- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками
Конспект урока русского языка по теме Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Болтукова И.М. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Лабытнанги
Конспект урока
русского языка в 3 классе
по теме: «Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками»
Болтукова И.М.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока. Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
Цели:
-
восстановить алгоритм написания слов с разделительными Ъ и Ь знаками;
-
развивать умение сравнивать и различать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;
-
вовлекать каждого ребёнка в учебно-познавательную деятельность при работе в группе, воспитывать культуры спора, развивать умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать с учителем и друг с другом;
-
обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
-
продолжать работу по формированию самооценки учащихся;
-
развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
-
воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-путешествие, мини-исследование. Оборудование:
- сигнальные карточки;
- бейджики красного, жёлтого, зелёного фона с надписью Ь или Ъ знаки;
- флажки красного, жёлтого, зелёного цвета;
- авторская презентация по ходу урока «Приглашение в сказочный лес» с вложенной презентацией для проверки знаний «Правописание ъ и ь знаков в словах», взятой на сайте viki.rdf.ru.;
- флейш-задание из Единой коллекции ЦОР, school-collection.edu.ru;
- карточки для дифференцированной и групповой работы;
- оценочные листы.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание Организационный момент.
Определение темы урока
II Минутка чистописания.
III Актуализация знаний.
IV. Работа в группах.
V. Работа над темой. Словарная работа.
VI Физминутка.
VII Работа над предложением.
VIII Закрепление материала.
IX Выполнение дифференцированных заданий
X Обобщение.
XI Подведение итогов.
- Прозвенел звонок для нас.
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи русского языка. Во время исследования и дальнейшей работы вы будете заполнять лист успешности.
- Над какой проблемой мы сегодня будем работать, попробуйте догадаться.
Однажды я стала невольным свидетелем одного разговора.
- Какова же тема нашего исследования?
- Верно! Мы будем заниматься изучением слов с разделительным Ъ знаком и с разделительным Ь знаком.
- А какие цели будем преследовать на уроке исследования?
- Запишите число, когда мы начали исследование и где оно начато.
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы, которые не обозначают звуков.
- Какие это буквы?
- Нарисуйте корону над тем сочетанием букв, которое у вас получилось лучше всех.
-Что общего и чем интересны эти буквы? В чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу по плану:
- Составьте графическую схему написания разделительных ь и ъ знаков.
- Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков?
- Чем различается написание слов с разделительными Ъ и Ь?
- Давайте составим алгоритм работы над словами, в котором пишутся разделительный ъ и ь знаки:
- Итак, у нас есть теоретические знания, которыми мы должны уметь пользоваться, нам необходимо научиться применять их на практике. Давайте покинем класс и отправимся в путешествие. А отправимся мы в сказочный лес, кто будет нашими попутчиками?
- Закрывайте глаза.
Слайд 1. Приглашение в сказочный лес.
Слайд 2. (Чтение стихотворения под музыку)
Слайд 3. Словарная работа.
- С проделками, каких животных мы здесь можем столкнуться?
- Какая орфограмма встретилась в словах?
Проверка.
Слайд 4. SOS! SOS! SOS!
- Кому-то потребовалась наша помощь?
Слайды 5-11. «Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками».
- Мы помогли колобку, продолжаем путешествие по сказочному лесу.
Слайд 12. Работа по группам.
- Смотрите, тропинка расходится в две стороны, наверно, и нам надо разделиться.
Слайд 13. Проверка.
- Мудрая Сова тоже разобралась с заданием и поможет вам его проверить.
Слайд 14.
"Прогулка".
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
VII Слайд 15.
- Пока мы с вами отдыхали, в лесу поднялся ветер и унёс некоторые слова и буквы из предложений. Ёжику удалось разыскать некоторые из них, но какие из них вставить в предложение он не знает, давайте ему поможем.
- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.
Ворвался вет..р (в) лес.
______________ он ___________ на д..рев..ях.
Слова для справок: лист…я, вз…ерошил, с…ёжил, суч..я.
Проверка.
- Что обозначает слово взъерошил?
Работа в парах.
- Сейчас все отдохнули
И новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Парную работу.
Слайд 16. «Ловушка».
- Ветер перепутал буквы в словах. Восстановите порядок.
Съжался, сьёжился, сехал.
Поъехал, подьехал, подъбежал.
- Запишите правильно, обозначьте орфограмму.
Проверка.
Слайд 17.
- Тропинка ведёт нас всё дальше и дальше. Смотрите, она разбегается на 4 стороны. Лесные жители приглашают нас к себе в гости, придётся нам опять разделиться.
Слайд 18. Проверка.
1 группа:
Ь
вьюга
Марьяна
воробьи
чириканье
Ъ
взъерошенные
объявляли
2 группа:
Объявил, взъерошил, льётся,
Съезд, объявит, разобьётся,
Разъяснит, объест, напьётся,
Съест, оладьи, перевьётся.
3 группа:
В лесу объявлен
Всезвериный съезд.
Сегодня никого
Никто не съест.
Индивидуальное задание:
Есть терпенье -
будет и уменье.
- Вы проявили сегодня большое терпенье и показали нам свои уменья.
Молодцы!
- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь знаков. Мы закончили нашу работу и указали Ъ и Ь знакам их законные места. Давайте ещё раз вспомним об этом.
- Что в них общего?
- Чем отличается написание слов с разделительным ь и ъ знаком?
- Теперь разделительные ъ и ь знаки перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не путайте и вы их, ребята!
- Всем ребятам надо знать,
Где Ъ, а где Ь знак писать.
Слайд 19.
- Оцените свою работу в исследовании и путешествии и поставьте букву Я на ступеньку лесенки, как вы работали на уроке:
- Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сядем, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
Урок русского начнём.
(Инсценирование стихотворения.).
- Не чересчур ли ты добряк? -
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! -
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор - никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
Ответы детей (Написание слов с разделительными ъ и ь знаками)
- Будем повторять и сравнивать правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь правильно определять, какой знак написать в слове.
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу …
Дети пишут.
ь ъ ььь ььь ъъъ ъъъ
вью вьё тья вьи нье бъя съё въе дъю
Дети выполняют работу по вариантам (мальчики и девочки), используя схему:
Девочки
Мальчики
Крылья
Вьюн
Соловьи
Вьётся
Веселье
Объезд
Разъяснение
Съёжился
Предъюбилейный
- Учащиеся рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь знаков по плану.
Дети составляют графическую схему в каждой группе девочки про разделительный ь, а мальчики - про разделительный Ъ.
Ответы детей. (Не допускают слияния гласного и согласного).
Дети высказываются.
(ь и ъ)
Дети закрывают глаза.
Дети выполняют разминка для глаз.
Учащиеся записывают в тетрадь ответ.
Образец записи в тетради.
Проделки (чьи?) медвежьи, заячьи, вороньи, сорочьи, оленьи, лисьи.
Написание разделительного ь.
- Колобку.
Ребята работают с сигнальными карточками (ъ, ь), помогают Колобку спастись от зайца, волка, медведя, лисы и возвратиться к бабушке и дедушке.
Каждая группа отбирает и записывает в тетрадь свои слова. Капитан читает слово, дети решают и записывают в тетрадь.
ь
ъ
Крылья
Жильё
Счастье
Серьёзный
Семья
Листья
Подъезд
Съёжился
Съест
Объявление
Объяснил
Съедобный
Выполняют движения.
Запись предложений.
Ворвался ветер в лес. Взъерошил он листья на деревьях.
Ответы детей.
Записывают слова в тетрадь.
Проверяют правильность, выполненной работы: сжался, съёжился, съехал. Поехал, подъехал, подбежал.
Работа по карточкам (три уровня).
1 уровень (красный фон): выписывают слова из текста в 2 столбика, обозначают орфограмму. (Приложение 1).
2 уровень (жёлтый фон): списывают слова и вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограмму. (Приложение 2).
3 уровень (зелёный фон): находят в тексте ошибки, исправляют их и записывают правильно, обозначают орфограмму. (Приложение 3).
Индивидуальная работа. Два человека работают на компьютерах (Использование ЦОР, флейш-задание).
Учащиеся определяют, в каких словах пишется ъ, а в каких - ь, чтобы открыть заветную дверь и прочитать пословицу:
Есть терпенье - будет и уменье.
Ответы детей.
Оценивают свою работу. (По желанию комментируют)
У каждого из учащихся бейджик ( бейджики красного или жёлтого цвета, с ъ или ь знаком).
Первоначально ребята сидят в 3 группах.
После каждого этапа урока дети выставляют баллы успешности.
На доске учитель вывешивает карточки с Ъ и ь знаками.
Учащимся раздаются карточки (Приложение 5).
В каждой группе проходит обсуждение.
Все схемы вывешиваются на доске, сравнивают, приходят к единому мнению.
(Приложение 4)
Алгоритм. (Приложение 6)
Карточки с ъ и ь переворачиваются, и на обратной стороне буквы-человечки. (Приложение 8)
Слышны звуки леса.
На слайде появляются изображения животных
На слайде появляется верная запись.
Используется презентация,
скачана с сайта viki.rdf.ru
Класс делится на две группы, у кого на визитке ъ в одну группу, у кого- ь - в другую.
(Дети получают карточки со словами, в которых пропущены ь или ъ).
(На столы расставляются флажки красного, жёлтого, зелёного цвета, дети рассаживаются по цвету на бейджиках)
Домашнее задание.
- Подсчитайте, сколько баллов набрали во время исследования и путешествия.
- Из орфографического словаря выписать 10 слов с разделительными ь или ъ знаками, узнать их значение, составить предложение с двумя из этих слов.
Считают количество заработанных баллов.