осуществляя связь с лабораторией в Ломоносовской школе. Как правило, такими учителями через несколько лет работы по применению ОТИ становятся педагоги-предметники.
Мы стоим в начале пути, поэтому я возвращаюсь к мягкому сценарию применения ОТИ.
Ещё раз хочу напомнить, что ОТИ - это не методика преподавания, а именно технология, её можно сравнить с применением на уроке различных педагогических находок, как мы обычно это делаем. ОТИ - это схема, которая накладывается на любой предмет.
Каждому участнику курсов выдали комплект материалов для работы, каждый предмет - в одном экземпляре, т.к. Ломоносовская школа пока не осуществляет печатание учебников для продажи ученикам других школ. Мы взяли 1 и 2 классы, наши коллеги потом возьмут 3 и 4 классы, таким образом, мы получим полный комплект для всех классов. Для проведения упражнений придётся каждый раз копировать материалы на отдельных листочках по числу детей в классе. Эти листочки надо будет сохранять в специальных папках.
Рекомендуют проводить на письменных уроках (русский, математика, английский язык) по 2 упражнения в неделю, на окружающем мире - 1 упражнение, всего 7 заданий в неделю на 1 ребёнка. При составлении контрольно-тематического планирования учитель решает, какой урок по какой теме выбрать для включения упражнений по ОТИ.
Итак, представим себе, что вы - ученики, я - Ваш учитель, который проводит упражнения по ОТИ. Я подготовила Вам распечатки некоторых заданий, чтобы Вы смогли получить более полное представление об этой технологии.
(раздаю материалы и объясняю, как с ними работать)
-
Обратите внимание, что у каждого упражнения существует несколько уровней. Выбор уровня может определить как учитель, так и ученик (со временем). Перед упражнением есть указание, над каким психическим качеством будем работать.
-
Попробуйте себя в роли ученика и выполните требуемые действия.
-
Очень важно усвоение детьми тезауруса - понятийного аппарата каждого предмета. Для этого созданы специальные упражнения.
-
Особого внимания заслуживают упражнения-игрушки, которые очень нравятся детям. Попробуйте выполнить их.
На уроке время выполнения упражнений - от полутора до 5 минут, содержание задания непосредственно связано с темой урока, нет никаких искусственных натяжек в логике урока.
Несколько слов о том, как работает лаборатория «ИнтеллекТ».
Ситуация: учитель видит, что его ученики плохо запоминают, например, химические формулы. Он обращается к специалисту лаборатории с просьбой составить лично для этих детей систему упражнений, которая помогла бы преодолеть эти трудности.
Или учитель русского языка замечает, что дети испытывают затруднения с выделением глаголов-исключений II спряжения в тексте большого объёма. Тогда специалист составляет упражнения для развития избирательности внимания. И т.д.
Нам пока придётся работать по мягкому сценарию и использовать те упражнения, что уже созданы.
Особо хочу отметить тот факт, что даже ученики начальной школы через некоторое время начинают отлично разбираться в том, какое психическое качество развивается благодаря выполнению того или иного упражнения и в чём лично ему это поможет!
(зачитать текст о значении ОТИ для учеников от 1-го лица)
Технология «ИнтеллекТ» дала старт двум уникальным олимпиадам, в результате чего Ломоносовская школа стала разработчиком и организатором международных олимпиад - Международной Олимпиады "ИнтеллекТ" и Международной Олимпиады "Грамотный Русский Язык". Отличия Олимпиады «ИнтеллекТ» от других олимпиад и интеллектуальных соревнований:
-
Школьники выполняют задания, позволяющие оценить уровень развития интеллекта через его составляющие: память, внимание, мышление, воображение.
-
Проверяются навыки чтения, слушания, говорения и письма.
-
Оцениваются не абстрактно-логические, а предметно-интеллектуальные качества. Все задания составлены на материале школьных предметов для каждой возрастной группы.
-
Уровень интеллекта оценивается не только при решении задач, но и при их составлении. Задания на Олимпиаде, логические задачи и головоломки, предметно ориентированы, т.е. все задания составлены на материале базовых школьных предметов. От участников не требуется демонстрировать умение накопить и выдать на соревнованиях стандартный учебный материал. Нужно поймать суть явлений, почувствовать взаимосвязи между отдельными составляющими и даже между предметами.
Учащиеся нашей школы в этом году уже принимали участие в этой олимпиаде.
В заключении я хочу передать будущим «курсантам» Ломоносовской школы брошюрки, которые позволят в некоторой степени ознакомиться с сущностью ОТИ и научной основой концепции предметно-интеллектуального развития учащегося (раздать)
Спасибо за внимание!
6