Программа по биологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология

Пояснительная записка

7 класс (34 часа)

Программа курса биологии для составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, с учётом особенностей познавательной деятельности ….(уч.-ся)

Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по биологии.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников коррекционной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности : объяснять, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.

Учебно-тематический план

Растения, грибы и бактерии - 7 класс.

  1. Введение. Многообразие растений - 3 ч.

  2. Цветок - 3ч.

  3. Семя растений - 3 ч.

  4. Корни - 4 ч.

  5. Лист - 3 ч.

  6. Стебель - 2 ч.

  7. Растение - целостный организм - 4 ч.

  8. Многообразие растений, бактерий и грибов - 4 ч.

  9. Однодольные покрытосеменные -4 ч.

  10. Двудольные растения (паслёновые, бобовые, розоцветные, сложноцветные) - 4 ч.

Содержание программы

7 класс Растения, грибы и бактерии (1 ч в неделю)

Введение

  • Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
  • Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

  • Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

  • Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
  • Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
  • Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения - доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).

Лабораторные работы.

  1. Органы цветкового растения.

  2. Строение цветка.3. Строение семени фасоли. 4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Практическая работа. Определение всхожести семян.

● Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. ● Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

● Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.

● Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.Использование древесины хвойных и лиственных деревьев. ● Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
● Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа). ● Однодольные растения. Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

● Двудольные растения. -Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец - для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак. Бобовые. Горох (фасоль, соя - для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы. -Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос - для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. -Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы - однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать: - названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

Учащиеся должны уметь: - отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

- различать органы у цветкового растения; - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

различать грибы и растения.







Календарно-тематическое планирование по биологии

7 класс (34 ч) 1 ч в неделю.

1 четверть (9 часов).

Тема

Кол-во часов

Виды контроля

Домашнее задание

Дата

Примечание

Многообразие растений.(3 ч)

1.

Введение. Разнообразие растений.

1

текущий

§1, вопр.

2.

Значение растений.

1

текущий

§2, пересказ

3.

Охрана растений.

1

текущий

§3, рисунок

Цветок. (3 ч)

4.

Строение цветкового растения.

1

текущий

§5, вопр.

5.

Строение цветка.

1

текущий

§7, рисунок

6.

Виды соцветий.

1

текущий

§8, вопр.

Плод ( 3 ч).

7.

Плоды. Разнообразие плодов.

1

текущий

§9, пересказ

8.

Размножение растений семенами.

1

текущий

§10, вопр.

9.

Условия прорастания семян.

1

текущий

§12, вопр.

2 четверть (7 часов).

Тема

Кол-во часов

Виды контроля

Домашнее задание

Дата

Примечание

Корень (4 ч).

1.

Корень. Виды корней.

1

текущий

§14, рисунок

2.

Корневые системы. Корневые волоски.

1

текущий

§15, вопр.

3.

Значение корня в жизни растения.

1

текущий

§17, пересказ

4.

Видоизменения корней.

1

текущий

§18, вопр.

Лист (3 ч).

5.

Лист. Внешнее строение листа.

1

текущий

§20, вопр.

6.

Из каких веществ состоит растение.

1

текущий

§21, пересказ

7.

Испарение воды листьями. Дыхание растений.

1

текущий

§23, вопр.

3 четверть (10 часов).

Тема

Кол-во часов

Виды контроля

Домашнее задание

Дата

Примечание

Стебель ( 2 ч).

1.

Стебель. Строение стебля.

1

текущий

§25, вопр.

2.

Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни дерева.

1

текущий

§27, пересказ

Растение - целостный организм ( 4 ч).

3.

Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.

1

текущий

§28, вопр.

4.

Деление растений на группы. Деление цветковых на классы.

1

текущий

§30, вопр.

5.

Мох как представитель многолетних травянистых растений

1

текущий

§32, вопр.

6.

Папоротники- нецветковые растения.

1

текущий

§34, рисунок

Однодольные покрытосеменные растения.(4 ч.).

7.

Однодольные покрытосеменные растения. Общие признаки злаковых.

1

текущий

§35, вопр.

8.

Хлебные злаковые культуры.

1

текущий

§37, вопр.

9.

Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.

1

текущий

§39, вопр.

10.

Овощные и дикорастущие лилейные. Строение луковицы.

1

текущий

§41, вопр.

4 четверть (8 часов).

Тема

Кол-во часов

Виды контроля

Домашнее задание

Дата

Примечание

Двудольные покрытосеменные растения (4 ч).

1.

Пасленовые. Определение общих признаков пасленовых. Паслен.

1

текущий

§42, вопр.

2.

Цветочно-декоративные пасленовые .

1

текущий

§44, рисунок

3.

Покрытосеменные растения .

1

текущий

§45, вопр.

4.

Общие признаки розоцветных. Общие признаки сложноцветных.

1

текущий

§47, вопр.

Многообразие растений, бактерий и грибов (4 ч).

5.

Бактерии и особенности их жизнедеятельности.

1

текущий

§48, пересказ

6.

Строение и особенности жизнедеятельности грибов.

1

текущий

§50, пересказ

7.

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.

1

текущий

§52, рисунок

8.

Мир растений.

1

текущий



© 2010-2022