Выступление на педагогическом совете 27. 12. 2012

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Батурова В.М.

Выступление на педсовете 27 декабря 2012 года

«Образовательная технология «ИнтеллекТ», применяемая в Ломоносовской школе»



Ломоносовская школа существует 20 лет, и более 18 лет в ней применяется образовательная технология «ИнтеллекТ». В 2011 г. Ломоносовская школа по итогам рейтинга ДО г.Москвы - лучшая частная школа столицы. Также она входит в число лучших школ РФ, показавших самые высокие результаты ЕГЭ, таких школ в России не более 2%.

Во многом таких результатов помогло добиться применение ОТИ. Эта технология получила общественное признание, что подтверждено медалью IBS (Кембридж, Англия), премией «Профессия - жизнь», орденом Ломоносова, грамотами Совета Федерации нашей страны за вклад в развитие наук.

ОТИ прошла гигиеническую оценку специалистов НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков. В итоге ОТИ признана здоровьесберегающей, т.к. исследования, проведённые специалистами этого института, показали, что учебные занятия с применением ОТИ помогают ребёнку лучше усваивать информацию и успешнее применять её на практике, а также ведут к снижению утомляемости. Технология "ИнтеллекТ" внедрена в учебный процесс Ломоносовской школы:

  • как отдельный предмет с 1 по 7 класс,
  • как система развивающих упражнений на основных учебных предметах с 1 по 8 класс (предметный интеллект),
  • как модули с 9 по 11 класс.
Практически каждое упражнение одновременно является и развивающим, и диагностическим (определяет уровень развития внимания, мышления, памяти и воображения по определённой области знаний). Глубина применения ОТИ определена в специальном плане, разработанном научно-методической лабораторией «ИнтеллекТ». План указывает, какие интеллектуальные качества, актуальные в данный период времени в данной предметной области, следует развивать и как интенсивно. Для работы на уроке используются сборники развивающих упражнений. Учителя ведут диагностическую карту, указывающую динамику роста уровня развитости конкретного интеллектуального качества учащегося. По карте можно судить об успешности интеллектуального развития ребенка по конкретной учебной дисциплине и планировать дальнейшее обучение с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

ОТИ представлена системой упражнений, развивающих интеллектуальные способности: память, внимание, мышление, воображение - и формирующих предметные понятия (тезаурус). Задания рассчитаны на 2-5 минут, предполагают самопроверку по ключам.

(показать примеры учебников)

На первом двухдневном семинаре нас подробно познакомили с сущностью развития интеллектуальных способностей учащихся. На втором семинаре мы занимались практической работой: разбирались в тонкостях включения заданий ОТИ в урок на примере предметов, изучаемых в начальной школе. В это время педагоги - предметники изучали секреты применения ОТИ на своём предмете (русский язык, физика, география и т.д.)

После этого семинара мы получили право начать работу по применению ОТИ в нашей школе по мягкому сценарию, т.е. применяем на всех предметах упражнения на развитие всех четырёх психических качеств: памяти, внимания, мышления и воображения.

На весенних каникулах на эти курсы пойдут учиться Волынец Л.В., Перевезенцева И.И., Страмнова Н.В. и с нового учебного года начальная школа начинает весь год работать, применяя ОТИ. У Александры Валерьевны, как администратора, есть материалы по графику проведения занятий, способам и видам контроля проведения этих занятий, особенностям включения упражнений в структуру урока, особенностям планирования и записи в классных журналах. При необходимости мы можем получать консультации специалистов лаборатории «ИнтеллекТ» Ломоносовской школы.

Через год работы все учителя начальной школы должны опять пойти учиться на курсы в Ломоносовскую школу, чтобы научиться работать с ОТИ по жёсткому сценарию. Жёсткий сценарий предполагает развитие конкретного психического качества, актуального для конкретного класса в течение учебного года.

Затем применение ОТИ распространится на среднюю школу, учителя-предметники пройдут тот же путь, что и учителя начальной школы.

Для того, чтобы ввести в нашей школе отдельный предмет «Интеллект», необходим учитель, который бы отлично владел технологией ОТИ и вёл только этот предмет, осуществляя связь с лабораторией в Ломоносовской школе. Как правило, такими учителями через несколько лет работы по применению ОТИ становятся педагоги-предметники.

Мы стоим в начале пути, поэтому я возвращаюсь к мягкому сценарию применения ОТИ.

Ещё раз хочу напомнить, что ОТИ - это не методика преподавания, а именно технология, её можно сравнить с применением на уроке различных педагогических находок, как мы обычно это делаем. ОТИ - это схема, которая накладывается на любой предмет.

Каждому участнику курсов выдали комплект материалов для работы, каждый предмет - в одном экземпляре, т.к. Ломоносовская школа пока не осуществляет печатание учебников для продажи ученикам других школ. Мы взяли 1 и 2 классы, наши коллеги потом возьмут 3 и 4 классы, таким образом, мы получим полный комплект для всех классов. Для проведения упражнений придётся каждый раз копировать материалы на отдельных листочках по числу детей в классе. Эти листочки надо будет сохранять в специальных папках.

Рекомендуют проводить на письменных уроках (русский, математика, английский язык) по 2 упражнения в неделю, на окружающем мире - 1 упражнение, всего 7 заданий в неделю на 1 ребёнка. При составлении контрольно-тематического планирования учитель решает, какой урок по какой теме выбрать для включения упражнений по ОТИ.

Итак, представим себе, что вы - ученики, я - Ваш учитель, который проводит упражнения по ОТИ. Я подготовила Вам распечатки некоторых заданий, чтобы Вы смогли получить более полное представление об этой технологии.

(раздаю материалы и объясняю, как с ними работать)

  • Обратите внимание, что у каждого упражнения существует несколько уровней. Выбор уровня может определить как учитель, так и ученик (со временем). Перед упражнением есть указание, над каким психическим качеством будем работать.

  • Попробуйте себя в роли ученика и выполните требуемые действия.

  • Очень важно усвоение детьми тезауруса - понятийного аппарата каждого предмета. Для этого созданы специальные упражнения.

  • Особого внимания заслуживают упражнения-игрушки, которые очень нравятся детям. Попробуйте выполнить их.

На уроке время выполнения упражнений - от полутора до 5 минут, содержание задания непосредственно связано с темой урока, нет никаких искусственных натяжек в логике урока.

Несколько слов о том, как работает лаборатория «ИнтеллекТ».

Ситуация: учитель видит, что его ученики плохо запоминают, например, химические формулы. Он обращается к специалисту лаборатории с просьбой составить лично для этих детей систему упражнений, которая помогла бы преодолеть эти трудности.

Или учитель русского языка замечает, что дети испытывают затруднения с выделением глаголов-исключений II спряжения в тексте большого объёма. Тогда специалист составляет упражнения для развития избирательности внимания. И т.д.

Нам пока придётся работать по мягкому сценарию и использовать те упражнения, что уже созданы.

Особо хочу отметить тот факт, что даже ученики начальной школы через некоторое время начинают отлично разбираться в том, какое психическое качество развивается благодаря выполнению того или иного упражнения и в чём лично ему это поможет!

(зачитать текст о значении ОТИ для учеников от 1-го лица)

Технология «ИнтеллекТ» дала старт двум уникальным олимпиадам, в результате чего Ломоносовская школа стала разработчиком и организатором международных олимпиад - Международной Олимпиады "ИнтеллекТ" и Международной Олимпиады "Грамотный Русский Язык". Отличия Олимпиады «ИнтеллекТ» от других олимпиад и интеллектуальных соревнований:

  • Школьники выполняют задания, позволяющие оценить уровень развития интеллекта через его составляющие: память, внимание, мышление, воображение.

  • Проверяются навыки чтения, слушания, говорения и письма.

  • Оцениваются не абстрактно-логические, а предметно-интеллектуальные качества. Все задания составлены на материале школьных предметов для каждой возрастной группы.

  • Уровень интеллекта оценивается не только при решении задач, но и при их составлении. Задания на Олимпиаде, логические задачи и головоломки, предметно ориентированы, т.е. все задания составлены на материале базовых школьных предметов. От участников не требуется демонстрировать умение накопить и выдать на соревнованиях стандартный учебный материал. Нужно поймать суть явлений, почувствовать взаимосвязи между отдельными составляющими и даже между предметами.

Учащиеся нашей школы в этом году уже принимали участие в этой олимпиаде.

В заключении я хочу передать будущим «курсантам» Ломоносовской школы брошюрки, которые позволят в некоторой степени ознакомиться с сущностью ОТИ и научной основой концепции предметно-интеллектуального развития учащегося (раздать)

Спасибо за внимание!

6


© 2010-2022