Конспект урока окружающий мир для 2 класса по теме: «Формы земной поверхности»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Формы земной поверхности».

Цели урока:

  • Образовательные: Формирование таких понятий как равнина, горы, холм, овраг. Познакомить с основными частями горы и холма.

  • Способствовать развитию способности к эстетическому восприятию природы.

  • Воспитывать коммуникативные качества, необходимые для сотрудничества при фронтальной работе, групповой, парной работе.

Задачи урока: Образовательная. Формировать умение определять различные формы земной поверхности, познакомить со строением холмов и гор, формировать умение ориентироваться на местности Развивающая. Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение. Воспитательная. Привлечь внимание детей к тому, что на формирование рельефа оказывают влияние, как внешние силы природы, так и хозяйственная деятельность человека.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.

  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулирование проблемной ситуации с помощью учителя.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Давайте перед уроком зарядимся положительной, доброй энергией друг от друга.

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нас мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

Присаживайтесь!

Над каким разделом мы с вами работаем сейчас?

Путешествия

Кто и сегодня готов отправиться в путешествие за новыми знаниями?

Зачем люди отправляются в путешествие?

За открытиями

И вас сегодня на уроке ждут открытия.

Какие они будут - большие или маленькие - у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями.

А чтобы не сбиться в пути, мы, будем путешествовать по маршрутному листу открытий и заполнять его в ходе урока.

2.Актуализация опорных знаний.

Работать мы будем сегодня в группах. Какие правила работы в группах вы знаете?

Чему мы уже научились для того, чтобы смогли отправиться в путешествие?

Узнали, что такое горизонт, линия горизонта, познакомились с компасом, научились находить стороны горизонта, ориентироваться в пространстве

Дайте определение горизонта. (Слайд 2) Приложение

Что такое линия горизонта? (Слайд 3)

Для чего нужен компас?

Посмотрите на доску и найдите у себя в маршрутном листе розу ветров.

Назовите и обозначьте основные стороны горизонта. ( Слайд 4) Назовите и обозначьте промежуточные стороны горизонта.

Проверим. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Отправляемся в путь! 3.Формирование новых знаний, умений и навыков.

Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.

Попробуйте определить тему урока. (Слайд 8)

Тема урока: Формы земной поверхности. (Слайд 9)

Заполним нашу таблицу: формы земной поверхности. (Слайд 10 - 11)

Давайте поставим задачи на урок: Что бы нам хотелось узнать?

Узнаем, какие формы земной поверхности бывают, научимся их сравнивать, будем учиться замечать и ценить красоту природы.

На какие группы можно разделить данные фотографии местности? (Слайд 12)

Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы Земной поверхности.

Какое открытие мы сделали?

На Земле есть горы и равнины (Слайд 13) Дополняем нашу таблицу новыми терминами: горы, равнины. (Слайд 14)

С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города,

прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства

равнин заняты пустынями и лесами. (Слайд 15) Попробуйте дать определение равнины. (Слайд 16) А) Работа по толковому словарю. А какое определение дается в толковом словаре? Равнины бывают разные. В чем отличие этих равнин?

Плоские и холмистые.

Заполняем нашу таблицу - плоские и холмистые (Слайд 17)

Почему они так называются?

Плоские - имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности - холмы.

Б) Работа с физической картой России.

Найдем и покажем равнины нашей страны. (Слайд 18)

Что можно встретить на равнине?

Обратимся к нашим экспертам и попросим их дать определение холма , используя толковый словарь Ожегова.

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

Вершина - самая высокая точка

Подошва - начало возвышения

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. (Слайд 19 - 20) Путешествуя, люди замечали некоторые изменения в земной поверхности. Что это за изменения и как они образовались - узнайте, посмотрев видеосюжет. Чтение по учебнику.стр.78

Овраги. Заполняем схему. (Слайд 21-22)

Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?

Определение оврага в словаре.

Домашнее задание: подумайте: пользу или вред приносят овраги местности? Это мы с вами обсудим на следующем уроке. Физкультминутка. Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. До горы сейчас дойдём. Вот - подошва, вот - вершина, Левый склон и правый склон. Мы взберёмся на вершину И осмотрим всё кругом! - Представьте, что вы - гора. - Покажите вершину, подошву, склоны. Работа над темой урока.

А мы с вами отправляемся дальше. Угадайте, куда?

Ну, конечно, чудо это! -
Вот уже который век,
Даже самым жарким летом -
На её вершине снег!

Правильно, мы оказались в горах. Посмотрите, как там красиво! Послушайте, как описал красоту гор Николай Иванович Сладков.

Работа по учебнику. Стр.80-81 (Слайд 23)

Читаем вслух.

Что можете рассказать о горах?

Кто сможет дать определение гор?

А что нам скажут эксперты? (работа по словарям)

На стр.78 и прочитайте о горах 3 абзац.

Что ещё узнали о горах?

Одиночные горы и горные хребты. (Слайд 24 - 25)

Заполняем схему. Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты. ( Слайд 27)

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.

Найдите общее и различие. (Слайд 28)

Давайте найдем на карте нашей родины горы. Самые старые горы Уральские. Уральские горы появились около 600 миллионов лет тому назад. Длина Уральского хребта - более 2000 километров. (Слайд 29)

А в Кавказских горах есть самая большая гора России.

Эльбрус - бесценная гордость и достояние России

Посмотрим отрывок из фильма «Красота гор»

Повторим все географические понятия, которые сегодня прозвучали на уроке.

Проект. Работа в группах самостоятельная.

Мы с вами изучили основные формы земной поверхности. Приступим к изготовлению пособия «формы земной поверхности».

-что есть у любой книги? (название)

-какое название будет у нашей книги? (Формы земной поверхности)

Задания

Каждая группа получает конверт.Узнайте по картинке какая форма земной поверхности вам досталась и выберите для нее описание и характеристику. Оформите это все на листе. Это и будет страница книги.

1 группа составляет «гора»

2группа - «холм»

3 группа- «овраг»

4 группа - «Равнина»

5 группа- Строение холма и горы. Схема. Аппликация.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Где мы побывали? (Слайд 34)

Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

А теперь поделитесь своими открытиями (Слайд 35)
Рефлексия. Подумайте и определите качество своей работы на уроке. В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора», - Те ребята, кто согласен с высказыванием: -«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно, материал урока не понял», прикрепите флажок к «Равнине». Те ученики, кто считают: -«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», прикрепите флажок к «Холму». Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите флажок к «Горе». - Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

Итог урока.

Что такое горы? ( В жизни это многозначное слово. Горы - это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)

Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины были по плечу.

Слова из песни В. Высоцкого

Так оставим ненужные споры,

Ты ведь мне всё доказал,

Лучше гор могут быть только горы

На которых ещё не бывал!

Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным



Выступление ученика.

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите...

Приложение







© 2010-2022