- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Я - гражданин России
Рабочая программа кружка Я - гражданин России
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панова И.В. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Я - гражданин России» разработана а на основе авторской программы Н.Я.Чутко «Я - гражданин России» ,в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы( утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373).
В основу программы положена нравственная концепция «Гражданин»:
Я, гражданин России, - патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу.
Я, гражданин России, - труженик в учебном кабинете школы, в кружке, в творческом коллективе.
Я, гражданин России, - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый.
Я, гражданин России, - значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру, традиции.
Я, гражданин России, - защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно - нравственного и правового долга. Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа кружка рассчитана для учащихся 4 класса. На работу отводится два часа в неделю, всего - 68 часов.
Цель и задачи программы.
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
1. Воспитывать в детях:
чувство самоуважения, уважение к членам своей семьи
эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде.
любви к Родине, своему городу, краю, родному дому.
в детях потребность в здоровом образе жизни.
2. Прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
3. Знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины.
4. Развивать творческие способности младших школьников.
Виды деятельности:
предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную деятельности, трудовая.
Формы:
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, конференции, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, выставки плакатов, родительские собрания совместно с детьми.
Предполагаемые результаты:
- высокий уровень самосознания;
- самодисциплина;
- понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
- умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
- Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученики», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
- убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле.
Список используемой литературы:
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.
-
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках:. В 2-х ч. - М. Издательский дом. С-инфо; Издательство «Баласс», 2006.
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
-
Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 4 класс : Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М. : Дрофа, 1997.
Предполагаемые результаты реализации программы:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения.
1-3
Введение.
3ч.
От прошлого к будущему.
1
Зачем мне история?
2
4-21
Древняя Русь.
18 ч.
Восточные славяне и их соседи.
1
Образование Древнерусского государства.
2
Крещение Руси. Киевская Русь.
2
Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.
1
Основание Москвы. Юрий Долгорукий.
2
Культура древности, родной край в древности (в отдельных примерах).
3
Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.
1
Новгородская Русь и Александр Невский.
1
Невская битва и битва на Чудском озере.
1
Объединение русских земель вокруг Москвы.
2
Куликовская битва. Дмитрий Донской.
2
22-34
Московское государство.
13 ч.
Первый русский царь Иван Грозный.
1
Расширение границ государства.
1
Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Фёдоров.
2
«Смутные времена». Защита отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века.
2
Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин.
2
Жизнь, быт и культура России в XVII веке.
5
35-41
Российская империя.
7 ч.
Пётр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России.
2
Полтавская битва.
1
После петровская Россия. Екатерина II.
2
М. Ломоносов. А. Суворов.
1
Культура России.
1
42-51
ХIХ век России.
10 ч.
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов.
3
Николай I и декабристы.
2
Российская империя во второй половине ХIХ века. Отмена крепостного права. Жизнь и быт. Культура России.
5
52-67
ХХ - ХХIвек. История и современность.
16 ч.
Конец Российской империи. Падение царской власти.
2
Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР.
2
Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.
5
Послевоенное становление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России.
3
Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное собрание).
2
Государственные символы (герб, гимн, флаг).
2
68
Заключение
1 ч.