Занятие по риторике Знакомые незнакомцы (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Риторика

1 класс

Тема урока: «Знакомые незнакомцы

(непонятные слова в тексте)».

Цель урока: научить замечать непонятные слова в тексте и познакомить со способами толкования значения слов.

Оборудование: компьютер, толковые словари: С.И. Ожегова, В.И. Даля; листы с напечатанными на них отрывками из произведений, листы с кроссвордом.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Ничего не пропускай.

  1. Вступительная беседа.

- К нам в гости сегодня пришел необычный гость. Но пришел не просто так, а за помощью. Ребята, вы его видите? (Нет)

- Наш гость очень любит путешествовать, и однажды он попал в замок злого колдуна. Колдун заколдовал его: перепутал буквы в его имени и с тех пор наш гость -невидимка. Он просит вас расколдовать его. Поможем ему? Отгадайте его имя: ОБКОЛКО. (Колобок)

- А сейчас, чтобы колдовство исчезло:

Глазки дружно закрывайте.

Сказку в душу пропускайте.

(Появляется Колобок)

Колобок:

Сказки любите, друзья?
Это замечательно!
Мы расскажем вам одну,
Слушайте внимательно! Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе: - Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
-Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое слово, непонятное? А кто - два? Три? - Назовите эти слова. (Короб, сусек, крылышко, горсть.) - А может быть, кто-нибудь объяснит нам, что значит «крылышком поскребла»? - Вот видите, сколько в знакомой сказке незнакомых слов. И сегодня на уроке мы поговорим о «знакомых незнакомцах». . Давайте рассмотрим рисунки на стр. 27, они нам помогут узнать, что это такое. - Итак, мы выяснили, что: КОРОБ - изделие из дуба, бересты для хранения и переноски чего -либо; СУСЕК - ящик для ссыпки зерна; КРЫЛЫШКО - здесь: отрезанное и засушенное гусиное крыло; ГОРСТЬ - рука, сложенная так, что ею можно что-нибудь зачерпнуть. Теперь мы можем лучше понять сказку. Нам стало ясно, что муки у старика со старухой было очень мало, почти совсем не было. Можно представить себе, как старуха взяла крылышко и стала мести короб, сусек, чтобы на скрести хоть немного муки. - А вы можете показать руками, какой величины был, по-вашему, колобок? - Да, наверное, маленький. - Почему мы можем сказать, что слова короб, сусек, горсть - «знакомые незнакомцы»? - Но всегда ли можно с помощью рисунка объяснить значение слова? Послушайте строчки из стихотворения, которое называется «Тарарам»:

Говорят, что по утрам

В нашем доме - тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Всё вверх дном перевернули -

Тарарама в доме нет! - Что такое «тарарам»? Как вы понимаете значение этого слова? (Шум,суета, беспорядок.) - Можно ли изобразить шум на рисунке? (Нет.) - Наверное, очень сложно нарисовать так, чтобы стало понятно значение этого слова. Лучше объяснить его значение другими словами. Для этого существуют толковые словари. - Почему они так называются? (Объясняют, растолковывают значение слов.) - Я вас познакомлю с одним из них. Посмотрите, у меня в руках знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Владимир Иванович Даль жил более ста лет назад. Это был необыкновенный человек. Он был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Но чем бы ни занимался Даль, было у него главное в жизни дело: собирать слова. Он ездил по всей России и все время чутко прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. Даль собрал 200 000 слов. Но пока слова «прятались» у него в тетрадках, бесценное сокровище принадлежало ему одному. А Владимир Иванович хотел отдать его всем, сберечь для всех живой язык народа. Он решил составить словарь: «поселить» все слова вместе, в большой книге. Более века прошло с тех пор, как появился этот словарь, а мы до сих пор то и дело заглядываем в него и радуемся встрече с точными, яркими народными словами. В его словаре тарарам - это шум, суета, беспорядок. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке. Итак, значение каждого слова разъясняется в словарной статье. Рисунок тоже помогает понять значение слова. - Я думаю, вы поняли, что словарь - ваш помощник. Подружитесь с ним, и он поможет вам сделать вашу речь точной, богатой, выразительной. VI. Риторические задания. А сейчас мы с вами будем делать все наоборот: я говорю значение слова, а вы - отгадываете само слово. «Отгадай слово по его толкованию».
- Место, где готовят и продают лекарства. (Аптека.) - Детеныш собаки. (Щенок.) - Фрукты, ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.) - Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж.) - Лиственное дерево с белой корой. (Береза.) - Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд.)
-Давайте поиграем в словарную игру «Найди непонятное слово». Я дам вам отрывки из известных детских книг, а вы будете называть слова, значение которых вы не знаете. Может быть и так, что слово вам знакомо, но точно объяснить вы не можете. Будьте внимательны!

А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы

И скорее со всех ног

Наутёк.

А акула

Увильнула,

Только хвостиком махнула.

А за нею каракатица -

Так и пятится,

Так и катится…

(К. Чуковский)

Каракатица - морское малоподвижное животное, выделяющее красящее вещество чернильного цвета.

«Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана:

- Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец?

Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.

- Очень нужно мне раскаиваться! Не дождетесь..»

(А. Толстой)

Чулан - помещение в доме, служащее для хранения вещей, продуктов.

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса….

(К. Чуковский)

Вакса - черная мазь для чистки обуви.

Физминутка.

Вот по сказкам мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

Физминутку мы начнем.

  1. Путешествие Колобка -

Ребята, а вы можете показать как я укатился от бабушки?

Бежал по лесу?(бегут на месте)

А кого я встретил в лесу? (Зайца) А покажите как заяц прыгает?

А еще кого? (волка) А как волк бегает?

-Медведя. Как медведь ходит?

-Лису. Как лиса ходит?

А от кого в лесу вы постоянно отмахиваетесь? (Комаров) Изобразите их.

- Колобку очень понравилось слово «каракатица» и он придумал с этим словом скороговорку.

2. Скороговорка

Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…

Ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

Читают скороговорку вслух, шепотом, про себя.

- Колобку очень понравилась у нас. И он нас пока не отпускает. Колобок составил кроссворд и предлагает нам разгадать его.

Кроссворд

  1. Торговец; в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина эти торговцы на кораблях приплыли к царю Гвидону. (купец)

  2. Плетёная обувь из лыка (коры); герои многих народных сказок носили такую обувь.(лапти)

  3. Этот предмет употребляется для стирки белья; в «Ск4азке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина он есть в хозяйстве старухи. (корыто)

  4. Мастеровой, который ковал железо; это он сковал тоненький голосок злому волку, которым тот обманул козлят в сказке «Волк и семеро козлят».(кузнец)

  5. Домик; в одной сказке в нём жили сразу мышка -норушка, лягушка -квакушка и другие звери.(теремок)

  6. Круглый хлеб; на дне рождения дети часто поют про него песенку, показывая размеры и величину этого хлеба.(каравай)

1







2







3







4







5







6







- Понравилось отгадывать кроссворд? Это не только интересно, но и полезно: помогает определять и уточнять значение слов.

VIII. Обобщение.

Учитель:

- Итак, сегодня мы говорили о словах, которые мы как будто знаем, слышали, но не всегда понимаем, что они означают. Мы называем их «знакомые незнакомцы».

- Зачем же надо обращать внимание на эти слова?

- Точное значение слова нам нужно знать для того, чтобы правильно понимать прочитанное, точно выражать свои мысли. Услышав новое для себя слово, незнакомое, непонятное, попросите старших объяснить его значение или загляните в словарь. Только хорошо зная значение слова, вы сможете правильно его употребить в речи.

Подведение итогов, рефлексия. - Что вам больше всего понравилось? Что нового узнали? Что вызвало затруднение?

- Оцените свою деятельность на уроке, произносите фразу под выбранным кружком.

Зеленый Ры- Ра- Ры- Ра

Синий Вот и кончилась игра

Желтый Стоит вечер у двора

Красный Всем идти домой пора.

© 2010-2022