- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 1 класс ОС Школа 2100
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ОС Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гольтяпина И.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основании Общеобразовательной программы начального обучения МКОУ «СОШ№9», с учетом особенностей УМК Общеобразовательная система «Школа 2100» и соответствует стандарту согласно базисному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
При изучении русского языка формируются умение и навыки грамотного безошибочного письма, развивается устная и письменная речь, развивается языковая эрудиция школьника, его интерес к языку и творчеству, стимулируется интерес к языку, как науке. Всего на изучение русского языка отводится 675ч,из них в 1 классе 165ч,4ч в неделю,33 учебных недели .В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (5 часов в неделю) и обеспечивается учебником «Букварь». Во втором полугодии - учебником «Русский язык». Обучение по учебнику «Русский язык» начинается после окончания знакомства с буквами в курсе «Обучение грамоте» («Букварь»). Курс изучается в течение 10 учебных недель после завершения пропедевтического курса "Обучение грамоте"
ЦЕЛЬ:
-
формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково символического и логического мышления учеников;
-
формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задача:
-
развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
Освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-
Овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные письменные тексты небольшого объема;
-
воспитать позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому языку,
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык
в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Реализация программы основана на следующих принципах: *личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру); *культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей); * деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач); Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования (1 класс): * развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; * освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; * овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; * воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа расширяет и углубляет сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию. Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм. В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях. Материал программы 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос лов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после согласных ж, ш, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме) Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесе, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. На протяжении всего начального обучения в 1 классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий - будь то разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи или другое задание - показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, - словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.
Межпредметные связи:
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Также осуществляются межпредметные связи с уроками окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
Содержание
В курсе русского языка выделяются следующие разделы:
-
Фонетика и орфоэпия.
-
Графика.
-
Лексика
-
Состав слова (морфемика).
-
Морфология.
-
Синтаксис.
-
Орфография и пунктуация.
-
Развитие речи.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел«Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
звукового состава и обозначения звуков буквами;
морфемного состава и словообразования;
грамматического значения;
лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
Область фонетики: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
-видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
-правильно писать слова с изученными орфограммами;
-графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
-находить и исправлять орфографические ошибки.
Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
разделительные ь и ъ;
пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.
Интегрированные проверочные работы, нацеленные на оценивание метапредметных результатов. Тетрадь интегрированных проверочных работ для 1-го класса, включающих как работы на основе текста, так и работы с отдельными заданиями к рисункам и схемам, нацеленные на проверку результатов формирования универсальных учебных действий
Основные виды учебной деятельности.
Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать
содержание.
Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.
Выполнять задания в нужной последовательности.
Проверять себя по учебнику.
Выделять звуки в слове.
Находить слова с заданными звуками.
Характеризовать звуки (гласные - ударные, безударные; согласные - звонкие, глухие; парные -
непарные; твёрдые - мягкие, парные - непарные;шипящие).
Ставить ударение, делить слова на слоги.
Соотносить слова со слогоударной схемой.
Подбирать слова, соответствующие схеме.
Характеризовать функцию букв гласных, букв ъ и ь.
Находить однокоренные слова в группе слов.
Выделять корень слова.
Подбирать проверочные слова.
Анализировать поэлементный состав букв.
Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом.
Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.
Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы
своей работы.
Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этап своей работы.
Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из Букваря Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно пересказывать текст; - составлять устный рассказ по картинке; - называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме; - определять количество букв и звуков в слове; - писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; - ставить пунктуационные знаки конца предложения; - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; - находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Получат возможность научиться
-проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
-оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-подбирать примеры с определенной орфограммой;
-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
-оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Содержательная линия «Система языка» научится, получит возможность научиться Раздел «Фонетика и графика» научится: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; • знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» получит возможность научиться: • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно(по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). Раздел «Состав слова (морфемика)» научится: • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Лексика» научится: • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. получит возможность научиться: • оценивать уместность использования слов в тексте; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» • находить в тексте, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся Раздел «Синтаксис» научится: • различать предложение, словосочетание, слово; • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; «Орфография и пунктуация» научится: • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; • безошибочно списывать текст • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: • подбирать примеры с определённой орфограммой; • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» научится: • оценивать правильность (уместность) выбора средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: • создавать тексты по предложенному заголовку; • подробно или выборочно пересказывать текст; • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• соблюдать нормы речевого взаимодействия
Календарно-тематическое планирование курса русского языка в 1 классе
УМК Образовательная система «Школа 2100»
№
п\п
Дата
Тема урока
Кол-во
ча
сов
Характеристика
деятельности
обучающихся
Требования к уровню
подготовки обучающихся
(результат)
Планируемые
результаты
(универсальные учебные
действия
●-личностные
●-регулятивные
●- познавательные
●-коммуникативные)
Методы оценки
достижений
обучающихся
Элементы
дополни
тельного
содержания
Разделы: Слово (25 часов),
Предложение (15 часов),
Текст (10часов)
1
Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык»
1
Анализировать в процессе совместного обсуждения сферы употребления в России русского языка и
национальных языков
Знать как построен учебник
Уметь пользоваться учебником, находить информацию
Анализировать и оценивать содержание разворота учебника. Искать нужную информацию через рассматривание. Ориентироваться в рамках всего учебника и по страницам. Понимать и распознавать условные обозначения.
Осознанно перечислять обязанности школьника.
2
Гласные звуки и буквы
1
Различать в слове звуки речи.
Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков в соответствии с их характеристикой. Соотносить количество звуков
и количество букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв
Знать минимум понятий о гласных звуках.
Уметь анализировать звуковой состав.
Сформированность адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Использовать знаково-символические средства.
Учитывать позицию собеседника.
Зрительно-слуховой диктант.
Самостоятель
ная работа
Сравнение звукового и буквенного состава слов.
3
Гласные буквы, обозначающие мягкость и твердость согласных звуков на письме.
1
Проводить звукобуквенный и фонетический анализ слова.
Сравнивать звуки и буквы
Классифицировать слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков.
Знать о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных.
Уметь слышать звучащее слово, производить звукобуквенный анализ слов, отличать текст от набор предложений.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Научиться принимать и сохранять учебную задачу
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Научиться задавать вопросы.
Тест. Словарно-орфографичес-кая работа
Понятия об «опасных местах» - орфограммах
4
Согласные звуки и буквы.
1
Знать о признаках согласных звуков и их классификации.
Уметь списывать с печатного и прописного текстов.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Текущий диктант.
5
Что мы знаем о звуках и буквах.
1
Знать признаки и классификацию звуков.
Уметь производить звукобуквенный анализ.
Проверочная работа (списывание с грамматическими заданиями)
Уметь анализиро-вать содержание таблицы
6-7
Повторяем слоги и ударение.
2
Определять
количество слогов в слове.
Классифицировать слова по количеству слогов.
Знать понятие слога и ударения.
Уметь находить ударный и безударный слоги.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Формулировать собственное мнение и позицию
Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Словарная работа
Уметь находить обобщающее слово.
8-9
Перенос слов
2
Группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных и для согласных звуков, со способом проверки, с морфемой,
в которой они находятся, с возможностью и невозможностью их
проверки.
Знать правила переноса слов
Уметь видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Проявлять познавательную и инициативу в учебном сотрудничестве.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
Словарная работа
10-12
Развитие умения переносить слова
3
Знать правила переноса слов
Уметь применять их при выполнении письменной работы; знать и применять орфограмму «Прописная буква в собственных именах существительных»;
Уметь писать в одну линейку.
Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Слуховой диктант.
Индивидуаль-ная работа по карточкам.
Тест.
Орфограмма «Заглавная буква в собственных именах существи-тельных»
13
Закрепление по теме «Ударение, перенос слов» (проверочная работа)
1
Совместно обсуждать алгоритм/план/способ действий при выполнении работы над ошибками. Использовать результат обсуждения в
практической деятельности.
Взаимо и самоконтроль при проверке выполненной письменной
работы
Уметь писать под диктовку связный текст и словарные слова, определять количество букв и звуков в словах.
Ориентация на понимание принцип успеха в учебной деятельности.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Диктант с грамматичес-ким заданием
14
Пишу правильно (работа над ошибками)
1
Уметь анализировать ошибки и работать над ними.
Словарная работа.
Диктант.
15
Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.
1
Находить и отмечать в словах орфограммы (изученные и неизученные). Совместно вырабатывать порядок/алгоритм\
схему проверки
орфограммы. Решать орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный
способ действий. Составлять в
группе задания на отработку определенной орфограммы.
Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой.
Знать об обозначении мягкости согласных буквами е,ё,и,ю,я,ь.
Уметь видеть в словах орфограммы.
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Диктант с комментированием.
Понятие о тексте, умение анализиро-вать заглавие
16
Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
1
Знать об обозначении мягкости на письме.
Уметь правильно переносить слова по слогам, списывать слова и сверять с образцом.
Комментированное письмо.
Словарный диктант.
Соотношение звукового и буквенного состава слова.
17-18
Развитие умения обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами.
2
Уметь читать и записывать транскрипцию, видеть и объяснять орфограммы.
Знать способы обозначения мягкости согласных на письме.
Работа по карточкам.
Словарный диктант.
Проверочная работа.
Понятие о тексте, предложении, составление схемы предложений транскрип-ция слова
19-20
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь.
2
Знать о различие согласных по твердости-мягкости; способах обозначения мягкости согласных.
Уметь видеть орфограммы, правильно переносить слова, производить звукобуквенный анализ.
Использовать знаково-символические средства
Ориентация на понимание принцип успеха в учебной деятельности.
Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Диктант с комментирова-нием
Транскрип-ция слова.
21-22
Повторяем написание большой буквы и разделительного мягкого знака в словах.
2
Сопоставлять случаи употребления прописной или строчной буквы в именах собственных и
их нарицательных омонимах (к примеру, Пушок-пушок, Роза-
роза, черное небо-Черное море)
Знать об употреблении заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях.
Уметь писать слова с мягким знаком.
Научиться принимать и сохранять учебную задачу
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Умение использовать речь для регуляции своего действия.
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Словарная работа.
Картинный словарный диктант.
Распределительный диктант.
Различение разделительного ь и показателя мягкости.
23
Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы.
1
Уметь распознавать собственные и нарицательные существительные.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
Работа в парах.
24-25
Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.
2
Уметь писать заглавную букву в собственных именах существительных, писать разделительный мягкий знак в словах
Работа по карточкам. Тематический диктант.
Образование притяжательных прилагательных от существи-тельных
26-29
Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, в словах.
4
Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,
чу-щу.
Списывать слова, предложения в соответствии с заданным
алгоритмом, контролировать этапы своей работы
Уметь правильно писать буквосочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, в словах.
, подбирать однокоренные слова.
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
Различать способ и результат действия.
Письмо по памяти.
Объяснитель-ный диктант.
Тест. Рапределительный диктант.
Формирова-
ние способности к объективности самооценки.
Однокорен-ные слова
30
Повторяем корень слова.
1
Группировать слова по заданному
принципу (с общим корнем)
Находить однокоренные слова, выделять в них корень.
Уметь находить и подбирать однокоренные слова.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» .
Тематический словарный диктант.
Понятие единообразного написания корней.
31
Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.
1
Знать об одинаковом написании корней в родственных словах.
Предупредительный диктант.
Беседа по вопросам.
Однокорен-ные слова
32-33
Повторяем правописание безударных гласных в корне слова.
2
Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой.
Подбирать несколько проверочных слов для заданной орфограммы Составлять в группе списки слов с непроверяемыми орфограммами
гласных и согласных по алфавитному и/или тематическому принципу.
Группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных.
Уметь выделять безударный слог, сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова.
Ориентация на понимание принцип успеха в учебной деятельности.
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Творческое списывание.
Распределительный диктант.
Понятие сильной и слабой позиции.
34-37
Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне.
4
Уметь находить проверочные и проверяемые слова с ударными и безударными гласными в корне.
Объяснительный диктант.
Письмо по памяти.
Работа по карточкам, списывание.
Понятие о тексте и его признаках
38
Диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»
1
Совместно обсуждать алгоритм/план/способ действий при выполнении работы над ошибками. Использовать результат обсуждения в
практической деятельности.
Взаимо и самоконтроль при проверке выполненной письменной
работы
Знать и уметь применять изученную орфограмму, уметь подбирать проверочные слова.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
Умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Итоговый диктант.
39
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
1
Знать и уметь применять правила работы над ошибками.
Фронтальный контроль.
40-42
Повторение слов, написание которых надо запомнить.
3
Составлять в группе списки слов с непроверяемыми орфограммами
гласных и согласных по алфавитному и/или тематическому принципу.
Группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных.
Знать написание словарных слов по темам «Спорт», «Животные», «Овощи»;отработать навыки письма слов с парными согласными.
Уметь писать под диктовку, списывать с печатного текста, выполнять самопроверку, находить в словах орфограммы.
Научиться задавать вопросы.
Научиться контролировать действия партнера.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Выборочный диктант.
Изложение-миниатюра
Понятие об обобщаю-щем слове
43
Словарный диктант (7 мин). Повторение темы «Безударные гласные в корне слова»
1
Знать и уметь писать словарные слова, уметь составлять текст по опорным словам.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Способность к самооценке на основе критерия успешности
Словарный диктант.
Составление текста по опорным словам.
44-45
Что мы знаем о предлогах и предложении.
2
Накапливать
опыт по узнаванию предлогов в речи.
Самостоятельно выделять в речи
предлоги, с помощью которых образуются падежные формы.
Осознавать роль в речи предлога и
Приставки.
Знать, что такое предлоги и какова их функция; признаки предложения, понятие об интонации и цели высказывания.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Объяснитель-ный диктант
Словарная работа
Отличие предлога от приставки.
Составление текста на заданную тему.
46
Административная контрольная работа за учебный год
1
Совместно обсуждать алгоритм/план/способ действий при выполнении работы над ошибками. Использовать результат обсуждения в
практической деятельности.
Взаимо и самоконтроль при проверке выполненной письменной
работы.
Знать изученные орфограммы.
Уметь отличать букву от звука, набор слов от предложения.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
Итоговая комбинирован-ная контрольная работа
47
Повторяем правила оформления предложений на письме.
1
Различать и правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Объяснитель-ный диктант
48
Закрепление по теме
« Предложение» (проверочная работа)
1
Знать отличительные признаки предложения.
Уметь различать предложения по интонации и цели высказывания.
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Контрольная работа
49
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
1
Знать правила работы на ошибками
Уметь применять их.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
Объяснитель-ный диктант
50-51резерв
Чему мы научились за год
1
Знать изученный в течение учебного года материал и уметь его применять
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.