Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе


Панченкова Ольга Евгеньевна,

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №98»


Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательной деятельности. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее - УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Поэтому чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании знаково-символических УУД, которые обеспечивают универсальные действия конкретным способом преобразования учебного материала и представляют собой действие моделирования. Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. У младших школьников, в силу возрастных особенностей, лучше развито наглядно-образное мышление, поэтому наиболее доступными для них являются предметный и графический языки. На уроках математики в начальных классах предпочтительней использовать графический язык, так как с его помощью можно ярко выделить изучаемые отношения, от которых при использовании предметного языка отвлекают многочисленные свойства предметов. Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики. Рассмотрим формирование знаково-символических универсальных действий на примере учебника В.Н. Рудницкой «Математика», входящего в УМК «Начальная школа XXI века». Начиная с первого класса, вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно), формулировки заданий (проведи линию, впиши цифры, обведи, раскрась и т.п.); введение рисунков для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, использование социально принятой символики (стрелки, схемы, графы, таблицы). Указанные символы применяются в основном для сокращения текста заданий и лучшего их понимания. Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, чтобы школьники сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Широкое использование в процессе обучения получили следующие модели: фишки, цветные фигуры, графы, цветные палочки. Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи. Чтобы решить задачу, надо построить её математическую модель. Использование фишек при формировании умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов. Учащиеся учатся при помощи цветных фишек воспринимать и моделировать полученную информацию. Первый этап подготовки к решению простых задач.Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школеСтатья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе

Рис.1. Математика, 1 класс Использование фишек при выяснении представления о смысле математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). При помощи фишек учащиеся знакомятся с понятиями: сложение - объединение двух множеств, вычитание - это разбиение на две группы (удаление одной из групп), а умножение - действие, заменяющее сложение одинакового количества фишек в ряду или столбце (сложение одинаковых слагаемых). Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школеСтатья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе







Рис.2. Математика, 1 класс

Использование фишек при решении простых задач. После прочтения задачи учителем или хорошо читающим учеником, учащиеся в классе выкладывают фишками (наборы имеются у всех детей) данные задачи, двигают ими в зависимости от условия (удаляя фишки или добавляя их). Затем при помощи фишек с цифрами, выкладывают решение задачи. Таким образом, каждый учащийся не только воспринимает на слух задачу, но и сам моделирует ее. Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе Рис. 3. Математика, 1 класс
Использования фишек при формировании понятия «увеличить на…», «уменьшить на…». При формировании данных понятий с использованием цветных фишек учащийся понимает смысл «увеличения на…» и «уменьшения на…». Все действия производит через организацию индивидуально-собственной работы. Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе






Рис.4 Математика, 1 класс
Использование цветных фигур при знакомстве с геометрическим материалом. При работе с геометрическим материалом учащиеся на уроке выкладывают фигуры по заданию, составляют из геометрических фигур новые, изменяют цвет, форму, размер, распределяют геометрические фигуры на группы по разным признакам.Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе



Рис.5 Математика, 1 класс Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школеСтатья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе








Рис.6 Математика, 1 класс
Использование графов при решении задач, выражений, неравенств. После завершения этапа работы с фишками (конец 1 класса, начало второго класса) учащиеся переходят к моделированию математической информации через схемы и графы. Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе Рис.7 Математика, 1 класс
При помощи графа можно моделировать любое выражение. Также, начиная с первого класса учащиеся изображают при помощи графа понятия «меньше» (синяя стрелка), «больше» (красная стрелка).Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школеСтатья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе

Рис.8.Математика, 1-2 класс


Использование цветных палочек при знакомстве с двузначными, трехзначными числами Цветные палочки используются в третьем классе при моделировании двузначных и трехзначных чисел. При использовании данного вида моделирования лучше усваиваются названия разрядов: единицы, десятки, сотни. Статья на тему Формирование знаково-символических учебных действий на уроках математики в начальной школе









Рис.9 Математика, 3класс
Широкое использование знаково-символических средств направлено на оптимизацию процесса обучения математике. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде. Между тем, знаки являются теми объектами, которые могут значительно усложнить понимание учебного материала, если оперировать ими без должной подготовки, сводя деятельность учеников к формальному заучиванию правил действий с ними без выяснения смысловой стороны знаков. Таким образом, моделирование является необходимым компонентом учебной деятельности. В процессе моделирования выделяются и фиксируются существенные особенности и отношения изучаемых явлений, активизируется творческая деятельность учащихся благодаря устойчивой мотивации учения, отражается предметная сторона учебной деятельности.
Литература В.Н.Рудницкая. Учебник «Математика», 1-3 классы.

7


© 2010-2022