- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе
Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панченкова О.Е. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе
Панченкова Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
МБОУ «НОШ №98»
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательной деятельности. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее - УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Рис.1. Математика, 1 класс Использование фишек при выяснении представления о смысле математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). При помощи фишек учащиеся знакомятся с понятиями: сложение - объединение двух множеств, вычитание - это разбиение на две группы (удаление одной из групп), а умножение - действие, заменяющее сложение одинакового количества фишек в ряду или столбце (сложение одинаковых слагаемых).
Рис.2. Математика, 1 класс
Использование фишек при решении простых задач. После прочтения задачи учителем или хорошо читающим учеником, учащиеся в классе выкладывают фишками (наборы имеются у всех детей) данные задачи, двигают ими в зависимости от условия (удаляя фишки или добавляя их). Затем при помощи фишек с цифрами, выкладывают решение задачи. Таким образом, каждый учащийся не только воспринимает на слух задачу, но и сам моделирует ее. Рис. 3. Математика, 1 класс
Использования фишек при формировании понятия «увеличить на…», «уменьшить на…». При формировании данных понятий с использованием цветных фишек учащийся понимает смысл «увеличения на…» и «уменьшения на…». Все действия производит через организацию индивидуально-собственной работы.
Рис.4 Математика, 1 класс
Использование цветных фигур при знакомстве с геометрическим материалом. При работе с геометрическим материалом учащиеся на уроке выкладывают фигуры по заданию, составляют из геометрических фигур новые, изменяют цвет, форму, размер, распределяют геометрические фигуры на группы по разным признакам.
Рис.5 Математика, 1 класс
Рис.6 Математика, 1 класс
Использование графов при решении задач, выражений, неравенств. После завершения этапа работы с фишками (конец 1 класса, начало второго класса) учащиеся переходят к моделированию математической информации через схемы и графы. Рис.7 Математика, 1 класс
При помощи графа можно моделировать любое выражение. Также, начиная с первого класса учащиеся изображают при помощи графа понятия «меньше» (синяя стрелка), «больше» (красная стрелка).
Рис.8.Математика, 1-2 класс
Использование цветных палочек при знакомстве с двузначными, трехзначными числами Цветные палочки используются в третьем классе при моделировании двузначных и трехзначных чисел. При использовании данного вида моделирования лучше усваиваются названия разрядов: единицы, десятки, сотни.
Рис.9 Математика, 3класс
Широкое использование знаково-символических средств направлено на оптимизацию процесса обучения математике. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде. Между тем, знаки являются теми объектами, которые могут значительно усложнить понимание учебного материала, если оперировать ими без должной подготовки, сводя деятельность учеников к формальному заучиванию правил действий с ними без выяснения смысловой стороны знаков. Таким образом, моделирование является необходимым компонентом учебной деятельности. В процессе моделирования выделяются и фиксируются существенные особенности и отношения изучаемых явлений, активизируется творческая деятельность учащихся благодаря устойчивой мотивации учения, отражается предметная сторона учебной деятельности.
Литература В.Н.Рудницкая. Учебник «Математика», 1-3 классы.
7