Выступление Возможности двуязычной рабочей тетради Математика для 1-2 классов в условиях ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности двуязычной рабочей тетради «Математика»

для реализации требований ФГОС


В новом Стандарте прямо сказано о том, что он «разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и «направлен на обеспечение (….) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Среди задач, которые стоят перед школой на ступени начального общего образования, стандарт называет, в частности, такие:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В «Концепции духовно-нравственного развития «воспитание личности гражданина России» говорится: «Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития «воспитание личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнерства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.
Одним из средств реализации названных требований ФГОС является разработанная и апробирующаяся в образовательных учреждениях с родным языком обучения Республики Хакасия рабочая тетрадь по предмету «Математика». Целью этой рабочей тетради названа формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к национальной традиции. Рабочая тетрадь призвана актуализировать педагогическими средствами национальную (хакасскую) традицию и создать условия для приобщения к ней школьников. Также в Стандарте принципиально новыми являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ( в частности, к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности), включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий. Поскольку осознание новых требований является необходимым условием успешной реализации Стандарта рассматривается взаимосвязь всех трех групп требований: предметные УУД, личностные УУД, межпредметные УУД. Из этого вытекает, что УУД имеются в виду личностные и метапредметные:
  • формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки, и в неразрывном единстве с ними;
  • развиваются в неразрывном единстве друг с другом - регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные).
Рассматривая возможности рабочей тетради «Математика» для 1-2 классов будем опираться на их неразрывность. При организации учебного процесса по рабочей тетради у младших школьников формируются и совершенствуются положительное отношение к учению, способность к самооценке и.т.д. (личностные УУД). По ФГОС ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает регулятивные УУД. Целью действий ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет комплекс познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, использует общие приемы решения задачи и т.п. На уроке создаются условия для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками. В рабочей тетради для 1,2 классов задания направлены на повторение, закрепление знаний и навыков, связанных с выполнением арифметических действий и сравнения. Целями заданий являются: во-первых, совершенствовать навыки выполнения действий с числами. В процессе выполнения этого задания у учащихся развиваются: умение осуществлять поиск нужной информации (связать выражения и числа с высказыванием); использовать знаки, символы, модели; высказываться в устной и письменной форме; анализировать, выделять главное, строить рассуждения (Позн.). Развиваются также умения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (Регул.). В ходе выполнения заданий учащиеся взаимодействуют для того, чтобы найти верное решение. Таким образом, у них формируются следующие умения: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи (Коммуник.). Условия для формирования УУД создаются формой и стилем представления рабочей тетради «Математика». Математический материал вводится и закрепляется через ситуации: мальчик и девочка в национальной одежде. Эта установка определяет тон и стиль обсуждения между учащимися на уроке. Эти изображения можно дополнить хакасскими именами. Тогда обсуждение приобретает личностный характер, что способствует развитию интереса к учебному материалу; способности к самооценке, то есть пониманию чувств других; усвоению основных моральных норм поведения. Таким образом, приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что рабочая тетрадь «Математика» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития УУД в полном соответствии с требованиями Стандарта второго поколения. Стр.50 Стр.2 (задача об Ангелине), Стр.52 (задание 8 повышенного уровня (оценка достижений). Стр.31 Стр.35 №6 В рабочей тетради представлены тесты и контрольные работы для итоговой оценки достижений планируемых результатов. Например, в разделе «Числа и величины» Планируемый результат: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0до 20. Умения, характеризующие достижения этого результата:
  • понимать смысл десятичного состава числа, объяснять значение цифры в позиционной записи числа;
  • характеризовать число (четность-нечетность, сравнение с другими числами, позиционная запись и т.д.);
  • устанавливать последовательность числе и величин в пределах 20;
  • выполнять действия с числами (увеличивать, уменьшать число (стр.37-42)
© 2010-2022