- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по биологии
Программа по биологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Краснощёк Е.Н. |
Дата | 30.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Биология
Пояснительная записка
7 класс (34 часа)
Программа курса биологии для составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, с учётом особенностей познавательной деятельности ….(уч.-ся)
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по биологии.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников коррекционной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности : объяснять, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.
Учебно-тематический план
Растения, грибы и бактерии - 7 класс.
-
Введение. Многообразие растений - 3 ч.
-
Цветок - 3ч.
-
Семя растений - 3 ч.
-
Корни - 4 ч.
-
Лист - 3 ч.
-
Стебель - 2 ч.
-
Растение - целостный организм - 4 ч.
-
Многообразие растений, бактерий и грибов - 4 ч.
-
Однодольные покрытосеменные -4 ч.
-
Двудольные растения (паслёновые, бобовые, розоцветные, сложноцветные) - 4 ч.
Содержание программы
7 класс Растения, грибы и бактерии (1 ч в неделю)
Введение
- Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
-
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
-
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
- Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
- Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
- Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения - доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Лабораторные работы.
-
Органы цветкового растения.
-
Строение цветка.3. Строение семени фасоли. 4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян.
● Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. ● Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
● Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.
● Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.Использование древесины хвойных и лиственных деревьев. ● Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
● Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа). ● Однодольные растения. Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
● Двудольные растения. -Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец - для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак. Бобовые. Горох (фасоль, соя - для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы. -Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос - для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. -Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы - однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: - названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь: - отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения; - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
различать грибы и растения.
Календарно-тематическое планирование по биологии
7 класс (34 ч) 1 ч в неделю.
1 четверть (9 часов).
№
Тема
Кол-во часов
Виды контроля
Домашнее задание
Дата
Примечание
Многообразие растений.(3 ч)
1.
Введение. Разнообразие растений.
1
текущий
§1, вопр.
2.
Значение растений.
1
текущий
§2, пересказ
3.
Охрана растений.
1
текущий
§3, рисунок
Цветок. (3 ч)
4.
Строение цветкового растения.
1
текущий
§5, вопр.
5.
Строение цветка.
1
текущий
§7, рисунок
6.
Виды соцветий.
1
текущий
§8, вопр.
Плод ( 3 ч).
7.
Плоды. Разнообразие плодов.
1
текущий
§9, пересказ
8.
Размножение растений семенами.
1
текущий
§10, вопр.
9.
Условия прорастания семян.
1
текущий
§12, вопр.
2 четверть (7 часов).
№
Тема
Кол-во часов
Виды контроля
Домашнее задание
Дата
Примечание
Корень (4 ч).
1.
Корень. Виды корней.
1
текущий
§14, рисунок
2.
Корневые системы. Корневые волоски.
1
текущий
§15, вопр.
3.
Значение корня в жизни растения.
1
текущий
§17, пересказ
4.
Видоизменения корней.
1
текущий
§18, вопр.
Лист (3 ч).
5.
Лист. Внешнее строение листа.
1
текущий
§20, вопр.
6.
Из каких веществ состоит растение.
1
текущий
§21, пересказ
7.
Испарение воды листьями. Дыхание растений.
1
текущий
§23, вопр.
3 четверть (10 часов).
№
Тема
Кол-во часов
Виды контроля
Домашнее задание
Дата
Примечание
Стебель ( 2 ч).
1.
Стебель. Строение стебля.
1
текущий
§25, вопр.
2.
Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни дерева.
1
текущий
§27, пересказ
Растение - целостный организм ( 4 ч).
3.
Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.
1
текущий
§28, вопр.
4.
Деление растений на группы. Деление цветковых на классы.
1
текущий
§30, вопр.
5.
Мох как представитель многолетних травянистых растений
1
текущий
§32, вопр.
6.
Папоротники- нецветковые растения.
1
текущий
§34, рисунок
Однодольные покрытосеменные растения.(4 ч.).
7.
Однодольные покрытосеменные растения. Общие признаки злаковых.
1
текущий
§35, вопр.
8.
Хлебные злаковые культуры.
1
текущий
§37, вопр.
9.
Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.
1
текущий
§39, вопр.
10.
Овощные и дикорастущие лилейные. Строение луковицы.
1
текущий
§41, вопр.
4 четверть (8 часов).
№
Тема
Кол-во часов
Виды контроля
Домашнее задание
Дата
Примечание
Двудольные покрытосеменные растения (4 ч).
1.
Пасленовые. Определение общих признаков пасленовых. Паслен.
1
текущий
§42, вопр.
2.
Цветочно-декоративные пасленовые .
1
текущий
§44, рисунок
3.
Покрытосеменные растения .
1
текущий
§45, вопр.
4.
Общие признаки розоцветных. Общие признаки сложноцветных.
1
текущий
§47, вопр.
Многообразие растений, бактерий и грибов (4 ч).
5.
Бактерии и особенности их жизнедеятельности.
1
текущий
§48, пересказ
6.
Строение и особенности жизнедеятельности грибов.
1
текущий
§50, пересказ
7.
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.
1
текущий
§52, рисунок
8.
Мир растений.
1
текущий