- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Осень в жизни животных (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру Осень в жизни животных (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бичина Т.Н. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: "Осень в природе. Изменения в жизни животных". 3-й класс Цель урока: знакомство обучающихся с осенними изменениями в жизни животных, формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, личностных компетентностей. Задачи урока:
- показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений;
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;
- продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
- развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
- воспитывать эстэтические чувства, экологически грамотное поведение в природе.
Оборудование:
-
Учебник "Окружающий мир" 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
-
Тетрадь к учебнику, 3 класс, О.Т.Поглазова
-
Картинки с изображениями животных
-
Раздаточный материал для работы в группах ( диаграммы, слова для схем, тексты, маркеры, клеющие карандаши, зелёные, красные, жёлтые листочки из цветной бумаги)
-
Персональный компьютер
-
Мультимедийная установка
-
Презентации к данному уроку:
-
Презентация с сайта viki.rdf.ru "Октябрь" (автор: Пономарёва Л.А., МОУ "Новоаннинская гимназия");
-
"Золотая осень" (фрагмент фильма);
-
Авторская презентация к данному уроку.
Ход урока 1. Организационный момент Дети разделены учителем на 4 группы. Учитель приветствует учеников, настраивает на работу. 2. Мотивирование к учебной деятельности, эмоциональный настрой. Проверка домашнего задания. - Полюбуйтесь красотой осеннего леса. Включаю видеосюжет "Золотая осень". На фоне музыки и слайдов читаю сказку: "Жили-были листья. У них был один дом - дерево. Одна дружная семья. Вместе им было весело, тепло и уютно. Они рассказывали друг другу сказки, играли с теплым летним ветерком. В жаркий день под деревом отдыхали люди, и листья ласкали гостей своей прохладой и шелестом. Так они прожили целое лето. Но вот наступила осень. Похолодало. - Что происходит осенью у растений? - У каких растений наблюдается листопад, у каких - нет? - Как называются растения, листья которых всегда остаются зелёными? - Кто сможет объяснить, почему осенью сорвать лист легче, чем летом? Листья пожелтели. Подул злой осенний ветер. Он срывал листья, кружил в воздухе и разгонял по всему свету. Полетели листья в далекое путешествие. У каждого была своя дорога..." - Интересное начало сказки? Хочется узнать её продолжение? А вы знаете, ребята, продолжения у этой сказки ещё нет. Может быть кто-то из вас его сочинит? У кого появилось желание придумать продолжение сказки о путешествиях осенних листочков? А кто захотел придумать свою сказку об осенних листьях? Можете дома выполнить такое задание. А теперь, посмотрите на ваши парты. Некоторые самые любознательные листики великая тяга к знаниям занесла в наш класс, на урок окружающего мира. А, вы, тоже хотите узнать что-то новое, интересное? Тогда продолжим наше знакомство с осенними изменениями в природе. 3. Актуализация знаний - Сначала вспомним, что нам уже известно. Задание для работы в группах (Приложение 1) - Каждая группа получит сейчас какую-то диаграмму. Догадайтесь, какому времени года она соответствует. Почему вы так считаете?
- У какой из групп была диаграмма лета? Представитель группы объясняет, почему так решили, прикрепляет диаграмму на доску.
- Объясните, что она обозначает.
- У какой из групп была диаграмма зимы? Представитель группы объясняет, почему так решили, прикрепляет диаграмму на доску.
- У какой из групп была диаграмма осени? Представители групп объясняют, почему так решили, прикрепляют диаграмму на доску.
- Какому ещё времени года она соответствует? (весне)
- Уточним, когда наступает осень по календарю?
- Когда наступает осень по местным признакам?
- Когда наступает осень по Солнцу?
- Как изменяется продолжительность дня и положение солнца над горизонтом после 23 сентября?
- Какой сейчас месяц за окном? Давай те послушаем беседу дяди Кузи и Чевостика про октябрь. А вы, когда будете смотреть попробуйте догадаться о чём сегодня будем говорить на уроке.
Птицы
перелётные осёдлые кочующие
- Каким образом? - Чем питаются птицы? - Почему и куда улетают птицы? Как называют их? - Какие птицы улетают первыми? - Найдём и прочитаем более точную информацию в учебнике на странице 58-59 (коллективная работа) - Как летят перелетные птицы? (Слайд 9) Приходилось ли видеть в этом году отлет птиц? Почему некоторые птицы летят не стаей, а клином или цепью? Крупным птицам труднее лететь, чем мелким, поэтому они выстраиваются при перелетах в цепочку или угол. Птицы по очереди становятся впереди всех, где труднее преодолевать сопротивление воздуха. Как первому лыжнику в походной колонне, пробивающему для всех лыжню. А потом первые перемещаются в самый хвост стаи для отдыха ( там, за всеми птицами, лететь легче). Почему улетают птицы? Сделаем вывод. (Слайд 10) - Осенью происходят изменения и в жизни птиц, которые не улетают от нас. Как называют этих птиц? Почему они не улетают от нас? Чем они питаются зимой? Эти птицы питаются сохранившимися на растениях плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых. Некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, где находят тепло ( на чердаках и в застрехах домов), и пищу. Нужно ли помогать этим птицам? Как мы можем им помочь? Для птиц, остающихся зимовать, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки. - Каких птиц называют кочующими? Не все перелётные птицы летят осенью в дальние южные края. Некоторые прилетают в наши края с севера (где ещё холоднее и голоднее, чему нас) и зимуют здесь. Это кочующие птицы. Весной они улетятот нас обратно на север. Закрепление знаний о птицах Задание для работы в группах (выполнение группами задания 33 в рабочей тетради): Соедини понятия и их значения. Учащиеся соединяют понятия "перелетные птицы", "кочующие птицы", "оседлые птицы" и их значения. Раздели птиц на три группы.(Добавим зелёную группу - кочующие птицы) Учащиеся распределяют разноцветные кружки рядом с рисунками птиц, определяя их к группам кочующих, перелетных или оседлых птиц. Проверка: (Слайд 11) Каких ещё перелётных птиц вы видите? (Слайд 12) Кто здесь лишний? Почему? (Слайд 13) Какая птица заняла место сойки? (клёст) Что вы знаете об этой птице?
Физкультминутка - А теперь после отличной работы нам с вами полагается небольшая передышка - физкультурная разминка!
Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу. Все присели на корточки, потом встали, руки в стороны и взмахи руками вверх-вниз.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу. Дети расставляют руки и ноги в стороны и изображают медвежью походку вперевалку, наклоняются "за ветвями", "строят берлогу".
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло. Становятся прямо, руки сгибают перед собой и изображают заячьи прыжки.
Носит белка целый день про запас грибы в дупло. Делают наклоны, срывают грибы и складывают их в дупло.
Рыщут волки темной ночью за добычей по лесам. Бег трусцой на месте.
Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса. Дети изображают осторожно крадущуюся лису.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко. Срывают с верхних веток орехи и прячут их внизу в мох.
Хвою щиплют глухари. Кистями рук делают щипковые движения.
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири. Дети делают махи руками и присаживаются на корточки. Что изменяется в жизни млекопитающих с приходом осени? (Слайд 14) - Подумайте, что вам известно о подготовке к зиме млекопитающих? Прочитайте текст на стр.6о. соберите схему, дополните её примерами животных.
подготовка
жилища
линька
спячка
запасы
Защита по группам каждого явления - У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? Линяют ли домашние животные? Какие животные запасают на зиму пищу? Какие животные усиленно питаются осенью? - Осенью линяет шерсть (после этого она становится более густой) у животных, которым предстоит провести зиму в лесу под открытым небом (у зайцев, лис, волков); осенью готовят себе теплое жилище те животные, которые на зиму засыпают (медведи, ежи, барсуки); усиленно питаются осенью те животные, которым предстоит на всю зиму заснуть. Самостоятельное выполнение задания 34 в рабочей тетради: По заданию № 34 ученики объединяют рисунки: хозяйка - банки с соленьями, пчела - соты с медом, конь - повозка с сеном, хомячок - спелые колоски. - Кто из всех изображённых животных не сам заготавливает себе корм? (Лошадь не сама заготавливает себе корм, о ней заботится человек, но она помогает ему привезти сено с луга.) Задание для работы в группах Прочитайте текст, угадайте о каком животном в нём идёт речь? Текст для группы 1: "Он постоянно живет в земле. За один раз он съедает 20-30 граммов пищи; наевшись, тут же укладывается спать; просыпается через 4-5 часов голодным и снова отправляется за пищей. На зиму в спячку не залегает, так как голодать он не может. Голод для него - гибель." (крот) (Слайд16) Текст для группы 2: "У него за лето бывает три приплода: первый - в конце апреля или в мае, второй - в начале июля, третий - в конце августа или начале сентября, когда начинается листопад. Эти поздние детки так и называются - листопаднички. К зиме он белеть начинает с хвоста." (заяц) (Слайд15) Текст для группы 3: "И он готовит себе мягкую постель для зимовки. Он смешно катается по сухим листьям, накалывает их на колючки и носит к своему зимовью. Затем, свернувшись в клубок под листьями, засыпает на всю зиму." (ёж) (Слайд 17) Текст для группы 4: "Она питается лягушками, ящерицами, мышами, крупными насекомыми, может разорить птичье гнездо, а вот догнать зайца ей не просто, так как он более подвижен, да и след путает." (лиса) (Слайд 18) Знакомство с жизнью рыб, пресмыкающихся, земноводных (Слайд 19) -О каких животных пойдет речь дальше? Задание для работы в группах - Закончите предложения: Летом вода ____________________, поэтому рыбы плавают _______________________. Осенью вода ___________________, поэтому рыбы плавают _______________________. Слова для справок: "остывает", " по всему слою воды", "нагревается", "в нижнем слое воды" Обучающиеся выбирают из справки слова: "остывает", " по всему слою воды", "нагревается", "в нижнем слое воды", дополняют предложения. Проверка (Слайды 20,21) - Как готовятся к зиме земноводные и пресмыкающиеся?(Слайд 22) С наступлением осенних холодов земноводные и пресмыкающиеся забираются в укромные места и застывают. Тритоны в отличие от других земноводных подальше уйдут от водоемов и перезимуют под сухими корнями деревьев. Некоторые лягушки забираются в ил на дно водоёмов. 7. Рефлексия учебной деятельности - Ребята, вы оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы. Кто оказался лучшим в группе? Кому из вас удалось пополнить свои знания? (Слайд 23) Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеет его на веточку: красный листик - "мне было интересно", желтый листик - "я узнал много нового", зеленый листик - "мне было трудно все запомнить", а на белом листике вы можете сейчас или в течение дня написать тот вопрос, который вас заинтересовал по данной теме и отдать его учителю. После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся "Деревом Познания".
8. Домашнее задание
Обязательное задание для всех:
Дома по заданию № 35 в рабочей тетради вставить пропущенные названия животных в текст сказки, знакомясь с тем, как они собираются перезимовать.
Задания на выбор:
-
Подготовить индивидуальное сообщение о подготовке животных к зиме (доклад сопровождать показом иллюстрации)
-
Сочинить сказку об осенних листьях
Поискать информацию о том, где зимует кукушка
7